Psiho39 Пушкин Муки и раскаяние отступника

Поль Читальский
 Пушкин в схизисе
 Муки раскаяния и мольба о прощении  отступника в трех посланиях  декабристам

рис. коровин. прощание с кюхлей


Политпротест бунт 14 декабря 1825-го и его разгром и уголовное преследование участников и  всех (за некоторым и немалым исключением, как, например, «оставленные без внимания»: автор пиесы «Горе от ума»  А.С. Грибоедов, лицеист В. Д. Вольховский, основатель «Ордена русских рыцарей» М. А. Дмитриев-Мамонов,  И. А. Долгоруков, которого поэт «заложил» в 10-й главе Е.О., участники Союза спасения и Союза благоденствия П. А. Катенин, П. П. Каверин и П. С. Пущин, Петр И. Колошин, входивший в руководство Союза благоденствия художник Ф. П. Толстой, известные в истории русского общественного движения Г. А. Римский-Корсаков и П. Я. Чаадаев,  С. Н. Бегичев, В. А. Глинка, С. В. Капнист, откровенный на следствии Н. И. Комаров, литератор С.Е. Раич, еще один участник совещаний руководства Союза благоденствия в 1820 г. И. П. Шипов, прощенный после допроса с участием императора А. А. Суворов. М. Н. Муравьев - жестокий «усмиритель» восстания в Польше и Литовском крае;  некоторые из членов Союза благоденствия, не привлекавшиеся к следствию: Ф. В. Акинфов, В. И. Белавин, М. А. Волков, П. П. Трубецкой, А.А. Челищев, А. В. Шереметев, С.П. Шипов и даже М. К. Грибовский, автор доноса на Союз благоденствия;  освобожденные без наказания бывшие участники тайных обществ, сделавшие значительную карьеру в следующее царствование: А. А Кавелин, В. О. Гурко, братья В. А. и Л. А. Перовские, брат П. И. Пестеля В. И. Пестель, литератор одиозной репутации А.Ф. Воейков, некоторые другие бывшие члены Союза благоденствия (В. М. Бакунин, О. П. Богородицкий, Н. П. Годеин, А. А. Оленин, П. Н. Семенов, П. В. Хавский), а из участников событий 14 декабря — конноартиллеристы А. Г. Вилламов, А. И. Гагарин, К. Д. Лукин, офицер Гвардейского морского экипажа Д. Н. Лермантов, прощенный на первом допросе императором С. Н. Жеребцов. Ни разу не был признан декабристом П. П. Лопухин, довольно влиятельная фигура в ранних тайных обществах.  - см. Ильин П.В. «Новое о декабристах. Прощенные, оправданные и необнаруженные следствием участники тайных обществ и военных выступлений 1825–1826 гг.» (ИздСанкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004. 2004) позволили  А.С. Пушкину вырваться с оказией разборки из сводившего его уже с ума заточения в Михайловской губе
Но в барской Москве на поэта Пушкина - на этого «кинжальщика» (зелота и сикария по творению Кинжал) и считавшегося рупором русского разношерстного либерализма и политпротеста, явившегося по собственному желанию и письменному прошению на высочайшее имя Империи на собеседованию к новому царю-вешателя -  вскоре пришили ярлык «шпиона власти».  Создалось двусмысленное  положение поэт-человека и прокол в его общественной репутации, которую он обязался царю исправить, поклявшись подпиской в верности и подданости: 1) он свой в дежурной части власти и 2) он «свой среди  чужих» - свой, но отступник от «общего дела» либерализации рабской Империи.  Пушкин это понимает — проблема отступничества, страшная участь многих дворян — его знакомцев, приятелей и даже друзей , а также молва  оставили след в его дневнике и в рукописях рабочих тетрадей.  Если сам дневник поэта исчез (сжег поди...от страха), то остался его графический дневник, который тщательно исследовали такие асы следопытства как Цявловская, Эфрос и Краваль).  В портретной галереи пота мы постоянно наталкиваемся на тех, кого прозвали «декабристами»:
Михаил Лунин с кинжалом над головой. Корешок  вырванного из рабочей тетради листа. Еще один кинжал был нарисован прямо перед лицом декабриста. Рисунок Пушкина. ПД 829. Л. 51 об. 1818 – декабрь 1819. Атрибуция А. М. Эфроса. Портрет подписан: Lounin

В  пушкинской рукописи  конца 1818 г  (там же — А. Чернов) в изображении молодого человека с двумя кинжалами  Абрам Эфрос определил портрет декабриста Михаила Лунина и декодировал его ка « запись о лунинском замысле цареубийства, ибо тот еще в 1817 г выдвигал такой план. Логично предположить, что что-то об этом Пушкин узнал…
В каталоге атрибуций Р.Г. Жуйковой «Портретные рисунки Пушкина» это подается как портрет Бестужева (Мрлинского) А.А.  и сказано, что Невелев Г.А.  не находит возможным сделать обоснованную атрибуцию портрета…

Затем осенью 1823 г  Пушкин рисует профили пятерки мужчин явно героического типа, разместив между ними … символ казни = секиру (!) и кодограмму композиции @Q.S.F.D.J.@

Мастера атрибуции запутались как лебедь рак и щука, но согласились = двух казненных АCП  провидчески вычислил и  … не предупредил: Рылеева (Q) и Муравьева-Апостола (S).  Провидец  или агент под прикрытием, который  выделил в кодограмме наиболее опасный заговорщиков … ?  Большой такой вопрос для маленькой компании. Ведь Якушкин чудом избежал казни.

После казни через повешение в июле 1826-го Пушкин делает несколько ее зарисовок:
Через два года после расправы в 1828-ом над декабристами Пушкин снова рисует  Михаила Лунина:
Михаил Лунин. Рисунок Пушкина на черновиках первой песни «Полтавы» под строкой «Сокрыла ночь…» 1828 ПД 838. Л. 26 об.   Портрет дважды подписан: Лун… и Миш-Миш
(см. Андрей Чернов. ДВА ПУШКИНСКИХ ПОРТРЕТА МИХАИЛА ЛУНИНА)

Эти портреты  «декабристов» (или тайников) мы привели, чтобы теперь попытаться понять к кому были обращены послания  Пушкина с оправданием его отступничества от «общего дела« для него чужого,  чуждого  и такого ему вовсе не нужного ...
В статье о версиях гибели поэта мы пояснили, что гибель поэта - это точка-пуля в конце его пути через Перекрестки Судьбы = точка, в которую сошлись многие траектории мести поэту разных персон, семей, кланов и даже партий, толпящихся у трона, и поодаль, и даже далече ... Такой группой лиц, которые вполне могли мстить поэт-человеку за его отступничество и сервилизм царю-вешателю были "декабристы" = они приносили клятву, вступая в тайные общества, на листе со стихами "КИНЖАЛ" молодого Пушкина, а он вот что учудил ... да просто предал, и не только их, а святое = идеалы.... Такое трудно принять и простить.
В этом связи имеет значение то, что а) АСП оправдывался и б) Что именно он говорил в своё оправдание.
Ясно, что , если по Безверию ум Пушкин искал божества, но сердце не нашло (или не приняло его общую версию), то в отношении к либерализму всё было ясно: поэт с ним покончил в 1821-ом , о чем известил Вяземского ... А тот был мастер разносить "слухи по беззубым старухам"...
О своей непринадлежности к лагерю либералистов (так тогда их обзывали - вроде как и намекали...) и ложном представлении о нем бунтовщиков, тайников и сочувствующих требовалось четко заявить и перед всеми в грехе хвастовства, маскарада и мистификации покаяться...
В итоге Пушкин написал несколько посланий публицистического характера ... Стансы и Друзьям мы разбирать не станем = они почти затерты и одиозны. Остановимся на выбор на трех следующих "посланиях Пушкина римлянам"
 
1. Мой первый друг, мой друг бесценный (И.И. Пущину)
датирован 13 декабря 1826 г.; даты «14 декабря» и «15 декабря»
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое Провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!       
коммент Т. Г. Цявловской (упорно делавшей из Пушкина декабриста… упорно):  https://rvb.ru/pushkin/02comm/0425.htm
И. И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный...»). Обращено к ближайшему другу Пушкина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренному к пожизненной каторге. Написано 13 декабря, накануне первой годовщины восстания на Сенатской площади. В первой строфе поэт вспоминает приезд к нему Пущина в Михайловское, 11 января 1825 г., описанный декабристом в «Записках о Пушкине». Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михайловского. Послание осталось незаконченным. Вот его текст:
Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Пустынным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Забытый кров, шалаш опальный
Ты вдруг отрадой оживил,
На стороне глухой и дальной
Ты день изгнанья, день печальный
С печальным другом разделил.
Скажи, куда девались годы,
Дни упований и свободы,
Скажи, что наши? что друзья?
Где ж эти липовые своды?
Где ж молодость? Где ты? Где я?
Судьба, судьба рукой железной
Разбила мирный наш лицей,
Но ты счастлив, о брат любезный,
Счастлив ты, гражданин полезный,
На избранной чреде своей.
Ты победил предрассужденья
И от признательных граждан
Умел истребовать почтенья,
В глазах общественного мненья
Ты возвеличил темный сан.
В его смиренном основанье
Ты правосудие блюдешь...
Темный сан — скромная должность надворного судьи, которую занимал Пущин, перейдя по идейным побуждениям в судебное ведомство из блестящего гвардейского полка.
Пущин вспоминал впоследствии о получении им стихотворения Пушкина на каторге в Чите: «Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье» (И. И. Пущин, Записки о Пушкине, М. 1956, стр. 85).

2. 1827 = АРИОН
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн,—
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!—
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Прим. АРИОН (стр. 15). Напечатано в «Северных цветах» на 1828 год. Написано 16 июля 1827 г. Пушкин далеко отступил от традиционной формы мифа об Арионе, чудесно спасенном дельфином. Имя Ариона понадобилось ему, чтобы прикрыть истинный смысл стихотворения, рисующего судьбу друзей-декабристов и самого поэта. В иносказательной форме Пушкин говорит о судьбе, постигшей его и декабристов, о своей верности делу декабристов. Стихотворение написано 16 июля 1827 г. в связи с первой годовщиной казни декабристов (13 июля). Миф о спасении Дельфином греческого поэта и музыканта Ариона (VII—VI в. до н. э.), именем которого Пушкин прикрывает политическое содержание стихотворения, очень далёк по содержанию от стихотворения Пушкина.

Аргументы оправдания отступничества:
1.  Одним из главных аргументов Пушкина становится  мотив таинственного спасения героя от большой беды («Арион», «Предчувствие», «Из Гафиза», «Вновь я посетил...»). В соответствии с исповедуемым историческим провиденциализмом Пушкин уверяет = это Промысл – мое отступничество мнимо – это не мое решение, и не моя воля и не трусость - так надо Богам = и  это не обсуждается и никак не осуждается…
Ты помнишь час ужасный битвы,
Когда я, трепетный квирит,
Бежал, нечестно брося щит,
Творя обеды и молитвы?
2. Поэт заявляет что он свободен и у него есть формула и манифест понимания свободы личности и особенно Поэта =  «Призрак свободы» — пушкинская поэтическая формула меняется  и позже в  «Из Пиндемонти» (1836) станет манифестом свободы позднего Пушкина: в нем как бы раскрыт этот «призрак свободы», все «громкие права», социальные и политические, расценены как призрачные («Все это, видите ль, слова, слова, слова»), и только внутренняя личная свобода неотчуждаема и подлинна.
3. Пушкин говорит, что он квирит:
Ты помнишь час ужасный битвы,
Когда я, трепетный квирит,
Бежал, нечестно брося щит,
Творя обеды и молитвы?
Слово «квирит» фигурирует здесь в другом его значении: штатский, гражданский; герой им обозначает свою природную невоинственность, неуместность на поле брани — и тем мотивирует свое постыдное бегство. Эту деталь не отнесешь к неточностям перевода — это содержательная подмена, которую можно осмыслить только через лирический подтекст стихотворения. ПЖ проста: я не боец – я квирит, увольте и не взыщите…
4. Пушкин понимает, что такое избранничество трудно понять и простить …и в конце его звучит надрывная просьба помочь утопить страдающий в горе рассудок с Вакхом и Бахусом:
Теперь некстати воздержанье:
Как дикий скиф хочу я пить.
Я с другом праздную свиданье,
Я рад рассудок утопить.
5. следующий аргумент – исторический и мифологический. Автор напоминает Пущину:
а) об исторической и таинственной (на цели) задушевной встрече двух друзей, Пущина и Пушкина, 11 января 1825 г из-за незаконного внезапного приезда Пущина к опальному  ссыльному… Версия цели: Пущин как тайник уведомил поэта о грядущем намерении членов тайного общества реформировать Россию
рядом политический акций … и, вероятно, приглашает поэта к участию … хотя бы посредством его легендарного пера поэта в публичной славе и …  А не привез ли Пущин записку от радикального Рылеева с благодарностью за Кинжал и призывом не выпускать из рук рупор революции…!?
б) и намекает, что он получил от Пущина вызов с началом междуцарствия с уверением в  успехе дела (бунта), прося поэта не остаться не удел и призывая  разделить успех участием =  Пушкин подделал проездной документ и бросился на кляче на дорогу в Питер, но … ему повстречался черный монах (так он сам признался  в ЕО!)  - это был вестник с пророчеством о том, что дело будет провальным и грозит страшной бедой участникам … Пушкин повернул назад и придумал миф о зайцах (об этом тоже есть строка в ЕО)… как дед Мазай…
6. Мотив пессимизма кантианца = смотрите что произошло и что сделалось –  это всем урок:
А я — беспечной веры полн,—
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец!—
Я вам пел – пел беспечный вашему делу … И вот все рухнуло в одночасье и все погибло. Я могу лишь петь и вообще пою по-прежнему … но про Онегина… и Таньку…   Хотя уже выплеснул Стансы царю-вешателю… Братцы, жить то надо и хочется…  шибко
7. Лейтмотив милости и помилования. Он начат в послании Во глубине сибирских руд (1826). Судьба осужденных декабристов до конца жизни мучительно волновала Пушкина. «...Надеюсь на коронацию: повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна»,— писал он в августе 1826 г., узнав о приговоре, и позже надежда на амнистию не оставляла его, вошла лейтмотивом в стихи («Стансы», «Во глубине сибирских руд...», «Друзьям»). Он как бы говорит = да, я сервилист – я в сговоре с властью и личо с душителем… но я ходатайствую о милости государя и о смягчении вашей участи…
8. Поэзия – выше нравственности. Поэт – избранник Богов. Не его дело бодаться на площадях за «общие цели» и страдать за неудачи неумелых и беспечных как он сам. Служенье Муз не терпит суеты.

Сурат Ирина, анализируя послания: <***C 1825 г. начинается движение Пушкина к историческому провиденциализму, на фоне которого попытки насильственно сменить форму правления выглядят по меньшей мере исторически безответственно. Через год после восстания в записке «О народном воспитании» Пушкин оформил эти мысли в связи с декабризмом: «Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий». И дальше — о том, что восставшие столкнулись с «силой правительства, основанной на силе вещей». Записка «О народном воспитании» составлялась по заказу императора, и Пушкину пришлось кое-где сгустить оценки, но это не значит, что он писал не то, что думал. «Сила обстоятельств», «сила вещей» становятся опорными категориями его исторического мышления, в какой-то мере сформировавшегося уже в 1825 г., в процессе создания «Бориса Годунова», чтения Карамзина и Тацита. Так что с заговорщиками ему было теперь не по пути, при всех личных симпатиях.
 Пушкин был человеком редкой храбрости, но не храбрость или трусость определяли его решения в декабре 1825 г. Поплатиться жизнью или личной свободой за чужое дело — вот чего он не захотел. Смерть Александра I впервые с начала ссылки открывала Пушкину реальную надежду на законное освобождение от опалы, и совершить неточный, не свой поступок именно в этот момент было бы особенно нелепо. А Пушкин так был близок к тому, чтобы совершить этот поступок — невольно, случайно, по дружбе.
Отказавшись от поездки, Пушкин задумался о роли случая в истории и в частной жизни человека. Плодом этих раздумий стала поэма «Граф Нулин», написанная 13—14 декабря.

Нас было мало на челне…  Наших ищем в портретных зарисовках Пушкина.  Наиболее вероятными авторами этого послания являются по нашему мнению  Иван Пущин и  Михаил Лунин

Переходим в третьему послания римлянам…

3. 1835 =  - Кто из богов мне возвратил… Послание кому?

   Иван Пущин
Михаил Лунин. Акварель Николая Бестужева. 1836
Кто из богов мне возвратил...
автор Гораций (65—8 до н. э), пер. Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837)

Язык оригинала: латинский. Название в оригинале: O saepe mecum tempus in ultimum.  — См. Стихотворения Пушкина 1835 / Переводы Пушкина. Дата создания: 1835,  опубл.: 1840. Источник: ФЭБ ЭНИ «Пушкин»• Перевод VII оды из II книги од Горация Флакка   «К Помпею Вару». См. также перевод Фета.

* * *
;Кто из богов мне возвратил
Того, с кем первые походы
И браней ужас я делил,
Когда за призраком свободы
Нас Брут отчаянный водил?
С кем я тревоги боевые
В шатре за чашей забывал
И кудри, плющем увитые,
Сирийским мирром умащал?

Ты помнишь час ужасный битвы,
Когда я, трепетный квирит,
Бежал, нечестно брося щит,[
Творя обеты и молитвы?
Как я боялся! как бежал!
Но Эрмий[4] сам незапной тучей
Меня покрыл и вдаль умчал
И спас от смерти неминучей.

; А ты, любимец первый мой,
Ты снова в битвах очутился...
 И ныне в Рим ты возвратился
В мой домик темный и простой.
Садись под сень моих пенатов.
Давайте чаши. Не жалей
Ни вин моих, ни ароматов.
Венки готовы. Мальчик! лей.
Теперь не кстати воздержанье:
Как дикий скиф хочу я пить.
Я с другом праздную свиданье,
Я рад рассудок утопить.[


Примечания
Вольный перевод оды Горация «К Помпею Вару» (кн. II, ода VII). Гораций с Помпеем Варом участвовал в республиканских легионах Брута и сражениях против Цезаря Октавиана-Августа при Филиппах. Написано для включения в «Повесть из римской жизни» («Цезарь путешествовал...»), после слов: «...не верю... трусости Горация. Вы знаете оду его?» Затем следует объяснение оды.  Помпей Вар — Товарищ Горация по военной службе. Он не ограничился участием в битве при Филиппах, а вместе с остатками армии республиканца Марка Юния Брута участвовал в новой войне Секста Помпея против  Октавиана, тоже окончившейся поражением республиканцев. В этой оде Гораций поздравляет своего друга с благополучным возвращением после войны и приглашает его на радостный пир.   Вероятно, правильно понял это признание Горация Пушкин, который «не верит трусости Горация». «Хитрый стихотворец хотел рассмешить Августа и Мецената своею трусостью, чтобы не напомнить им о сподвижнике Кассия и Брута» («Цезарь путешествовал…»). Гораций, бывший в битве при Филиппах в должности военного трибуна, не носил щита.

 
; При жизни Пушкина напечатано не было.  ; Автографы: 1. Черновой—ПД № 224. Транскрипция нескольких стихов дана Б. Л. Модзалевским в «Описании рукописей Пушкина, находящихся в музее А. Ф. Онегина в Париже» — «Пушкин и его современники», вып. XII, 1909, стр. 17. Полностью опубликовано М. Л. Гофманом в сборнике «Неизданный Пушкин. Собрание А. Ф. Онегина» 1922, стр. 96—99. 2. Перебеленный, с поправками, — ЛБ № 2377 А № 13. Опубликовано Никитенко под заглавием «Из Горация» в «Сыне Отечества». 1840, т. II, кн. 2, апрель, стр. 250—251. Исправнее, с первоначальными вариантами, опубликовано М. Л. Гофманом в статье «Посмертные стихотворения Пушкина» — «Пушкин и его современники», вып. XXXIII—XXXV, 1922, стр. 381—382.  ; Печатается по автографу ЛБ. ; Датируется предположительно первой половиной 1835 г.  ; Опубликовано в 1840 г. (см. выше).
; В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с посмертного издания, т. IX, 1841, стр. 335—336. (H. И.)

Итак, в 1835-ом году (суицидальному для поэт-человека А. Пушкина по И. Сурат) Пушкин пишет послание Ивану Пущину (приезжавшему в 1825-ом до 14 декабря в Михайловское к ссыльному и опальному для тайной беседы и агитации и затем позвавшему поэта в Питер на праздник бунтарей во тьме междуцарствия), взяв за основу понятную по скрытому смыслу его бывшим соратникам по либертинажу оду «бессмертного труса» (ярлык АСП) Горация своему бывшему со-ратнику по армии Брута – Помпею Вару…
Как я боялся! как бежал!
Но Эрмий сам незапной тучей
Меня покрыл и вдаль умчал
И спас от смерти неминучей.
Поэту стыдно.  У него один довод – Промысл Его таков, что Он Сам отводит беду от своего избранника – Поэта и посылает ему на встречу не зайцев, а черного монаха  (см. признание об этом факте у АСП в романе ЕО).  Таково Провидение и его не только надо благодарить, но еще и понять – так угодно небесам …и сам Поэт тут вроде и не причем…  Поэт намекает – не будь воли Провидения, не стал бы я Поэтом с функцией Пророка
Но  муки совести неизлечимы, бередят душу, мутят рассудок и поражают волю …  и по прошествии 10 лет  на первый юбилей удушения бунта  Пушкин пишет объяснительное  послание  и   ад-вокатские доводы = я не трус, хоть и боюсь = таково Решение Его…  я шибко нужен для иного служения Богам  Олимпа  = для Поэзия, Поэзия же выше нравственности (Завет АСП №XXL)  = поэт поэтому вне ее категорийного коридора.  Вот Гораций – убежал с поля боя при Филиппах, увидев неминуемую гибель армии республиканца Брута, переметнулся затем к Августу Октавиану и … стал великим мировым поэтом. Корчась в кривых зеркалах этих доводов слабака, поэт просит друга разделить трапезу и утопить рассудок в вине…
Теперь не кстати воздержанье:
Как дикий скиф хочу я пить.
Я с другом праздную свиданье,
Я рад рассудок утопить.[5]

Сурат Ирина: В любой перспективе очевидно, что Пушкин в декабре 1825 г. удержался от рокового шага, спасся от верной гибели. Ему представлялся вариант и похуже Сибири: «И я бы мог...» — записал он впоследствии возле рисунка виселицы с пятью повешенными.
Пушкин воспринял свое спасение как чудесное, промыслительное. Об этом он сказал царю: «Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо». Отголоски его восприятия слышны и в рассказах о несостоявшейся  поездке — В. И. Даль назвал ее «странным происшествием, которое спасло его от неминуемой большой беды», Н. И. Лорер писал о ней: «...Провидению угодно было осенить покровом нашего поэта. Он был спасен!» Не только этот конкретный эпизод, но и вся история отношений Пушкина с декабризмом выглядела после разгрома восстания как история его таинственного спасения под покровом Небес. Пущин, вспоминая через много лет, как он несколько раз чуть не вовлек Пушкина в общество, признал:«...Все обстоятельства приняли в глазах моих вид явного действия Промысла, который, спасая его от нашей судьбы, сохранил поэта для славы России».
*** Через полтора года после событий он облек историю своего спасения в сюжет античного мифа об Арионе:
Погиб и кормщик и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен, грозою...
Герой «Ариона» спасен не случайно, а потому, что он «таинственный певец» — существо избранное, особое, рожденное не для общих путей, отмеченное печатью высшего покровительства. В поэте есть тайна, он не властен в своей судьбе и должен только следовать за ней, не изменяя предназначению.
Сделав в 1825 г. выбор между творчеством и политикой, Пушкин впоследствии приравнял поэзию к спасающему Провидению, которое тогда, в Михайловском, взяло поэта по свою защиту.
Но здесь меня таинственным щитом Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.
«Вновь я посетил...», черновик (1835)
Перелом произошел не только в творческом самосознании Пушкина, но и в его историческом видении, в его чувстве истории. До 1825 г. Пушкин не брался углубленно писать на исторические темы. Историк проснулся в нем именно в 1825 г., когда одновременно создавался «Борис Годунов» и первая его серьезная историческая проза — «Замечания на Анналы Тацита».
Вот и всё о пророческом в Пушкине. Один голый расчет, Стансы пощадившему и приручившему его Царю-Вешателю и … запоздалое раскаяние отступника.
Остается напомнить два завета Пушкина:
1 – из Евгения Онегина = формула ЛЮБИТЕ САМОГО СЕБЯ
2 - Поэзия выше нравственности.
 Значит поэт вне этой категории … Это для черни. Цель Поэзии = Поэзия. И ничего больше…
Теперь об адресате посланий ….
К кому вы, не будучи уверенным в том, что ваши доводы будут понятны абсолютно каждому:
1- к тому, к кому вы уже с этим прошением обращались, кто был уже вами выбран в судии
Это был Пущин
2- к тому, кто из плеяды мученикво общего дела вам наиболее близок
Это был Пущин — друг с лицея… друг первый и бесценный по пушкинскому молитвенному признанию и призыву к милосердию при покаянии
3- к тому, с кем вы общались тесно по поводу призыва вступить в ряды бунтовщиков, кто вас вербовал и был у вас с агитацией накануне «дела»
Это был Пущин
4- к тому, с кем свела вас судьба проститься. когда он уже был осужден на каторгу и брел в кандалах и цепях ...
Это был Пущин
коровин. прощание с кюхлей



***
пациент  убыл по приговору

Il disparu par le verdict

on peut le pardonnez .. , svp