Со святыми упокой

Просто Света
Каждый  год  перед Вербным воскресеньем  Ольга  ходила  на кладбище, прибрать могилку  родных  перед Пасхой.  Когда  работала - так  прямо на Вербное,   или  в  Лазареву  субботу.  А на пенсии - и в  будний  день, например в  пятницу, как  сейчас.
 Даже  в  давние  уже  годы  молодости и Советского Союза  Пасха  оставалась  Пасхой, но вместо     молитв   и всеобщей  радости в  храме на ночной  службе было всеобщее посещение  кладбищ именно в  пасхальное  воскресение.  И не просто, а  с    издревле   живущими символами  Пасхи- крашеными яйцами и  куличами. Ну  и   выпивкой- закусочкой  для  поминовения  родных. Действо это было всеобщее, посему  заботливое  государство организовывало даже  бесплатные  автобусы  до кладбищ, может не везде, но   в  больших городах и поселках.
Ольга  жила  в поселке. Кладбище  было недалеко, и пешком за  полчаса  дойти можно, что иногда  и делали.   На остановке  собирались  сотни  человек. Всех возрастов, с сумками,  а  еще  и  с метлами -  лопатами. Автобус  курсировал  с  утра  туда  сюда, а  толпа до обеда  и не уменьшалась.  Вбивались  под завязку. Ну,  кто покрепче, шли пешком…
Место на кладбище   первой  заняла  бабушка. К ней  и ездили всей  семьей. А вот когда  Ольга  замуж вышла, и обрела  новую, местную родню,   добавились и они, и их родственники  из Москвы.   Встречались радостно на остановке, забивались в автобус шестеро взрослых и Ольгины  дети, побирались и коллективно перемещались от могилы  к  могиле, прибирали, раскладывали, выпивали, закусывали, оставляли на могилках яйца, кусочки кулича, конфеты, пшено крестом для  птичек… Потом  ехали   на дачу, в  которой  и проживала  Ольгина семья, при хорошей  погоде   усаживались   на улице   за  большим столом,  среди  распускающейся весенней  зелени, и праздник  продолжался.
Прошли годы. И   из всего     коллектива  осталась  одна Ольга с  детьми.     Но дети выросли, отделились, и посещение  кладбищ не любили. 
А Ольга  любила, вот правда.   Глубокая  скорбь по любимой  бабушке  утихла   с годами, и посещать ее  могилку  было легко и радостно. Родители упокоились   уже  в   достойном возрасте, поболев    крепко, так  что, как  говорят, отмучились. Их кончина  была  принята  как  должное, со светлой  печалью.  Со временем  Ольга  поставила  им общий  памятник, с  двумя  небольшими овальными фотографиями. Родители на них  были  среднего возраста, не такими как  в  последнее  время жизни, когда  болели крепко,  а красивые, и смотреть было  приятно.   И вот ограду  она покрасила   не в  черный, как  у многих, а в  зеленый цвет, рассудив,  что все    ее  родные  любили природу, и пусть будет  так  свеженько.
Прибрав  на могилах, Ольга  отправилась  вдоль новой  территории на угол   кладбища.   В бетонном заборе  была    дырка  для  прохода  к  ближайшему  поселку  и железнодорожной  станции.   Там  и раскинулось  большое озеро, у  берега  росло несколько    несчастных  верб.
Каждый  год    на эти вербы  покушались заготовители   веточек  для  Вербного воскресения.
 Они просто спиливали  несколько  больших ветвей и  обдирали, что надо. Так  было уже  десятилетия, вербы  были старые, кривые, и побегов  новых  мало, но все  кромсали.   И Ольга  уже  давно,  жалеючи, отрывала  несколько  веточек  из того, что осталось на срезанных  ветвях…   Много ли надо освятить да у икон поставить….
Шла  по новой  территории, разглядывала  свежие, вдруг знакомый  кто, поклониться, помолиться  за  упокой  души.
А когда  до конца  дошла, повернулась, окинула  взглядом все  разом, и .. обомлела…
Сотни  лиц  смотрели на нее и.. улыбались… Лица  были  большие, выбитые  на камнях мраморах гранитах, и почти все  смотрели  с  улыбкой, довольно…   Понятно, что родные  выбрали  такие  фотографии.. Но Ольге  показалась, почуялось, что довольны  они жизнью иной, загробной, вечной… Довольны, спокойны, что обрели  Дом и пришли к  Отцу  небесному, под его свет  любви и добра…
Она смотрела  и тоже  улыбалась … Потом покивала.. Покойтесь с  миром…
Пока  шла  до озера, поняла, в  чем  дело. На старом кладбище     на памятники  брали  фотографии часто официальные, с  паспортов, досок  почета  …   Родные  смотрели  строго, серьезно… И это были фото   на керамике, в  овалах, небольшие, как  у  Ольги…  А сейчас  технологии новые… и фотографий  у  каждого    много премного, выбирай  любую.. Вот и выбирали  таких.. с  улыбками, спокойных…Ольга и сама  говорила  детям - подберу  свою с  грибом в  руке,  ибо любила  сильно это дело… А что?  Пусть будет  живо и весело, как  при жизни, в  которой  Ольга много чего любила…
 С кладбища  возвращалась  в    умиротворении, улыбаясь  временами.
Покойтесь  с  миром.

 Со святы;ми упоко;й, Христе;, ду;шу раб Твоих, иде;же несть боле;знь, ни печа;ль, ни воздыха;ние, но жизнь безконе;чная.
Со святыми упокой, Христе, душу раб Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.