Тельняшка. I. Глава 4. Daily Routine

Игорь Шулепов
COME BACK IN USSR (Часть I)

DAILY ROUTINE*

Я не видел, ребята, море
Ни весеннее, не осеннее
Я не видел, ребята, море
Невезение, невезение.
Не ходил с моряками в плаванье
Океанами, океанами
И в штормах не бывал ни разу я
С ураганами, с ураганами.

Гарик Сукачёв & рок-группа «Неприкасаемые», песня "Невезение" из альбома "Белый колпак".

Жизнь прожить — не поле перейти!
Как любил говаривать преподаватель психологии на военно-морской кафедре кавторанг Ковтун: «Человек — такая скотина, которая ко всему привыкает!»
И ведь, как ни странно, он оказался прав. Привык и я к новой казарменной жизни.
Утром вставал по команде «подъём» и бежал вместе со всеми на зарядку. Затем мы все дружно строем шли на завтрак. После завтрака личный состав училища выходил на подъём государственного флага, и только после этого торжественного ритуала мы шли на занятия.
До обеда мы боролись с голодом, а после обеда — со сном. После занятий старшина разводил нас в наряды и на работы. И так каждый божий день, словом — daily routine.
По выходным б;льшую часть времени мы проводили на плацу, маршируя строем и отрабатывая элементы строевой подготовки.
Место старшины Пресича занял второкурсник по прозвищу Малой.
Своё прозвище он получил за чрезвычайно малый рост. Забавно было наблюдать, как Малой отчитывал здоровенных курсантов-переростков, а они, склонив голову, молча внимали ему.
В училище я пристрастился к курению и начал покупать в местном магазине дешёвые сигареты. Мы с ребятами курили болгарские сигареты без фильтра, которые назывались «Шипка». А в день выдачи стипендии шиковали — покупали с фильтром «Пегас» или болгарские «OPAL».
В роте у меня появились друзья. Помимо моих соседей по кубрику, я сдружился с Вадиком Шаровариным. Вадик был настоящим романтиком и с детства грезил морем, хотя сам он был родом из якутского посёлка Кангалассы, который находился на берегу великой северной реки Лены.
Вадик никогда не унывал и со стойкостью переносил все невзгоды и лишения нашей курсантской жизни. В отличие от меня, ему повезло меньше, поскольку родители Вадика были далеко, и поэтому все увольнения мы проводили вместе. Моя мама кормила нас вкусными домашними обедами и ужинами. Мы на пару ходили в кино, пили пиво и знакомились с девчонками.

Оказывается, традиции по установлению таких жёстких порядков в мореходных училищах были заложены ещё царём Петром 1.
Пётр ввёл такую методику обучения будущих мореходов, исходя из того что на флоте должна быть жёсткая дисциплина и идеальный порядок. Поэтому в воспитании будущих мореходов принимали участие одновременно и военные, и гражданские лица.
Специальность, на которой я обучался, называлась «Судовождение на морских путях». Начальником специальности был Борис Геннадьевич Сливаев по прозвищу Слива, в прошлом — штурман дальнего плавания. Человеком Слива был достаточно интересным и неординарным. О нашей будущей профессии он говорил так: «Каждый моряк должен быть готов к тому, что он рано или поздно утонет!»

И ещё он всегда нам внушал, что судоводитель — профессия не только мужественная, но и интеллигентная.
По мнению начспеца, настоящий судоводитель должен был в совершенстве владеть тремя вещами: изъясняться на английском языке, разговаривать по телефону и управлять автомобилем.
Мы с удовольствием ходили на его занятия и внимали каждому сказанному им слову.

Это был настоящий штурман-интеллигент, которых сейчас так не хватает на отечественном флоте.

Приближалась первая сессия и Новый год. В один из зимних вечеров старшина построил роту и объявил о начале предновогоднего марафона. Им был объявлен конкурс на новогодний состав наряда. С 31 декабря на 01 января в наряд по роте, а также по столовой и камбузу должно было заступить десять человек. Совершенно очевидно, что никому из нас не хотелось торчать на вахте в любимые новогодние праздники!
Поэтому Малой перед строем продемонстрировал маленькую тетрадку, в которую был занесён весь личный состав нашей роты. «С этого момента все „залёты“ будут фиксироваться лично мной в этом штрафном журнальчике!» — сообщил он всем присутствующим на вечерней поверке.
Тянулись серые дни, каждый из нас постепенно набирал штрафные баллы в «чёрном списке» старшины, и все мысли были только о том, как не попасть в новогодний наряд.

На фото: Сливаев Борис Геннадьевич - начальник специальности "Судовождение на морских путях", ВМУ ММФ.
Фото из личного архива Сливаева Бориса Геннадьевича