Об истории пробирного надзора в России

Татьяна Бузнякова
   В 2022 году наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I – выдающегося государственного деятеля, московского царя из династии Романовых, всероссийского императора с 1721 года и великого реформатора. К реформам Петра I относится введение в России пробирного надзора.  320 лет – именно столько времени существует пробирный надзор. Принято считать, что в 1700 году, 13 февраля, в оружейной палате был зачитан указ Петра I, касающийся вопросов опробования, клеймения и торговли ювелирными изделиями. Уже тогда пробирный надзор преследовал три основных цели: защита прав потребителей, защита добросовестных производителей и честной конкуренции и, наконец, защита интересов государства.  По царскому приказу предписывалось сделать в Оружейной Палате четыре серебряные пробы. Изготовлением занимался русский мастер Пантелеймон Афанасьев. Три образца точно соответствовали 96, 90 и 84 золотниковым пробам. Четвертый сплав был с высокой примесью меди - 62 проба. С этого момента клеймить изделия обязали даже провинциальные мастерские, которым ранее позволялось этого не делать.
Однако и до этого, еще в период правления Алексея Михайловича, было введено обязательное клеймение серебряных изделий. Такое клеймо не указывало на точную пробу ювелирного изделия, оно лишь подтверждало, что содержание серебра с нем не меньше установленного образца. Для проверки содержания драгоценного металла в изделии использовались методы, известные еще древним грекам и римлянам - наблюдение за изменением цвета металла при его прокаливании на огне. Характерной особенностью клейм того периода являлось то, что универсального клейма не было. В каждом городе было свое пробирное клеймо с изображением герба соответствующего города.
Исключения были сделаны для Москвы и Санкт-Петербурга, где ювелирные изделия клеймились государственным символом - двуглавым орлом. Правда, с 1741 года двуглавый орел стал применяться только в Санкт-Петербурге, в Москве же использовалось изображение Георгия Победоносца. В начале 20-х годов XVIII века появились клейма с инициалами пробиреров, а спустя еще 10 лет начали указывать и дату клеймения. С 1741 года инициалы пробирного мастера отделяется от клейма и состоит из двух букв латинского алфавита. До предъявления изделия государственному пробиреру ювелиры были обязаны проставить на изделии собственное клеймо, состоящие из двух или трех первых букв имени и фамилии.
Серебро в России получило широкое распространение после принятия христианства. Крупным заказчиком и потребителем, изделий из серебра, стала церковь. Для богослужений изготовили: потиры, канделябры, кресты, оклады для образов. Мягкие и ковкие серебряные сплавы подходили для создания самых причудливых форм и мотивов отделки. Благодаря своим бактерицидным свойствам материал нашел широкое применение в изготовлении сосудов для освящения воды.
Украшения из серебра в России, вплоть до открытия месторождений, были доступны только знати. Его доставляли из стран Востока и Европы в измельченном виде, готовом к переплавке. Мастера-ювелиры пускали в дело монеты и слитки, которыми рассчитывались торговцы. Но уже в середине XVIII веке Русские мастера объединились в один цех, в 1793 году в русском цеху состояло 44 ювелира, каждый мастер в обязательном порядке маркировал свои изделия. Информация о клеймах того периода очень скудна. Известно, что на предметы наносились так называемые «именники», которые состояли из инициалов изготовителя. К концу XVIII века, чтобы избежать путаницы, мастера стали указывать на своих творениях полные имя и фамилию. Регистрировать такие клейма было необязательно, поэтому маркировка того времени отличается многообразием. Русские клейма печатали, если клеймо четкое, значит оно оригинальное. Вопрос об атрибуции некоторых клейм, как и о периоде деятельности некоторых мастеров и предприятий на данный момент остается открытым и исследуется. В собрании Старочеркасского музея хранятся интересные, старинные экспонаты с разными клеймами. Это прежде всего культовые предметы, а также украшения, женские и мужские пояса, карманные часы, столовые принадлежности, чарки, вазочки, подносы. По клеймам можно узнать где и когда изготовлен предмет. Например, на серебряном окладе «Николай Чудотворец» проставлены клейма: "БОРИСОВЪ" "А.К." «1880» // «84» и звезда". Борисов Яков Алексеевич, серебряного дела мастер, с 1876 по 1896 год владелец серебряного заведения. Его мастерская (цех) изготовляла предметы культа, посуду, портсигары. На окладе указан год и цифра "84 ", которая удостоверяет, что изделие выполнено из серебра 84 пробы.
В XIX веке у донских дворян в обиходе широко используется серебряная посуда и столовые приборы. На донышке чарки, принадлежащей роду Ефремовых, прочеканен московский герб - Георгий Победоносец на коне и несколько клейм с инициалами.   Мастера по качеству буквы "П.Ф." – альдерман Петров Федор (1759-1784 гг.),а также клеймо «ТС» - мастера Тулаева Семена Дмитриевича,работающего во 2-ой пол. XVIII века. Еще имеется клеймо  пробирного мастера «АА» - Андрей Андреев.
Со второй половины XIX века Европейская мода на серебро быстро распространилась по всей России - из него делали столовые сервизы, массивные фонтаны и холодильники для вина, комплекты канделябров для освещения, аксессуары и дамские мелочи. Столовое серебро всегда считалось признаком достатка в семье. Серебряные приборы передавались в наследство из поколения в поколение. Вилки и ложки с декорированным рельефным орнаментом и клеймом "Г. Черятов" и 84 пробой хранятся в собрании Старочеркасского музея. Фабрика золотых и серебряных изделий Черятова Егора (Георгия) Кузьмича существовала с конца XIX века. Егор Черятов, 26-летний крестьянин, получивший промысловое свидетельство, открыл серебряное заведение близ Москвы. В мастерской золотых и серебряных изделий Черятова изготавливали предметы столового серебра, быта и интерьера, а также ювелирные украшения. Изделия отличались высоким художественным и техническим уровнем исполнения. Последнее упоминание о фирме, относится к 1916 году, в СССР ее уже не было. Таким образом клеймо на предмете может дать самую различную информацию. Определить возраст изделия, рассказать о стране и качестве металла. Поэтому нет более увлекательного занятия при исследовательской работе, чем расшифровывать и читать эти знаки былого.