Тельняшка. I. Глава 9. Молодые капитаны поведут...

Игорь Шулепов
COME BACK IN USSR (Часть I)

МОЛОДЫЕ КАПИТАНЫ ПОВЕДУТ НАШ КАРАВАН

Судно поражало своими размерами. Мы стояли у носовой части теплохода и, задрав головы вверх, смотрели на надпись «ИВАН МАКАРЬИН».
«МАКАРЬИН» относился к классу специализированных судов, перевозящих навалочные грузы, и имел усиленный ледовый класс для плавания в полярных льдах.
Носовая часть судна была «подрублена», как у ледокола, а на борту расположились мощные спарки грузовых кранов, которые предназначались для самопогрузки и самовыгрузки.
Мы совершили самое настоящее восхождение по трапу, поскольку судно было в балласте и весьма значительно возвышалось над причальной стенкой.
Добравшись до самого верха, мы слегка отдышались и представились, вышедшему нам на встречу, вахтенному помощнику.
Кинув беглый взгляд на наши, слегка потрёпанные документы, он тут же подошёл к телефону, набрал внутренний номер старпома, и доложил ему о нашем прибытии.
Затем, в сопровождении всё того же вахтенного штурмана, мы торжественно прошествовали в чрево «МАКАРЬИНА», неспешно поднялись по внутренним трапам на верхнюю палубу и остановились, как вкопанные, у каюты с надписью «Chief Officer».
Сопровождающий нас вахтенный помощник легонько толкнул приоткрытую дверь и пред нами предстал средних лет человек, с чёрной, как смоль, бородой, который неподвижно сидел за массивным письменным столом, склонившись над ворохом бумаг.
При нашем появлении чиф* нехотя оторвал голову от своих бумажек и жестом пригласил нас присесть.
— Значит судоводители, так сказать «будущие капитаны»! — восторженно произнёс он, внимательно рассматривая наши направления из пароходства,
— Тогда милости просим на борт. Сегодня располагайтесь, осматривайтесь, ну а завтра с утра приступите к работе. У нас, знаете ли, не принято «ваньку валять».
Закончив, таким образом, свой спич, он тут же достал из ящика стола связку ключей, передал их вахтенному помощнику, и мы отправились на главную палубу, где обитала палубная и машинная команда «МАКАРЬИНА».
Не мудрствуя лукаво, мы заселились в свободные каюты, которые на удивление оказались значительно просторнее, чем пассажирские каюты третьего класса «Приамурья», где мы проходили первую морскую практику.
Кроме того, к нашему всеобщему восторгу, оказалось, что на судне имеется вполне приличный спортзал и самая настоящая ФИНСКАЯ парная!

На утро, сразу же после завтрака, мы отправились на работу к боцману.
«Дракона» мы обнаружили в его логове — в подшкиперской**, где он «колдовал» над бачками с краской. С трудом оторвавшись от своего «священнодействия», он провёл нам инструктаж по технике безопасности, а затем выдал под роспись каски, рабочие рукавицы-верхонки и отправил на погрузку продуктов.
Продукты мы грузили вместе с палубной командой.
Во время перекура, жадные до разговоров матросы, и посвятили нас в подробности предстоящего рейса: через пару дней балкер отправлялся на крайний север. Мы должны были присоединиться к каравану и в его составе осуществлять перевозку угля по портам Арктики.
Это была обычная практика тех лет, поскольку снабжение советской Арктики происходило посредством так называемых «северных завозов».

Арктическая навигация начиналась, как правило, в июле и заканчивалась обычно в сентябре. Для завоза снабжения формировался караван, состоящий из судов различных типов.
В Арктику везли абсолютно всё: топливо, уголь, продукты, технику. Во главе каравана всегда стоял ледокол, который, подобно паровозу, тащил весь «состав» каравана во льдах.
Ещё пару дней мы простояли у причала, бункеруясь топливом и водой.
Этого времени нам было вполне достаточно, чтобы завести знакомство практически со всеми членами команды «ИВАНА МАКАРЬИНА».
Экипаж балкера состоял в основном из молодых ребят — выпускников мореходных школ, и поскольку я был самый юный на пароходе, то сходу получил прозвище «пятнадцатилетний капитан».
Наконец, наша стоянка в Находке подошла к концу, и мы снялись в рейс назначением на порт Магадан.

*Так в России на гражданском флоте называют старшего помощника капитана.
В переводе «Chief Mate» — власть исполнительная.
**Кладовая на баке (носовой части) судна.

На фото: балкер "Иван Макарьин" (Дальневосточное морское пароходство/FESCO).
Фото из архива ДВМП.