Тельняшка. I. Глава 10. Магадан - запорошенный рай

Игорь Шулепов
COME BACK IN USSR (Часть I)

МАГАДАН - ЗАПОРОШЕННЫЙ РАЙ

Мой друг уехал в Магадан —
Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам —
Не по этапу, не по этапу.
Не то чтоб другу не везло,
Не чтоб кому-нибудь назло,
Не для молвы, что, мол, — чудак,
А просто так.

Быть может, кто-то скажет: «Зря!
Как так решиться — всего лишиться!
Ведь там — сплошные лагеря,
А в них — убийцы, а в них — убийцы…»
Ответит он: «Не верь молве —
Их там не больше, чем в Москве!»
Потом уложит чемодан,
И — в Магадан, и — в Магадан…
               
Владимир Высоцкий, песня "Мой друг уехал в Магадан"

Жизнь на «Макарьине» текла ни шатко и ни валко: завтрак, работа на палубе у боцмана, обед, вахта на мостике, ужин, вечерний чай.
Мы сдружились с матросами и мотористами, которые жили на одной палубе с нами.
По вечерам мы собирались в каюте у плотника: пили чай и слушали песни, которые исполняли ребята под гитару. Это были замечательные песни Юрия Шевчука, Константина Никольского и Алексея Романова.
Ходовой мостик на «Макарьине» был огромный. На таком мостике запросто можно было играть в мини-футбол. Кроме того, с его высоты открывался великолепный вид на морские просторы.
Более всего я любил приходить на мостик ночью.
В это время суток на мостике царит особая атмосфера— шмелём в ночной тиши жужжит трудяга-гирокомпас, а от многочисленных навигационных приборов струится нежный неоновый свет, создавая в пространстве таинственный полумрак.
Стоя на ходовом мостике, я пристально вглядывался сквозь толстое стекло лобового иллюминатора в горизонт. Иногда там появлялись и исчезали белые, зелёные и красные огоньки — ходовые огни встречных судов. Именно ночью меня охватывало приятное чувство таинственности происходящего. И хотя на самом деле ничего необыкновенного, конечно же, не происходило, но ощущение того, что вот-вот что-то случится, никогда меня не покидало.
Подметив мою симпатию к ночным бдениям на мостике, старпом перевёл меня с палубы на ходовую вахту со вторым помощником. При этом подчеркнул, что, мол, теперь будешь стоять вахту с САМИМ РЕВИЗОРОМ!
Уважаемому читателю, неискушённому в морской терминологии, поясняю, что на гражданском флоте вторых штурманов называют «ревизорами», поскольку этот термин унаследован ещё с «парового» флота, где второй помощник занимался снабжением корабля углём и продовольствием, а вот на современном флоте второй помощник отвечает только за грузовые операции на судне.
Наш ревизор, как и чиф, носил бороду. Со старпомом они были почти ровесниками. Сошлись мы с ним довольно быстро. Во время ночных вахт часто спорили, пили крепкий кофе и много курили. При этом ревизор не забывал обучать меня штурманскому делу.
На пятые сутки перехода на горизонте показались заснеженные сопки.
«Макарьин» сбросил скорость и нехотя пополз в бухту Нагаева, на побережье которой и расположился легендарный город, воспетый российскими шансонье.
Пейзаж, который открылся нашему взору, несколько удручал. Ведь в моём родном городе уже началось лето, а здесь на сопках всё ещё лежал снег.
К борту подошли чёрные от копоти буксиры, и под их неусыпным конвоем мы обречённо проследовали к причалу.
После оформления судна властями мы с ребятами отправились в увольнение на берег.
Свободного времени у нас было много, делать было абсолютно нечего, поэтому мы довольно долго и праздно шатались по улицам города. Магадан показался мне тогда очень мрачным и грязным — никаких достопримечательностей, кроме памятника Ленину на центральной площади, мы так и не обнаружили.
Посему после продолжительной прогулки по городу было принято решение закупить в ближайшем магазине пива местного разлива и распить его в центральном парке культуры и отдыха.
В парке мы отыскали свободную скамейку и дружно принялись за дегустацию любимого курсантского напитка.
Вечером мы вернулись на пароход с ящиком бутылочного пива.
Всю ночь мы отмечали наш первый визит в Магадан вместе с экипажем, а наутро «Иван Макарьин» покинул гостеприимный порт и взял курс на Беринговский.