От человека разумного к человеку духовному

Владимир Новокубанский
Уже более   двадцати лет человечество живёт в первом столетии третьего тысячелетия.   Ушли в прошлое двадцатый век и второе тысячелетие, оставив в наследство свои достижения и проблемы.  Казалось бы, что ничего не произошло в космическом отношении – всё также вращается Земля вокруг Солнца, накручивая на свою ось дни, недели, месяцы и годы, но, тем не менее, ощутимо меняется среда обитания человечества и само человечество.   Об этом свидетельствуют природные, социальные, экономические и другие катаклизмы, свидетелями которых мы и являемся.   Эти процессы меняют не только облик планеты, но и жизнь, судьбу всего человечества.  Существующий тысячелетиями симбиоз человека и Природы начинает постепенно разрушаться.
   В конце прошлого столетия завершён многолетний цикл уникальных гелиеметрических исследований, на основе которых было доказано, что Земля – это живая сущность, это высокоорганизованная система, занимающая в космической иерархии более высокий, чем человек, уровень.     И вот теперь возникает впечатление, что Земля исчерпала свой запас терпения по отношению к человеку и принимает меры, чтобы защититься от него.  Одним из примеров этому может служить пандемия чумы XXI века – короновирус.
   В 1992 году состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), где впервые в истории цивилизации подведены итоги хозяйственной деятельности человека на Земле.  При этом было установлено, что планету охватил глобальный экологический кризис.  Окружающая среда, деградируя, превратилась в опасность для всего мирового хозяйства.
   Причины глобальной экологической катастрофы очевидны – это наша хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение всё более растущих материальных потребностей людей за счёт всё большего освоения природного материала. 
   Что же произошло, и почему в отношениях человека и Природы возник сначала незаметный, но с каждым столетием всё более обостряющийся антагонизм?
   Эти причины своими корнями уходят в далёкое прошлое.   До тех пор, пока христианство утверждало свою веру в среде европейских народов, оно было величайшей из нравственных сил, оно формировало душу современного человека. Но религия не могла помочь человеку обустроить быт, облегчить физический труд, получить более производительные орудия труда и т.д.  Именно решением этих задач, ограниченных рамками земного бытия, и занялась наука, отделившаяся в своё время от религии.
   До тех пор, пока наука стремилась восстановить законные права разума и ограждала его безграничную свободу, она оставалась величайшей из интеллектуальных сил, обновив мир, освободив человека от вековых цепей и дав его разуму нерушимые основы.
   При этом произошло и разделение сфер ответственности.  Религия стала отвечать на запросы сердца, отсюда её магическая сила, наука – на запросы ума, отсюда её непреодолимая мощь.
   Но с тех пор, как церковь, не способная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них, противопоставляя разуму веру, как неоспоримую абсолютную заповедь, а наука, опьянённая своими открытиями в физическом мире, превратила мир души и ума в абстракцию, сделалась агностической в своих методах и материалистической в своих принципах и целях, появился глубокий разлад в душе общества и в душах отдельных людей.
   С тех далёких времён религия без доказательств и наука без веры и надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую.  Отсюда глубокая раздвоенность и скрытая вражда не только между государством и церковью, но и внутри самой науки, в лоне всех церквей, а также в глубокой совести всех мыслящих людей.
   Религия постепенно отошла на задний план, а наука всю свою мощь и энергию направила на изучение материального мира с целью создания материальных благ.   Этому способствовала также технологическая форма цивилизации, в которой всё, не относящееся к материальным потребностям, просто не имело значения. Действительно, достижения науки сегодня впечатляют – химические технологии, микроэлектроника, строительная индустрия, атомная энергетика, компьютеры, глобальная сеть интернета и многое другое усовершенствовали наш быт, увеличили комфорт, сделали возможным получение информации из любой точки земного шара, но при этом ухудшили экологию, разделили и духовно опустошили людей, развили до угрожающих размеров смертоносные виды вооружений, поставили под угрозу существования само человечество.
   Подводя итоги многовекового противостояния науки и религии, можно сделать вывод, что религия, в силу своей замкнутости и гонений, не выполнила задачу в своей зоне ответственности по повышению уровня духовности, как отдельного человека, так и человечества в целом, а наука в своём стремлении обеспечить потребности тела стала производительной силой, но перестала искать Истину.  История науки полна примеров того, как научное сообщество, требуя использования только «реальных» положений, отвергало по идейным соображениям многие фундаментальные понятия математики, физики, биологии, как понятия, приводящие к теологии и к ненаблюдаемым формам реальности.
   Научное мировоззрение породило в общественном сознании характерный «наукоцентризм», а остальные мировоззрения рассматривались не независимо, а предвзято – с определённых «научных» позиций.   
В результате всё это привело к безнравственности науки и к бездуховности нашей цивилизации в целом.  В этих условиях бурное развитие науки подвело общество к опасной черте.   Создание ядерного и тектонического оружия привело к опасности уничтожения планеты, использование «мирной» атомной энергии ведёт к мировой экологической катастрофе, развитие химических производств грозит отравлением животного и растительного миров, а перспективы дальнейшего прогресса прикладной науки поставили под угрозу существования само человечество.  И в этих условиях грандиозные пожары, наводнения, засуха, разрушительные тайфуны и смерчи, вулканические извержения и землетрясения, различные эпидемии, социальные потрясения и войны – всё это звенья одной цепи. Природа стала активно защищаться от человека и его разрушительной хозяйственной деятельности.  Такое уже случалось не один раз на Земле, когда исчезали по той же причине более развитые, по сравнению с нашей, цивилизации. Об этом свидетельствуют археологические данные и древние артефакты. 
   К сожалению, эти истории не впечатляют человеческое сообщество, руководящая часть которого наверно считает, что такая Небесная кара не коснётся нашей цивилизации.
   Какой же может быть выход из создавшейся ситуации и существует ли он вообще?
   Если внимательно присмотреться к тому немногому, что нам известно о долгой истории человечества, становится очевидно, что остаётся неизменным одно – вера в Бога.  Она может принимать тысячи различных форм и выражений, но такова реальность.  Каждый из нас имеет свои аргументы, доказывающие или опровергающие существование Бога. Но истинно то, что, как говорил Декарт, «человек всегда обладал врождённым чувством восприятия Бога».   Религия всегда была основой морали и нравственности.  И вот сегодня на первый план выступает именно нравственность человека.  Возможно, что именно в этом и состоит суть решения по выходу человечества из создавшегося положения. При этом особую роль приобретает нравственность человека вообще и, в первую очередь, нравственность учёного.   Это чрезвычайно тяжкая проблема для учёного остановить свои исследования в какой-то момент, понимая, что ты преступаешь допустимое в процессе познания.  К сожалению, азарт, ажиотаж, жажда славы сметают все нравственные запреты.  Когда-то, после первых испытаний атомной бомбы, Энрико Ферми произнёс: «Не надоедайте мне с вашими терзаниями совести! В конце концов – это превосходная физика!».   Особенно опасны исследования в вопросах генной инженерии,  клонирования человека.  Любые запреты в этой области будут нарушены и нарушаются в тайных лабораториях во имя обогащения, власти, славы, во имя многих и многих соблазнов.
   Таким образом, единственное, что может спасти человечество от злоупотребления научно-техническим прогрессом – это нравственное чувство.  Многие естествоиспытатели и математики, начав свои искания людьми неверующими, каждый своим путём приходили в конце концов к вере.  Ориентирами их деятельности становились широкие нравственные принципы, которые вырабатывались уже не в самой науке, а в других областях культуры и в значительной степени – в области религиозно-нравственного поиска.  Именно союз науки и религии может помочь преодолеть экологический и нравственно-этический кризис, в котором оказалась современная цивилизация.  Этому способствуют также и многие научные результаты, не опровергающие, а доказывающие истинность большинства религиозных утверждений.  Отношение современной науки и религии основывается на глубоком уважении к вере и серьёзной оценке места и роли религии в истории социума.
   Поэтому неудивительно, что на пороге третьего тысячелетия к Богу пришла и теоретическая физика.  Весной 1998 года собрался Всемирный Русский Народный Собор, на котором присутствовали крупнейшие представители отечественной науки, где состоялись слушания по теме «Вера и знание: проблемы науки и техники на рубеже столетий».  Впервые была предпринята попытка дать нашему народу надёжную духовную и нравственную опору в решении сложнейших вопросов, которые поставила перед человечеством научно-техническая революция.  По мнению академика Осипова, создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании Абсолютного Бытия или Бога.  При этом сделано потрясающее заявление, что наука должна управляться нравственными законами.  Это заповеди, которые 2000 лет назад были сформулированы в Нагорной проповеди.   Сейчас во всём мире началось сближение науки и религии.
   Как же важно каждому жителю нашей страны понять и прочувствовать это: все мы ходим под Богом!  Религиозным утверждениям можно верить или не верить, но когда об этом заявляет наука, опирающаяся на теоретические и практические исследования и на неопровержимые факты, каждому следует пересмотреть свои взгляды на жизнь и сделать переоценку своих ценностей.
   Отсюда следует, что на основе союза науки и религии для решения всех экологических, технических и социальных проблем, направленных на сохранение жизни планеты Земля и всего человечества, необходимо, чтобы целью каждого человека и общества в целом стало преображение и духовное совершенствование во имя перехода человечества на новый виток эволюционного развития – от человека разумного к человеку духовному!