Рецензия к фильму Свидетель

Евгений Слоников
"Свидетель" 1985
Ну, это такая криминальная мелодрама, в которой познавательного больше, чем, собственно говоря, криминального и лямура. Меня это порадовало и энциклопедически подковало. А то так и жил бы непросвещённой блохой, даже не зная элементарных вещей. Ведь все знают, кто такие амиши. А я будто в подвале существовал, как картошка, и ни сном, ни духом. По первым минутам я решил, что будет нечто стандартное. Банальный триплекс "нехороший бандит, хороший коп и случайный свидетель преступления". Ну и будут они друг за другом бегать, выкручиваться из разных передряг и вновь в них вкручиваться. Отчасти так оно и есть. Есть и стрельба, и убийства, и копы, и... другие копы... Но есть ещё и амиши. И меня погрузили в их мир. Я не силён в различных вероисповеданиях, но, как я понял, амиши - это религиозная протестантская ветвь со своими правилами и понятиями. Что-то среднее между староверами, баптистами и хоббитами. И в этом замечательном фильме мне, городскому болдую, дали возможность чуть-чуть пожить среди них. И быть мне свидетелем на свадьбе куницы и краба, если не пора перейти к сути.


 Где-то в Америке на железнодорожном вокзале совсем маленькому амишу в традиционной широкополой чёрной шляпе приспичило в туалет. Не знал юный амиш, что в общественных ватерклозетах иногда происходят ужасные вещи... Например, там один дяденька может зарезать горло другому. Теперь же он узнал больше об устройстве мира. И, ловко обведя убийц вокруг среднего пальца, остался незамеченным. Естественно, к мальчишке сразу же прицепился другой дяденька. Дяденька Коп. Прицепился, как пиявый, пока мальчик не ткнул пальчик в фотографию убийцы. А им оказался не какой-то там хрен с небольшой горы, а очень даже хитрец! Теперь всем угрожает опасность! И юному амишу, и его матушке, и дяде Копу. Надо валить. Куда? Коту под туда! Конечно же, в Страну Амишей. А это почти Нарния, благо что коровы не разговаривают. Местные жители тут ходят только в определённых традициями сюртуках и шляпах. Транспортное средство у них одно: повозка с конём. Воду качают средневековыми механизмами. Если у тебя есть холодильник, ты уже не амиш. Да ёлки-палки, их туристы фотографируют, как обезьян в зоопарке! Фотики им из рук вырвать... Вместе с руками... Но амиши СОВЕРШЕННО не приемлют любого насилия! Хиппи - пацифисты? Фак им в руки. Добро где-то тут живёт. А вот как жить тут хулиганистому дяде Копу - вопрос...

 Надеюсь понятно, почему этот фильм я назвал познавательным. Для меня и криминальная составляющая, и лямурная ушли на второй план. Я попал в мир амишей, и там мне было уютно и интересно. Я понимаю, что у них там есть своя жесть, а тут лишь живописная верхушка прекрасного холма. И я никогда не стал бы жить в этом человеческом Шире. Мне нужна свобода, а там её нет, как бы счастливо все ни выглядели. Не принесёт мне счастья доение коров, строительство амбаров всей деревней, ношение стандартной формы. Но конкретно тут, в фильме, амиши классные. И я хотел бы побывать не очень долго в этой обособленной стране. Из состава знаю только троих. Харрисон Форд, который тут номинировался на Лысика (пока единственный раз за харрисонфордовскую жизнь, как ни странно). Дэнни Гловера. И раза четыре увидел Вигго Мортенсена. Чаще него в широкополой шляпе только Боярский, мне кажется... Питер Уир - крутой режик. Лично мне хватает того, что он снял "Шоу Трумана". А там ещё и "Хозяин Морей..." и с Депардье видел. Не вижу причин, чтобы не десять. "Видимо, ты никогда не держался за сиську." "За такую большую - нет."

Тут как-то ярче светит солнце. Тут дом охота назвать кровом.
Здесь лепестки ромашек станут дороже, чем любые деньги.
Здесь петух, козёл, корова - это петух, козёл, корова!
А не чушь характеристики людей на урбан-слэнге!
И я - как киллер лепреконов. Оседлавший трёх драконов.
В мордобой вступавший с бесом. Ангелам не жавший руку.
Необычно изменился... Стал свидетелем законов,
Где люди разные бывают. Кому-то петь. Кому-то хрюкать...