Мои женщины Апрель 1964 Культ личности Сталин

Александр Суворый
Мои женщины. Апрель 1964. Культ личности. Часть 1. Сталин.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация из детского альбома автора: Весна 1964 года. Суворов. Приезд из Звенигорода к нам в гости семьи Егора Суворова, младшего брата моего папы. Мой двоюродный братик Игорёк, я и мой папа, Суворов Сергей Иванович (ему тогда было 45,5 лет).

12 апреля 1964 года «в Советском Союзе произведён запуск управляемого маневрирующего аппарата «Полёт-2». Его запуск произведён в целях дальнейшего совершенствования космических аппаратов, позволяющих осуществлять широкое маневрирование во всех направлениях, и отработки вопросов, связанных с решением задачи сближения и встречи объектов в космосе. Для осуществления маневров в космосе и стабилизации полёта космический аппарат «Полёт-2» оборудован специальной аппаратурой управления и системой двигательных установок. «Полёт-2» был выведен на исходную орбиту и в соответствии с установленной программой осуществил многократные манёвры в различных направлениях. Проходя через различные районы космического пространства, «Полёт-2» передавал на Землю радиотелеметрическую информацию».

Мы с папой почти дуэтом прочитали вслух эту заметку в газете «Правда» и с восторгом посмотрели друг на друга: мы знали, мы верили, мы догадывались, что наши создадут боевой космический корабль, который сможет истреблять на орбитах вражеские спутники! В классной стенгазете я уже рисовал красочные картины о том, как наши космические корабли выполняют обязанности кораблей-истребителей. Мы с папой с гордостью обменялись мнениями об этом советском космическом аппарате «Полёт-2» и папа заметил, что это уже второй такой аппарат в «русском космосе». «Русский космос»! Мне очень понравилось это папино выражение, я его запомнил на всю жизнь…

В мире в апреле 1964 года происходили разные события:

- 13 апреля 1964 года «Уинстон Филд ушёл в отставку с поста премьер-министра Южной Родезии (современное Зимбабве) после того, как не получил в парламенте поддержку по вопросу об одностороннем объявлении независимости в случае, если Великобритания будет настаивать на предоставлении равного права голоса африканскому большинству населения страны». Новое правительство Южной Родезии сформировал некто Иэн Смит»;
- 15 апреля 1964 года «в Институте атомной физики Академии наук Румынии был сконструирован спектрограф для изучения электронного парамагнитного резонанса, при этом чувствительность прибора такова, что он реагирует на присутствие одной миллиардной грамма вещества». Папа сказал, что это «умопомрачительно малая величина»;
- 16 апреля 1964 года «в Великобритании 12 участников «Большого ограбления поезда» (о котором все только и говорили - автор) приговорили к тюремному заключению в общей сложности сроком на 307 лет (12 августа 1964 года один из преступников - Чарльз Уилсон при помощи сообщников совершит побег из тюрьмы Уинсон-Грин)»;
- 16 апреля 1964 года «в Южной Родезии (современное Зимбабве) Джошуа Нкомо, лидер Африканского национального союза Зимбабве, помещён под домашний арест»;
- 17 апреля 1964 года «в СССР отметили 70-летие Первого секретаря ЦК КПСС (1953-1964) Никиты Сергеевича Хрущева» и начался новый «культ личности».

- Культ личности, то есть превращение какой-либо личности в кумира, в икону, в божество, - ответил на мой вопрос мой папа, учитель труда и машиноведения Суворовской средней школы №2, Суворов Сергей Иванович, - это естественный процесс в человеческих отношениях, зародившийся много миллионов лет назад ещё в эпоху первобытного общества. В те времена первые люди жили в условиях жизни, когда грубая физическая сила доминировала, потому что только так можно было выжить в борьбе за существование.
- Поэтому, - важно сказал папа, - первобытные люди инстинктивно уважали, возвеличивали наиболее сильного представителя своего рода, подчинялись ему, надеялись на него, искали у него защиты и покровительства, то есть помощи.
- Со временем такие физически сильные вожаки, они же – отцы семейства и зачинатели первобытных родов – становились во мнении и в памяти своих потомков божествами, духами предков, богами. Потом, живые потомки этих духов-предков, ставших божествами, начали им подражать, быть на них похожими, переняли их привычки, манеру поведения, характеры, то есть начали быть живыми божествами или богами.
- Первобытные люди видели в них воплощение духов-предков, - заключил мой папа, - и так возник культ предков или культ личности, похожей на общепризнанного вождя. Понимаешь?

- Пока нет, - честно ответил я.
- Ну, например, - сказал папа. – Был совсем недавно куль личности Сталина, главнокомандующего Красной Армией во время войны и главы нашего государства и партии. Так его официально называли «верным ленинцем», «продолжателем дела Ленина». Кто такой Ленин ты знаешь?
- Про Ленина я знаю! – твёрдо и гордо ответил я. – Ленин – вождь мирового пролетариата, создатель и вдохновитель Великой Октябрьской социалистической революции и Советского государства – СССР.
- Вот-вот, - одобрительно сказал папа, – а Сталин – это соратник Ленина в революции и его гениальный продолжатель. Вот отсюда культ личности Сталина.
- Во время войны, - как-то печально сказал мой папа, - Сталин был как бог, на которого все надеялись. С его именем шли в бой, смертельный бой и кричали: «За Родину! За Сталина!».

- Я так не кричала, - сказала наша мама, входя в зал с тарелками в руках. – Помоги ка, Саша, мне на стол накрыть…
- А почему? – спросил я маму.
- Что «почему»? – переспросила мама.
- Почему не кричала «За Сталина!»?
- Потому что наша мама в атаку на поле боя не ходила, - ответил за неё наш папа. – Она во время войны служила в передвижном госпитале ВСП-29.
- Да, - гордо сказала наша мама. – Я все четыре года войны была старшей медсестрой военно-санитарного поезда и в атаки не ходила, но под бомбёжкой была неоднократно. Поэтому мы не кричали, а тихо делали своё дело, спасали и вылечивали раненых на поле боя.
- А я ходил, - печально, но также твёрдо сказал-ответил наш папа. – И кричал. И «За Родину!», и «За Сталина!». И свято верил, что Сталин всё знает, всё видит, всё понимает и всем руководит так, как надо.
- Поэтому ты так рьяно его защищал, когда развенчали его культ личности, - сказала едко наша мама.

- Да! Защищал, - почти гневно сказал папа. – Он был мой, наш главнокомандующий. Во время войны нельзя сомневаться в святости высших военачальников! Иначе дисциплины и победы не будет…
- Вот поэтому, - также едко добавила наша мама, - ты сейчас славословишь Никите…
- Не «Никите», а Никите Сергеевичу! – почти гневно и криком ответил маме наш папа, а затем добавил, - Что-то ты, Ниночка, свою обычную «тихость» на «лихость» сменила…
- Зато ты опять попался на удочку веры в культ личности, - твёрдо и тоже с явно скрытым гневом ответила мама. – Смотри, Серёжа, как бы снова новый культ личности не развенчали. Есть за что…

Мои мама и папа надолго, на всё время обеда и ужина, замолчали. Больше они друг с другом не общались и на мои робкие вопросы не отвечали. Прибежавший с улицы мой старший брат Юра шёпотом меня расспросил и тоже недоумевал, почему наши родители поссорились на каком-то «культе личности». Юре это было «пополам», а я решил выяснить, в чём тут дело…

Культ личности Сталина я не застал, потому что родился 7 января 1953 года, а Сталин умер 5 марта 1953 года, то есть мне тогда было всего три месяца от роду, я почему-то помню странный кошмарный сон, который приснился мне в раннем-раннем детстве…

Будто бы я лечу в пространстве длинного узкого коридора над кроваво-красной ковровой дорожкой на полу, а по сторонам двери с ручками и за них цепляюсь своими руками и плечами. Цепляюсь, хочу остановить свой полёт в коридоре, но не могу. Стены коридора покрыты деревянными панелями. Двери наполовину застеклённые, но зашторенные. На деревянном потолке тусклые люстры. Сумрачно, жутко и очень холодно. И ещё я помню, что во время полёта по этому коридору мне было очень одиноко, обидно и страшно.

Я как-то рассказал об этом сне моим папе и маме и они как-то странно переглянулись, потом мама осторожно стала расспрашивать, когда я видел этот сон, но я сказал, что это было очень давно, и что это был мой второй такой страшно холодный сон, который я видел. Первый такой же страшный и жуткий сон я видел тогда, когда болел в «детстве» скарлатиной.

Тогда я видел себя голым лежащим на столике для пеленания младенцев с бортиками в виде перильцев на частых стоечках, а надо мной склонились лица трёх женщин в марлевых врачебных масках и они холодными руками что-то со мной делали. Только одни руки были тёплыми, и голос этой женщины мне был знаком. Мне было тогда очень больно в горле, я плакал, кричал, но своего голоса я не слышал. А потом я увидел себя и этих женщин-врачей со стороны и сверху, а потом всё пропало. Я этот сон видел много раз…

Мама сказала, что это было тогда, когда я болел скарлатиной, и все думали, что я «не выкарабкаюсь», но я каким-то чудом поправился. Потом она добавила, что это было как раз в марте 1953 года, и что я не мог ничего этого помнить и видеть, но её «сразили» подробности сна, особенно эти «перильца с частыми стоечками». Такие столы для пеленания младенцев действительно делали в 40-50-е годы, но я их мог видеть в их инфекционном отделении Суворовской центральной больницы №1. Я не спорил, потому что это было неважно, а ещё потому, что я не хотел больше видеть те сны…

Культ личности Сталина как-то прошёл мимо меня, но я его застал, как и все детсадовские дети и младшие школьники 50-х и начала 60-х годов. Например, в 1960 году, когда нас 1 сентября привели в Суворовскую среднюю школу №1 и после торжественной линейки со звоном в большой колокольчик во дворе школы привели в класс, мы увидели множество портретов, плакатов и картин, среди которых над школьной доской в красивых рамках были портреты: двух бородатых мужчин - Карла Маркса и Фридриха Энгельса, знакомого лысоватого человека с усами и бородкой клинышком – В.И. Ленина и усатого пожилого советского маршала – это был Сталин.

На перемене наша первая учительница сводила наш 1-й «А» класс строем на второй этаж в большой зал-коридор с широкими и высокими окнами по правой стороне и с дверями по левой - в классы. На стенах и в простенках между дверями висели картины: на одной В.И. Ленин беседовал с крестьянами, сидящими в креслах за круглым столиком (картина Владимира Александровича Серова «Ходоки у В.И. Ленина». Холст, масло. 61 ; 58,5 см, 1950 г.), на другой – В.И. Ленин беседует с И.В. Сталиным (картина Васильева Петра Васильевича. Холст, масло. 130х175. 1949 г.).

В середине школьного зала-коридора по левой стороне стоял на пьедестале, покрытом красным бархатом, огромный гипсовый бюст Сталина, мимо которого нам с самого начала строго-настрого запретили бегать. Мы должны были проходить мимо только шагом, потому что от тяжести половицы пола сильно скрипели, а пионеры должны были отдавать пионерский салют бюсту Сталина.

На правой стороне зала-коридора в простенках между окнами тоже были картинны с изображениями Сталина. На одной комсомольцы принимали пионерку в комсомол, а за ней на тумбочке стоял небольшой бюст Сталина. На другой картине была нарисована широкая лестница, по ступеням которой спускались празднично одетые люди разных национальностей с красными флагами. На одном из них был портрет Сталина (картина Алексея Константиновича Соколова «Знаменосцы мира». 1951 год). Справа от широкой каменной лестницы, ведущей на второй этаж в школьный зал-коридор, над дверью в школьную библиотеку висел огромный портрет И.В. Сталина (картина Дмитрия Аркадьевича Налбандяна «И.В. Сталин». 1945-1946 гг.). Сталин с этого портрета мог смотреть на любого из нас, куда-бы он не шёл…

В ноябре 1960 года со стен школьного зала на втором этаже исчезли все картины со Сталиным. На картине, где пионерку принимали в комсомол, замазали бюст Сталина на тумбочке, но он всё равно проглядывал сквозь мазки краски. Исчез громадный парадный портрет Сталина над входом в школьную библиотеку. Я всегда съёживался под этим портретом, когда по заданию учительницы ходил в библиотеку за картами, плакатами и школьными пособиями. Огромный бюст Сталина ещё стоял в школьном зале-коридоре, но теперь старшие мальчишки, пробегая мимо него на переменах, осмеливались то дёрнуть его за гипсовые холодные усы, то сунуть ему палец в ноздрю, а один, самый хулиганистый, однажды даже смачно плюнул ему в широкий лоб…

После праздника Великого Октября 7 ноября 1960 года я с моим старшим братом и его друзьями видели тайком, как наш учитель труда, учитель физкультуры и какой-то незнакомый мужик в чёрном плаще под холодным дождём выкопали яму на клумбе, разбитой на месте бывшего школьного общего для мальчиков и девочек туалета. Потом они молотом поочерёдно раскололи на куски большой бюст Сталина, стоявший на втором этаже нашей школы в зале-коридоре, свалили куски в эту яму и засыпали землёй. После этого вспоминать и упоминать Сталина на уроках, дома или на улице было не принято, потому что все этого избегали. Зато теперь вовсю славили Никиту Сергеевича Хрущёва…

Однажды вечером после ужина мы всей семьёй расположились на своих привычных местах в большой комнате нашего дома, чтобы посмотреть телевизор. Мама, как обычно, заняла своё место среди небольших подушечек в кресле в углу зала у бывшей домовой печки, на стенке которой были расположены фотографии её отца в молодости, Василия Никитича Максимова и мамы, Юлии Александровны Максимовой (Конёвой). Папа занял своё место слева с левого бока на диване, на котором спал мой рослый старший брат Юра. Юра уселся на своё место в середине дивана, как всегда локтями и коленями расширяя за счёт меня своё жизненное пространство возле папы. Я занял правую сторону дивана, возле окна, из которого всегда дуло с улицы, потому что нашему горячему и страстному Юре всегда требовался свежий воздух, и он проковырял дырочку наружу под подоконником.

Родители и Юра смотрели телепередачи, если они были интересные, допоздна, а мне разрешалось смотреть с ними до конца только под Новый год или во время больших государственных праздников. В обычные дни у сеня был «школьный режим дня» и я должен был идти спать к себе на свой маленький диванчик в маленькую комнату-спальню – школьный кабинет. Зато остаток позднего вечера я мог компенсировать чтением книг под зелёным абажуром настольной лампы. В этот вечер по телевизору кинофильма не было, была какая-то скучная передача и мы все ждали трансляции ещё более позднего концерта из дома радио и телевидения.

Говорить и спрашивать родителей о культе личности я не решался, потому что в последнее время наши мама и папа строго-настрого запрещали мне говорить «о политике», однако я спросил об этому у Юры, а он вдруг сегодня вечером попросил нашего папу рассказать о культе личности.

- Пап! – вызывающим тоном, как бы приглашая в игру или в драку, сказал Юра. – Расскажи про культ личности. Что это такое? Откуда он взялся?
- О! – опешил наш папа. – С чего это ты так заинтересовался? Что случилось?
- Да ничего! Ребята спросили, а я без понятия, - ответил с досадой Юра. На самом деле это я его спросил, а Юра не смог мне ничего ответить толком…

- Культ личности.., - задумался наш папа, - это такое общественное явление, которое было в нашей истории, да и есть сейчас…
- Серёжа, я прошу тебя.., - с тревогой сказала наша мама и закутала поджатые ноги на кресле в складки клетчатого шерстяного пледа.
- Я аккуратно, - откликнулся папа. – Когда ещё наши дети захотят узнать правду?

- Мне было всего 6 лет, когда зимой 1924 года умер Владимир Ильич Ленин – глава нашего советского государства. Я помню только, что все горевали, беспокоились, даже в нашей глухой деревне Кошелёвка, - начал рассказывать наш папа. - Все тогда были настроены на то, что в стране начнутся беспорядки, но вскоре во главе страны стал Иосиф Виссарионович Сталин и мужики заговорили, что он наведёт стальной порядок. Все этого ждали, потому что разруха и голод тогда, после Гражданской войны, были страшными…
- В 1929 году, когда Сталину исполнилось 50 лет, началось его возвеличивание в ранг «отца народов»; мне тогда было 11 лет, и я с восторгом вместе со всеми смотрел на плакаты с портретами Сталина. Это был настоящий вождь! Красивый, усатый, большой, мудрый. Ещё бы! Соратник Ленина! Глава государства и партии! Его тогда все любили…
- Потом мне некогда было интересоваться политикой, потому что я учился в школе, в ремесленном училище на Ханинском чугунолитейном заводе, работал дома в Кошелёвке вместе с отцом, помогал матери справиться с Толиком, средним моим братом, с Гуриком, младшим братом и Клавкой, младшей сестрой. Забот было полный рот…

- А потом в 34-м году мне исполнилось 16 лет, и меня мой папа отправил с гусём подмышкой в Москву к нашему родственнику и тот устроил меня сначала на работу в железнодорожное депо, а потом на военный завод, - токарем. В это время Сталин был уже как бог – всеми любим, уважаем и почитаем. А потом началась война с «врагами народа»…
- Серёжа! – опять «в голос» предостерегающе воскликнула наша мама. – Я же тебя просила!
- Да, Ниночка, да. Я знаю, - ответил виновато наш папа. – Просто надо было сказать хронологически, а то прервётся цепь событий…

- Особенно авторитет Сталина стал великим перед войной, - сказал нам наш папа. – Мы тогда все считали его самым мудрым, самым великим, самым достойным и самым надёжным главой государства. В 1940 году мне было уже 22 года. Я был отличным токарем на военном авиастроительном заводе. У меня была «бронь» от армии, потому что я работал на американском многошпиндельном станке и обрабатывал корпуса авиадвигателей.
- А мне тогда было всего 18 лет, - сказала наша мама. – Я только что завершила обучение в Орехово-Зуевском медучилище военных фельдшеров и была призвана на Финляндскую войну. Только ваших восторгов к Сталину я не испытывала…
- Нина, - вопросительно обратился наш папа к нашей маме. – Ты же сама меня предупреждала!
- Извини, - согласилась наша мама. – Больше не буду.

- Да, - строго сказал наш папа. – Сталин для нас, советского народа 40-х годов, был всем – верой, надеждой, любовью и мудростью. Потому что все уже знали и понимали, что война с фашистами из Германии неизбежна.
- Во время войны Сталин для нас всех был светочем в тёмном царстве, и ты это, Ниночка, отрицать не сможешь…
- Я и не отрицаю, - поддержала папу наша мама. – Но без вашего восторга и пиетета...

- Культ личности Сталина, - продолжил наш папа с ноткой раздражения в голосе, - бы всю войну, всё послевоенное время и после его смерти в марте 1953 года, вплоть до 1956 года, когда на XX съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущёв не выступил с докладом о культе личности Сталина.
- Смерть Сталина весь советский народ воспринял почти так же, как смерть Ленина, но мы уже были закалены Гражданской и Отечественной войной, поэтому паники не было. Началось другое…
- Сергей! – опять предостерегающе откликнулась наша мама; я так и не понял, чего она боится…

- Придёт время, и вы узнаете все подробности, - сказал примиряюще наш папа. - Но вы уже и сами могли видеть и заметить, что события у нас в стране и в мире разворачивались нешуточные. Борьба за мир и жизнь во всём мире была серьёзная и она требовала серьёзных и решительных людей-руководителей.
- В ночь с 30 на 31 октября 1961 года из Мавзолея Ленина было вынесено тело Сталина и захоронено здесь же, рядом, у Кремлёвской стены, - сказал папа, и все упоминания о Сталине везде и повсюду попали под запрет. Вместо него главным стал Никита Сергеевич Хрущёв.

- А почему тело Сталина вынесли из Мавзолея, - неосторожно подал я голо со своей половины дивана.
- Много будешь знать – скоро состаришься! – тут же гневно и резко отреагировал мой старший брат Юра. – Сиди, помалкивай, покуда не прогнали!
- Ну, зачем ты так? – с укоризной сказал мой папа. – Саша имеет право знать…

- «Сталин» - это партийный псевдоним, - начал рассказывать папа. – Настоящая его фамилия – Джугашвили, Иосиф Виссарионович. Он был родом из грузинского городка Гори в Тифлисской губернии Грузии, которая тогда входила в состав Российской империи.
- Официально Сталин родился 9 декабря 1879 года или 21 декабря по старому стилю, но по-настоящему он родился 6 декабря (18 декабря по старому стилю) 1878 года.
- Во время Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года Сталин был невысокого уровня партийным руководителем, но потом, в годы Гражданской войны, он прославился, поднялся, стал крупным партийным деятелем, сподвижником Владимира Ильича Ленина, а после его смерти – нашим вождём.

- В 1912 году Джугашвили по предложению Ленина был включён в состав ЦК РСДРП и взял себе псевдоним «Сталин». Во время революции Сталин на Втором Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов был избран членом ВЦИК и СНК. В 1922 году на Пленуме ЦК РКП(б) он был избран членом Оргбюро и Политбюро, а также Генеральным секретарём ЦК РКП(б). Ленин в это время был Председателем СНК СССР – главой советского государства.
- После того, как Ленин сильно заболел и умер, Сталин, в результате внутрипартийной борьбы за власть в 1930 году окончательно стал полноправным властителем партии и государства. В 1928-1929 годах Сталин инициировал переход от ленинской политики НЭПа к индустриализации, коллективизации и государственной плановой экономике. Это было оправдано растущей военной угрозой со стороны фашисткой Германии и тогдашних европейских капиталистических стран.
- Мы это понимали и всецело горячо приветствовали Сталина, - сказал гордо наш папа. – Я тогда учился в техникуме и работал по-стахановски, не жалея ни сил, ни времени, ни своей жизни…

- Правда, - сказал папа, - тогда велось раскулачивание зажиточных крестьян. Велось сурово, жестоко, огульно. Даже в нашей Кошелёвке «раскулачили», то есть отняли лошадей, коров, коз, свиней и согнали их всех кого в ближайший колхоз, кого на живодёрню. В результате ничего ни у кого не осталось, и был большой голод…
- Тогда говорили: «Лес рубят – щепки летят», - подала голос наша мама.
- Да, - согласился наш папа. – Говорили…

- Однако при этом повсюду строились заводы, домны, шахты, дома, - продолжил он бодро. – Полным ходом велась «культурная революция» и все учились, поголовно все – и младшие, и старшие.
- При этом, - опять подала глухой голос наша мама, - велось переселение народов, преследовались религиозные деятели, арестовывались и сажались в тюрьму люди; много людей.
- Да, - опять согласился наш папа. – Было и такое, но я, например, был очень далёк от всего этого. Практически даже не знал ничего…
- Или не хотел знать, - подхватила наша мама.
- А если бы и знал! – вдруг закричал возмущённо наш папа, - то что бы я мог тогда сделать?! В 37-м мне было всего 19 лет, и я работал токарем на закрытом военном авиационном заводе в Москве! Самому лезть в петлю?!
- Я тебя не виню и не упрекаю, - после недолгого тяжёлого молчания сказала наша мама. – Извини. Погорячилась…

- Мы тогда верили в Сталина, как в бога, - со вздохом сказал наш папа. – Особенно, когда прошло сообщение, что наше советское правительство подписало акт о ненападении с фашистской Германией. Мы надеялись, что войны не будет, но 22 июня 1941 года в полдень Молотов по радио объявил, что началась война.
- Нам тогда говорили и об этом пелось во всех песнях, что Красная Армия не допустит никакой агрессии против нас, что мы будем воевать на чужой территории, что наши соколы-лётчики, наши орлы-танкисты, наши меткие артиллеристы и наша славная конница и пехота сокрушат любого врага. Помнишь, Ниночка?

И наш папа вдруг бодро начал петь по куплету незнакомые нам с Юрой песни…

Были годы, годы боевые
Полыхала Родина огнём,
Мы ходили в жаркие походы
За своим учителем - вождём!
Нас водили в бой товарищ Сталин,
Первый маршал - Ворошилов Клим
И врагов мы далеко погнали
До границы Сталинской земли.

(Боевая сталинская (Комсомольская). Музыка: А. Тонин Слова: Г. Быков. 1938).

Будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике вашем,
Нигде не видали мы праздника краше.

(Будьте здоровы. Музыка: Исаак Любан Слова: Адам Русак (пер. Михаил Исаковский). 1937)

С Буга до Урала
Ты со мной шагала
Партизанскою тропой.
И врагов, бывало,
Падало немало
Там, где пробирались мы с тобой.

Припев:
Эй, бей, винтовка, метко, ловко,
Без пощады по врагу!
Я тебе, моя винтовка,
Острой саблей помогу.

(Винтовка. Музыка: Дм. и Дан. Покрасс Слова: А. Лугин. 1939).

Вставайте, люди русские
На славный бой, на смертный бой !
Вставайте люди вольные
За нашу землю честную !
Живым бойцам - почёт и честь
А мёртвым - слава вечная !
За отчий дом, за Русский Край
Вставайте люди русские !

(Вставайте, люди русские! Музыка: Сергей Прокофьев Слова: В. Луговской. 1938)

- А я помню и другое, - вдруг строгим и серьёзным голосом сказала наша мама. – Я помню слова Вышинского на открытом процессе против троцкистов-бухаринцев, сказанные им 11 марта 1938 года:
Эти Ягоды и Булановы, Крестинские и Розенгольцы, Икрамовы, Ходжаевы и Шаранговичи под руководством Троцкого, под руководством германской, японской, польской и других разведок занимались организацией шпионажа, диверсий, вредительства, политических убийств и распродажи своей родины врагам, делали свое черное дело по приказу своих хозяев не только в нашей стране, но и в Китае, и в Испании, всюду, где идет классовая борьба трудящихся, где идет борьба честных людей за подлинную свободу, за подлинную демократию, за настоящую подлинную человеческую культуру.
- И ещё он сказал, нет, потребовал: «Вся наша страна, от малого до старого, ждёт и требует одного: изменников и шпионов, продававших врагу нашу родину, расстрелять, как поганых псов! Требует наш народ одного: раздавите проклятую гадину!».
- Ну и что?! – с вызовом спросил нашу маму чужим голосом наш папа.
- А то, что эти «ягоды» и троцкисты все были соратниками Сталина, а некоторые - его друзьями и подчинёнными, - спокойно, но твёрдо ответила наша мама. – Если говорить правду, то только правду и ничего, кроме правды. Согласен, Серёжа?

- Да, - после паузы ответил разволновавшийся наш папа. – Ты, как всегда, права, Ниночка. Только правду можно и нужно говорить не всегда, а нужное время и в нужном месте. Согласна?
- К сожалению, да, - ответила мама. – Давай-ка лучше спой нам свои предвоенные песни. У тебя так здорово получается!

- Вот такую песню, например, мы тогда пели, - сказал наш папа и снова запел…

Наступает очередь
Звонкой весны,
Юный собирайся поток.
Преданные дочери
Нашей страны
Едут на Дальний Восток.
До свидания, девушки,
Не забудьте, девушки!
Вот уже прощальный гудок...
Напишите, девушки,
Как живете, девушки,
Как вас встретил Дальний Восток!
 
(До свиданья, девушки. Музыка: И. Дунаевский Слова: Л. Левин. 1937).

Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет.

На земле, в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!

(Если завтра война. Музыка: бр. Покрасс Слова: В. Лебедев-Кумач. 1938).

- А наша Маруся, - сказал мама, - любила песню «Железнодорожный марш»…

Летите, спешите вперёд, паровозы!
Гуди веселее, задорный гудок!
Пускай долетит в города и колхозы
Могучая песня железных дорог!

На вахте и ночью, и утром,
Мы служим народу всегда!
По сталинским ходят маршрутам
Советской страны поезда!

(Железнодорожный марш. Музыка: И. Дунаевский Слова: В. Лебедев-Кумач. 1937).

- А мы в 1944 году пели хором песню «Казачий эскадрон», - подхватил бодро и весело наш папа.

Ветер гнал облака над поляной
И будил на лугах тишину.
Эскадрон казачий вышел утром рано
В бой с кровавым врагом на войну.

Подтяну на коне я подпругу,
И родным до земли поклонюсь.
- "Не грусти и жди меня, моя подруга,
Я с победой домой возвращусь.

(Казачий эскадрон. Музыка: Д. Покрасс Слова: Я.Шварц. 1944).

- А ещё мы любили такую песню, - продолжил вспоминать наш папа и даже вскочил с дивана, чтобы, маршируя на месте, спеть…

Шли по степи полки со славой громкой,
Шли день и ночь со склона и на склон.
Ковыльная родимая сторонка,
Прими от красных конников поклон!

Эх, расцветай и пой, наш Дон любимый,
Гордись своим простором золотым,
Твоих лугов и пашен край родимый
Мы никогда врагам не отдадим.

Казачью степь ведет товарищ Сталин
От нищеты, и горя, и оков,
И первый раз большое солнце встало
Над молодой землей большевиков.

(Казачья. Музыка: И. Дзержинский Слова: А. Чуркин. 1937).

- Мои четыре друга-казака были репрессированы в 37-м, но всякий раз, когда мы добровольно участвовали в кавалерийских рейдах по тылам фашистов, они оставляли замполиту эскадрона заявления: «В случае моей смерти считайте меня коммунистом». При этом в партию большевиков они не вступали…
- А почему? – спросил с восторгом от папиных песен мой старший брат Юра.
- А потому, что член партии и коммунист – это два разных понятия, сынок, - ответил веско наш папа. – Всё, вечер вопросов и ответов закончен… Всем спать…

Действительно, концерт по телевизору давно закончился и мы даже его не слышали и на него не смотрели, потому что все были увлечены папиным рассказом и песнями. Я очень захотел продолжения этого вечера и мой брат Юра желал того же самого. Он ещё долго ворочался и скрипел пружинами дивана, а я долго мысленно уговаривал мою добрую и прекрасную Фею красоты и страсти явиться ко мне и убаюкать своими ласковыми поцелуями. Фея не являлась, и мне пришлось забыться в тревожном беспокойном сне…

Только на самой границе глубокого сна мне вдруг привиделась красивая женщина, которая в тумане медленно и плавно махала мне прозрачным платком, и я как будто слышал песню…

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной
Мы распрощались с тобой...
Нет больше ночек!
Где ты платочек,
Милый, желанный, родной?

Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.

И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок голубой.

Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.

И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.

Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.

За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих.

(Синий платочек. Музыка: Е. Петербургский Слова: Я. Галицкий и М. Максимов. 1942. Исполняет: Клавдия Шульженко).