Сталин и МГУ им. Ломоносова

Ион Жани
Из воспоминаний сына Андрея Александровича Жданова, Юрия.

«В океане нахлынувших новых дел надо было в первую очередь подумать о Московском университете. Для этого следовало решить вопрос о его руководстве.
Предварительный совет состоялся с замечательным человеком и ученым, тогдашним президентом Академии наук СССР академиком С.И.Вавиловым. Он поддержал мое предложение выдвинуть на пост ректора МГУ А.Н.Несмеянова.

             Прошли недели, и вдруг нас с Александром Николаевичем вызывают прямо на заседание Политбюро.
Заседание вел Сталин. На нем присутствовали члены Политбюро, руководители Москвы и мы с Несмеяновым в весьма напряженном состоянии.


Сталин начал прямо:
– Здесь были представлены предложения о строительстве нового комплекса зданий для Московского государственного университета. Что запроектировано у нас на Воробьевых горах?
Ответ:
– Комплекс высотных жилых зданий.
Сталин:
– Возведем этот комплекс для Московского университета, и не в 10-12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием.
Обращаясь к Микояну:
– Следует предусмотреть Внешторгу валютные ассигнования на необходимое оснащение и оборудование лабораторий; университет должен быть обеспечен новейшими приборами и реактивами.
Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах.
Все это было принято, лишь в одном месте возразил Молотов: студентам будет скучно в одиночестве, надо разместить хотя бы по двое.

           На Ленинских горах буквально заработал вулкан; строительство шло невиданными темпами. После ухода в 1951 г. А.Н.Несмеянова в Академию наук в связи с кончиной С.И.Вавилова строительством занялся Иван Георгиевич Петровский.
Следует подчеркнуть, что решение о строительстве МГУ было дополнено широкими мерами по укреплению материальной базы всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Харькове, Воронеже. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.
Помню, один из чиновников предложил в 1949 году отметить юбилейные дни Сталина присвоением его имени комплексу МГУ на Ленинских горах. Ответ был однозначен:
– Главный университет страны может носить лишь одно имя – Ломоносова.»


Предшествовало этому следующее...

Из воспоминаний сына Андрея Александровича Жданова, Юрия.

          «Прошло немного времени, и уже в декабре 1947 года недавно выдвинутый секретарем ЦК А.А.Кузнецов пригласил меня на должность заведующего сектором естественных наук ЦК ВКП(б).

В океане нахлынувших новых дел надо было в первую очередь подумать о Московском университете. Для этого следовало решить вопрос о его руководстве.
Предварительный совет состоялся с замечательным человеком и ученым, тогдашним президентом Академии наук СССР академиком С.И.Вавиловым. Он поддержал мое предложение выдвинуть на пост ректора МГУ А.Н.Несмеянова.

Когда это свершилось, я пригласил Александра Николаевича в ЦК и вместе мы подготовили проект письма на имя Сталина о строительстве нового комплекса зданий Московского государственного университета. Мы обсуждали структуру, численность коллектива МГУ, высотность зданий и в конечном итоге представили за двумя подписями записку в Политбюро.

Наступила пауза. О судьбе записки мы не знали ничего, пока нас где-то через месяц не пригласили в Московский городской комитет и Моссовет. Нашу записку было поручено рассмотреть там.

Встретили нас с Александром Николаевичем как-то странно: для московских руководителей мы были люди новые и не из их сферы.

Нас рассматривали с настороженным любопытством, а потом спросили:
– Вы понимаете, что вы написали? Вот вы тут пишете об университете в десять этажей. А известно ли вам, какое лифтовое хозяйство потребуется для переброски тысяч людей в течение перерыва между занятиями? Учебное заведение не может быть выше четырех этажей, чтобы масса людей обходилась без лифтов.

Мы с Александром Николаевичем съежились. А дальше последовало приглашение:
– Поедем выбирать участок для нового университета.
Вышли мы из здания, расселись по машинам и поехали. Ехать пришлось долго. Промелькнула Калужская застава, кончились московские пригороды, замелькали рощи и деревни. Наконец, доехали: поселок Внуково.
Здесь в те времена не было аэропорта, вокруг расстилались широкие поля.
Нас пригласили выйти и сказали:
– Вот здесь и построим университетский городок.
Мы про себя подумали: “четырехэтажный”.

Прошли недели, и вдруг нас с Александром Николаевичем вызывают прямо на заседание Политбюро»…

P.S.

А началось все с Постановления СМ СССР № 53 от 13 января 1947 года «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий», в котором, в частности, говорилось: «Построить 32-этажное здание на Ленинских горах в центре излучины Москвы-реки, разместив в нем гостиницу и жилье…». Уже в Постановлении СМ СССР № 803 от 15 марта 1948 г. «О строительстве новых здании на Ленинских горах» уточнялось, что необходимо «Построить в течение 1948–1952 гг. для Московского государственного университета новое здание на Ленинских горах объемом 1700 м3, высотой в центральной части не менее 20 этажей», и «утвердить задание на проектирование нового здания Московского государственного университета, предоставленное Министерством высшего образования (С.В. Кафтановым), Московским государственным университетом (А.Н. Несмеяновым), и Управлением Дворца советов (Прокофьевым и Б.М. Иофаном)».

Летопись Московского университета
МГУ на Ленинских горах
Как писала газета «Московский университет» в ноябре 1948 года, главный архитектор Л.В. Руднев продемонстрировал на Совете МГУ эскизы и макет здания и дал объяснения к ним: «Строительство ведется в районе Ленинских гор на участке 110 га. Главное здание, высотой 180 м, увенчается величественной скульптурой В.И. Ленина».

Торжественная закладка фундамента Главного здания МГУ на Ленинских горах состоялась 12 апреля 1949 года. Строительство началось в июле 1949 года, и только за этот год строителям помогли более 1500 студентов университета. Трудности начались с фундамента. Условия Ленинских гор были особые. Геологи определили, что скала залегает здесь на глубине 120 метров. Инженер Н. Никитин с коллегами спроектировал оригинальную конструкцию фундамента, представляющую собой толстую железобетонную коробку, заполненную арматурой и расположенную под землей на глубине 14 метров. Такой фундамент был значительно надежнее других конструкций и относительно легок. В апреле 1949 г. строители уложили в фундамент первый бункер бетона, осенью поставили первую колонну каркаса, потом началась кладка самого здания.

        Сорок миллионов штук кирпича пошло на стены ГЗ. Здание высотой более 200 метров возводилось впервые. На вооружении строителей был лишь башенный кран, который мог достать от силы до десятого этажа. Помог решить проблему небольшой ползучий кран УБК–2.

40 тыс. тонн весил металлический каркас главного корпуса университета, в нем была 71 тыс. элементов, а это 71 тыс. подъемов крана. Целые составы с кирпичом подходили прямо к строящемуся дому-гиганту, проходили насквозь по рельсам, ныряя под корпус там, где сейчас находится Актовый зал. Кран брал прямо с платформ контейнеры с кирпичом. За 1950-й год на Ленинских горах вынуто 1 млн куб.м. земли, уложено 130 тыс. куб.м. бетона, смонтировано 8,6 тыс. тонн арматуры, установлено 15 тыс. тонн металлоконструкций, на стройке уложено 27 тыс. куб.м. кирпича.

На высоте 27-го этажа по проекту должны были быть установлены 8-метровые скульптуры. Фигуры рабочего и колхозницы были сделаны из бетона, а потом облицованы диапсидитом — сплавом доломита, мела и песка, не уступающим по долговечности граниту.

Золотой шпиль МГУ весит 12 тонн. Трудной и небезопасной операцией был монтаж шпиля на высоте более 200 метров. Строителям пришла в голову оригинальная идея: собрать каркас шпиля внутри здания, чтобы потом лебедками поднять его на нужную высоту. Правда, пришлось предварительно отрезать по швам два верхних луча звезды. Высоко в небе электросварщики сварили золотую звезду, украшающую шпиль здания; облицованы звезда и шпиль желтым стеклом с алюминиевой амальгамой.

Площадь, застраиваемая в начале 50-х годов на Ленинских горах, была примерно 187 га. Объем нового Главного здания — 2,6 млн куб.м.. Суммарное потребление тепла по расчетам того времени составлял 90 млн калорий в час, газа —10 тыс. м3 в сутки и воды — 5400 куб.м.в сутки. Мощность вентиляционных и кондиционных установок — 3 млн куб.м. в час. В новом здании была сооружена автоматическая телефонная станция на 4000 номеров, 15 установок диспетчерской связи. Протяженность сети освещения составляла 453 км, сети центрального отопления — 240 км, сети водоснабжения — 173 км. Монтировалось 160 подъемников и лифтов.

Всего при строительстве нового здания было вынуто 7 млн. куб.м. грунта, уложено 180 млн. штук кирпича, смонтировано более 53 тыс. тонн металлоконструкций, облицовано более 270 тыс. кв. м. фасадов керамикой и 68 тыс. м2 гранитом, уложено свыше 480 тыс. куб.м. бетона и железобетона, оштукатурено 2,1 млн кв.м. и окрашено 2,5 млн кв.м. поверхностей. Приобретено 150 тыс. единиц мебели. Этот заказ выполняли около 500 предприятий. И если со всем эти огромным объемом работ коллектив стройки справился, то это произошло только потому, что ему помогала вся страна: Украина присылала гранит, Грузия и Узбекистан — мрамор, Челябинск и Днепропетровск — металлические конструкции, Белоруссия — строительные материалы и столярные изделия, Ленинград и Рига — электрооборудование, Харьков — керамику и т. д.

Высота Главного 32-этажного здания Московского университета в центральной части 239,5 м, а общий объем — 1370,0 тыс. куб.м..

В боковых крыльях Главного высотного здания располагается 5754 комнаты общежития для студентов и аспирантов и 184 квартиры для профессоров и преподавателей университета. В Главном здании находятся также три гимнастических зала, закрытый бассейн для плавания, Актовый зал на 1500 мест, клуб со зрительным залом на 800 мест.

В 1953 году были также введены в эксплуатацию основные здания физического факультета объемом 274,6 тыс.куб.м., химического факультета объемом 267,7 тыс.куб.м. и ряд других основных и вспомогательных зданий, Ботанический сад общей площадью 42 га, спортивный манеж объемом 22,5 тыс. куб.м., трехзальный спортивный павильон объемом 19 тыс. куб.м. и открытые площадки для спортивных игр. Тогда же начинает работу и метеостанция МГУ на Ленинских горах.

Всего в новых зданиях университета сооружено 162 лекционные и групповые аудитории и 1693 учебных и научных лабораторных помещений. Уже в следующем, 1954, году было завершено строительство здания ГАИШ, которое состоит из главного трехэтажного корпуса с четырьмя башнями, семи отдельных павильонов и часового подвала.
Дом студента на Ленинских горах 27 августа 1953 года принял первых студентов естественных факультетов. С введением в строй новых общежитий их общая площадь составила 640 тыс. м2 (140 тыс. м2 в старых зданиях). Торжественное открытие Главного здания МГУ состоялось 1 сентября 1953 года.