Страсти по Еврипиду премьера в Мариинке Мимолетнос

Мари Козлова
 Страсти по Еврипиду: премьера в Мариинке

"Мимолетности" и "Федра", одноактные балеты, историческая сцена Мариинского театра,  11 мая 2022 года

Вчерашний вечер петербуржкой премьеры двух одноактных балетов в Мариинском театре, представленных балетной труппой его Приморской сцены, строился по принципу контраста. Разум и сердце, созерцание и страсть, импрессионизм и экспрессионизм. Так кратко можно обозначить главное в каждом из балетов. "Мимолетности" на музыку Прокофьева. Импрессионистские картинки жизни, словно выхваченные из окружающего мира беглым взглядом, в них нет ни начала, ни конца. Нет конкретных людей. Лишь блики жизни: красные, синие, зеленые, черные, фиолетовые. Они, как цветные стеклянные осколки в калейдоскопе, складываются в разные, никогда не повторяющиеся причудливые картинки, чтобы один раз порадовать рассматривающего их и навсегда исчезнуть. Все эпизоды и балета, и музыки - это такие балетные "Камешки на ладони", как у Владимира Солоухина, короткие истории, из которых состоит жизнь. В них ни сожалений, ни печали, просто промелькнувшее впечатление!
И для этого нашлась замечательная фортепианная музыка Сергея Прокофьева. Никогда не подозревала, что у этого композитора есть такая нежная, прозрачная, как ранняя весна, импрессионистская музыка. В этом балете она прозвучала у Николая Мажары, аккомпанировавшего танцам, светло, с умиротворяющей искренностью. Сегодня это мой любимый современный пианист, который, как мне кажется, не поддался модному поветрию превращать исполнение музыки в музыкальный атракцион с чередованием форте и пиано. Его игра подкупает бесхитростной искренностью, хорошим вкусом и глубоким пониманием исполняемого композитора. Сам балет (хореограф-постановщик - Дмитрий Пимонов) - это вполне удачная визуализация музыки, ее причудливого движения и развития, заложенных в ней музыкальных картинок.
И все-таки, при всей созерцательности хореографии и музыки,была затаенная лиричность в исполнении прекрасных солистов балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра - Анны Самостреловой, Сергея Уманеца, Каролины Мачадо,
Алексея Голубова, Лилии Бережновой, Эрлана Суйунбека,  Дарьи Тихоновой, Сергея Аманбаева. Ведь не зря же сказано: "О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!"
Второй балет стал для меня настоящим откровением - "Федра" на музыку Филипа Гласса в хореографии Флеминга Флиндта в постановке Джейкоба Спарсо, (художник Пётр Окунев (по замыслу Бени Монтресора)). Я не особый любитель современной хореографии и необычной музыки, но любое талантливое творение поражает и захватывает, независимо от стилистики. А здесь было все в кубе: талантливая музыка, помноженная на талантливую хореографию и талантливое исполнение. И это соединяется с нестареющим античным сюжетом мастера древней интриги Еврипида. Истинная древнегреческая трагедия!
"В крови горит огонь желанья!" - вот главный лейтмотив балета. И это всегда актуально - и во времена Глинки, когда был написан романс, откуда взяты эти слова, и две с половиной тысячи лет назад, когда жил и творил великий греческий драматург. История не нова. Античных богов и правителей мучают те же страсти, что и обычных людей, и поступают они тоже вполне по-человечески, не всегда честно и благородно.
И поразил ее Бог любовью! Вернее, страстью! Вот уж точно про Федру сказано! И это при живом-то муже! Несчастье, так несчастье! А всё происки и месть богини любви Афродиты, вовсе не белой и пушистой, а злой и мстительной. Не нравилось ей, что царский сын Ипполит отвергает и ругает женщин, ополчилась она на него за то, что отдает предпочтение чистой в делах и помыслах, девственной Артемиде, богине-охотнице. Ипполит не переходит запретную черту, не отвечает Федре на ее страсть, в нем все сопротивляется. При этом события развиваются в пределах традиционной ориентации, никаких гомосексуальных мотивов.
Но неутоленная отвергнутая страсть и оскорбленное самолюбие во все времена были плохими советчиками. Это же не любовь, способная на жертву и прощение! Всех порешу! - единственный выход находит Федра. - Себя убью, Ипполита оклевещу перед отцом и мужа Тесея заставлю мучительно страдать! Всем воздам!
В балете этот сюжет раскрывается как воплощение в танцевальной пластике отдельных эпизодов трагедии Еврипида. Каждому предпослана фраза из трагедии и определено содержание. Такой программный балет.
Удивительную музыку написал американец Филип Гласс: в ее основе биение "сумасшедшего сердца" в разных темпах и сиепени взволнованности, кипение первобытных страстей, зацикленность на одном всепожирающем желании. Музыка необычна, ее автора считают представителем минимализма в музыке. В ней нет особого мелодизма, есть ритм, энергия, эмоциональный огонь, эротический пожар, мучительный амок, звучит много ударных, постоянно, навязчиво повторяются мелодические конструкции, которые трудно напеть, но они, словно неотступная страсть, завлалевают вниманием, околдовывают ускорением или ослаблением темпа и силы звучания. Завораживающая музыка! Можно сказать, неополифония - разговор Богов и людей. Потрясающе ее исполнил оркестр под управлением Владислава Карклина! Столько страстной энергии!
В балете яркая, стильная, графическая хореография, динамичная и предельно выразительная. Словно ожившие рисунки с античных амфор, двигаются танцовщики в стремительных танцах со сложным рисунком, четкими перестроениям , с узнаваемыми скульптурными позами. Очень эффектно начало балета - белый полукруг присевших танцовщиц в белом смотрится огромным роскошным ожерельем, обрамленным двумя циклопическими изваяниями могущественных божеств. Вышколенный кордебалет рисует на сцене сложные узоры, проносится в вихре вращений и замирает в узнаваемых позах людей с античных росписей. Все это служит отличным фоном и дополнением к танцам солистов. Федра — Анна Самострелова, Тесей — Сергей Уманец, Ипполит — Сергей Аманбаев, няня — Дарья Тихонова. Сложная современная хореография смотрится очень органично в сочетании с ритмизированной музыкой, доходит с ней до апогея, когда почти африканские бешенные тамтамы буйствуют в оркестре над другими инструментами, когда кровь стучит в висках героев, отравляя душу яростными эмоциями. И постепенно замирает, когда персонажи лишаются сил бороться либо с собой, либо с обстоятельствами. Настоящее "Cuore pazzo" сумасшедшее сердце стучит в музыке и в финале, постепенно успокаиваясь и затихая, вместе с жизнью героев! Потрясающий балет!
И зрители его оценили, бурная овация, восторженные крики "Браво!", долгие поклоны. И маэстро Гергиев с гостями в Царской ложе.