Трагедия Декабриста

Александр Митрофанов 2
Одной из трагических страниц в истории отечественного торгового флота стала гибель 4 ноября 1942 года парохода «Декабрист» и многомесячная «робинзонада» выживших членов его экипажа на арктическом острове Надежды.
История судна началась еще в 1902 году, когда его спустили на воду на английской верфи Vickers, Son & Company в Barrow-in-Furness под названием “Vickerstown”. В 1903 году недостроенное судно приобрела французская компания и его переименовали в “Franche-Comte”.
27 января 1904 года началась Русско-японская война и российскому флоту срочно потребовалось пополнение кораблями и судами. Морское министерство решило приобрести “Franche-Comte” для достройки и переоборудования в военный транспорт.
В апреле 1904 г. судно привели в Либаву, переименовали в «Анадырь» и зачислили в ВМФ.
13 июля 1904 года «Анадырь» был включен в состав Второй Тихоокеанской эскадры под командованием капитана 2-го ранга В.Ф. Пономарева в качестве транспорта снабжения и мастерской. Транспорт был вооружен пятью французскими 57-мм пушками, его экипаж состоял из 16 офицеров и 245 кондукторов, унтер-офицеров и матросов.
2 октября эскадра вышла из Либавы и направилась на Дальний Восток. «Анадырь» следовал в составе 6-го отряда под командованием вице-адмирала З.П. Рожественского в который входили броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». На борту транспорта находилось 7000 т угля, 150 мин заграждения, боеприпасы, запасные части и другие грузы для кораблей эскадры.
«Анадырь» принял участие в Цусимском сражении, оказавшись единственным из уцелевших в бою, не сдававшихся в плен и не интернированных кораблей и судов 2-й эскадры Тихого Океана. Самая позорная участь постигла четыре корабля - броненосцы «Император Николай I», «Орёл» «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» - сдались в плен.
Ему удалось прорваться без потерь, сняв во время боя экипаж тонущего вспомогательного крейсера «Урал» (341 человек), и 14 июня дойти, используя имевшихся 7000 т угля, до Мадагаскара (весь этот месяц он считался погибшим), и достичь в ноябре 1905 года Балтийского моря.
Затем «Анадырь» перевели в резерв, а с февраля 1911 года он стал вспомогательным судном при Действующем флоте Балтийского моря. До начала Первой мировой войны  «Анадырь» обычно совершал ежегодно три рейса в английский Кардифф, доставляя оттуда каждый раз до 9600 т угля. В годы войны судно входило в состав транспортной флотилии Балтийского моря.
В январе 1917 года начались работы по переоборудованию судна в плавучую мастерскую, однако осенью работы были остановлены, так как признали, что «закончить переоборудование в течение войны невозможно из-за быстро растущих расходов.»
В 1918 году «Анадырь» переименовали в «Декабрист», а в июне 1920 года он был передан торговому флоту, с 1940 года - в составе Дальневосточного государственного морского пароходства НКМФ СССР (порт приписки Владивосток). В этом же году судну довелось совершить рейс из Владивостока на Колыму, в порт Магадан, с 5000 польских военнослужащих и гражданских лиц на борту.
Летом 1941 года капитаном «Декабриста» стал Степан Поликарпович Беляев. В сентябре-ноябре 1941 года для перевозок грузов по североатлантическому маршруту между портами США и СССР было выделено 10 судов Дальневосточного пароходства, включая «Декабрист». В США «Декабриста» вооружили двумя 76-мм орудиями, четырьмя 20-мм автоматами «Эрликон» и шестью зенитными пулеметами.
21 декабря следовавший в Мурманск в составе конвоя “PQ-6” пароход на подходах к Кольскому заливу был атакован «Юнкерсами». В «Декабрист» попали две авиабомбы, но не взорвались. Одна из них пробила палубу и борт и упала в воду, а вторая оказалась в твиндеке пятого трюма, в котором перевозились взрывчатые материалы. Экипаж уложил бомбу на матрас, поднял на верхнюю палубу и сбросил за борт. Повторные налеты были отражены британскими кораблями охранения. «Декабрист» стал первым судном с ленд-лизовскими грузами, прибывший в Мурманск, на нем в Союз прибыли и первые два бомбардировщика В-25В «Митчелл».
Судно затем отправилось обратно в Штаты в составе конвоя “QP-5”. В связи с большими потерями, понесенными конвоями “PQ-17” и “PQ-18”, было принято решение об переходах одиночных судов (операция “FB”), что теоретически снижала вероятность их обнаружения силами немецких флота и авиации.
В конце октября - начале ноября 1942 из Рейкъявика вышли 13 транспортов (7 англичан, 5 американцев и «Декабрист»). На переходе погибли 5 из них.
Около полудня 4 ноября 1942 года на переходе из Рейкьявика в Мурманск в 60 милях к югу от острова Надежды (или остров Хопен) в Баренцевом море (75°30; с. ш., 27°30; в. д.) «Декабрист» был атакован бомбардировщиками и торпедоносцами эскадрильи I/KG30, базировавшейся  на аэродроме Банак в северной Норвегии. Несмотря на интенсивный зенитный огонь судовых пушек и пулеметов, а также применение британского «чудо-оружия» - ракет с парашютами на тросиках, судно получило торпедное попадание в носовую часть. К счастью, жертв на борту не было.
Экипаж более 6 часов боролся за живучесть парохода, но капитан решил, что спасти «Декабриста» не удастся. Экипаж (80 человек) высадился в четыре шлюпки на которые успели погрузить запасы продуктов (галеты, сухари, мясные консервы), пресную воду, теплую одежду и штурманские приборы. Вот как описывает этот момент судовой фельдшер Надежда Матвеевна Наталич в альманахе «Полярный круг» (1982 год):
«Заскочила в свою каюту - там уже воды по колено. Сунула под меховую куртку прорезиненный пакет с бинтами, медикаментами. Взяла с собой кота Мишку. Жаль бросать живое. Как знала, что он ещё спасет меня от гибели.»
Некоторое время шлюпкам удавалось держаться вместе, но поднявшийся шторм разбросал их в разные стороны.
Сигналы бедствия, переданные «Декабристом» получили радиостанции Амдермы, Диксона, острова Уединения и ряда судов. На поиски парохода были направлены подводные лодки С-101 и С-102, однако они успехом не увенчались.
Днем 15 ноября шлюпка с 19 моряками, включая капитана, достигла острова Надежды. Судьба остальных членов экипажа «Декабриста» остается неизвестной.
Остров Надежды, по-норвежски Хопен (Hopen), расположен в юго-восточной части архипелага Шпицберген, имеет вытянутую с юга на север форму, длиной 33 км и шириной лишь 2 км. Его площадь составляет 46 квадратных километров, высшая точка - 370 м над уровнем моря. На острове и в прибрежных водах обитает большое количество белых медведей, тюленей, гнездятся десятки тысяч птиц. Реки или озера отсутствуют. Растительность представлена только мхами и лишайниками. Русские поморы, промышлявшие здесь с 18-го столетия, называли его остров Пятигор. В 1943-1945 гг. на острове располагалась немецкая метеостанция.
Моряки с трудом высадились на берег и разделились на 3 группы. Самые слабые остались у костра, а остальные направились к северному и южному оконечностям острова, на поиски хижин, ранее использовавшиеся норвежскими промысловиками, которые «декабристы» заметили с моря.
Группа во главе с помполитом П.И Корсетовым  погибла, не дойдя полкилометра до южного домика. С севера острова вернулись два матроса и обнаружили у потухшего костра 11 занесённых снегом трупов. А вот как описывает свое спасение уже упомянутым котом Мишкой судовой фельдшер Наталич:
«Кошка всю ночь разрывала снег и царапала мне лицо. Бородин увидел недалеко отдельный холмик и стал звать меня, но я крепко спала. А вот кошка стала мяукать, и Бородин раскопал меня.»
Выжившие восемь моряков расположились в ветхом северном домике, где нашли чугунную печурку, бочку с жидким топливом и немного продуктов. Сюда же перенесли и продовольствие со своей шлюпки. Позднее нашли на берегу шесть мешков муки и несколько бочонков со сливочным маслом. Капитану удалось застрелить белого медведя. Когда растаял снег, обнаружили несколько бочек с солью, без которой моряки обходились уже почти восемь месяцев. Нашли также плоскодонную лодку и маленькую шлюпку.
От болезней люди умирали один за другим. Оставались в живых только четыре человека: капитан Беляев, судовой медик Наталич, матросы Бородин и Лобанов.
Летом 1943 года их обнаружил немецкий самолет, который сбросил немного продовольствия. Описание дальнейших событий мне удалось найти в книге Яка П. Мальманн Шовелла (Jak P. Mallman Showell) - известного исследователя деятельности У-боотов в годы Второй мировой войны, сына погибшего в боевом походе немецкого подводника - “U-Boats at War. Landings on Hostile Shores”. Автор книги ссылается на записки участника этих событий, 2-го офицера немецкой подводной лодки U-703 лейтенанта Гайнца Шлотта (LtzS Heinz Schlott).
В июле 1943 года командир лодки обер-лейтенант Иоахим Брюннер (ObltzS Joachim Br;nner) получил следующий приказ:
«Домик и три человека обнаружены на острове Хопен. Выполнить разведку. Если это является частью военной деятельности противника, то уничтожить их базу.»
Из-за малых глубин лодка не смогла подойти к берегу ближе 1 километра. Следуя вдоль берега, обнаружили на берегу хижину. Пытаясь привлечь внимание ее обитателей, подводники произвели несколько артиллерийских выстрелов поверх крыши, но реакции не последовало. Тогда на берег отправили надувную лодку с лейтенантом Шлоттом и тремя матросами на борту. Хижина оказалась пустой и давно не посещаемой, о чем свидетельствовала найденная в ней газета 20-летней давности.
Поиски продолжились и вскоре обнаружили еще одну хижину. После артиллерийского выстрела и нее вышел человек (это был капитан Беляев) и замахал руками. Он сдал винтовку, револьвер и боеприпасы к ним высадившимся подводникам, а также продемонстрировал шкуры убитых им нескольких медведей. Одну из этих шкур Шлотт взял собой и использовал дома в качестве ковра. Странно, но, по воспоминаниям Наталич, был убит только один медведь.
Кроме того, используя язык жестов и некоторые английские слова, капитан пояснил, что еще трое, включая женщину, живут в другой хижине. Подойдя к ней поближе, с лодки снова выпустили 88-мм снаряд над крышей. Из избушки выскочили три человека, забрались в небольшую шлюпку и начали грести к подводной лодке. Однако командир U-703 заявил, что возьмет на борт только капитана, так как большее число пленных может помешать боевой деятельности лодки.
Фельдшеру Наталич, матросам Бородину и Лобанову, которых снабдили медикаментами и продовольствием (консервы, шоколад, ром, витаминные таблетки, спички, сигареты, марлевые бинты, лейкопластыри, лекарства и др.), пришлось вернуться на берег. Только 2 октября 1943 года, во время очередного боевого похода U-703, Брюннер получил приказ Деница забрать русских с острова Надежда. Это оказалось трудной задачей из-за сильного прибоя, метели и тяжелого состояния Лобанова, который уже не мог самостоятельно передвигаться.
Вот что об этих событиях пишется в Журнале боевых действий лодки (KTB - Kriegstagebuch):

«06.10.43
17.42 - остров Хопен в пределах видимости.
20.49 - погрузились и легли на грунт в ожидании утра.
07.10.43
03.24 - всплыли.
04.00 - ведем поиск вдоль восточного берега острова Хопен, стреляя из 88-мм орудия.
08.50 - получена радиограмма: «Брюннеру сообщить о выполнении задачи и начале обратного перехода. F.d.U.» (F.d.U. - F;hrer der Unterseeboote - Командующий подводными силами Дениц, прим. автора).
18.10 - подобрали 3 потерпевших кораблекрушение из двух хижин. Один серьезно болен. Действия осложнял сильный прибой. Начали переход в Андфьорд.
19.50 - Радиограмма F.d.U. от Брюннера: «Задание выполнено в 19.00. Придем в Андфьорд 9 октября в 15.00.
20.00 - Баренцево море. Больной русский умер несмотря на все принятые меры.
08.10.43
06.23 - наблюдаем остров Медвежий
08.00 - умерший русский погребен по морскому обычаю.»

До окончания войны выжившие после многомесячных лишений моряки «Декабриста» находились в концентрационных лагерях на территории Норвегии, а затем снова ходили в море на судах Дальневосточного морского пароходства.
В 1975 году, в 30-й юбилей Победы, на острове Надежды в память экипажа парохода «Декабрист» установили каменный обелиск. А во Владивостоке у подножья памятника морякам торгового флота, погибших в годы Великой Отечественной войны, установлена памятная плита с именами погибших членов экипажа «Декабриста».
Подводная лодка U-703 пропала без вести в конце сентября 1944 года.
В настоящее время на острове располагается норвежская метеостанция с персоналом из четырех человек.

Источники

1. Вайнер Б.А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. Москва, 1989
2. Jak P. Mallman Showell. U-Boats at War. Landings on Hostile Shores. Ian Allan Publishing, 2000
3. Сузюмов Е. Декабрист ведет бой .Полярный круг. М.: Мысль, 1982
4. Островский А. Ушли в пучину. Новая газета во Владивостоке. № 310. 22 октября 2015
5. Arctic Interlude: Independent to North Russia - Harry C. Hutson - Google Книги
6. Транспорт "Декабрист", операция FB и сбитый самолет - Сергей Ильин — ЖЖ (livejournal.com)
7. Климов Г. Последние герои с «Декабриста». Последние герои с "Декабриста" - KP.Ru
8. Славная судьба транспорта "Анадырь" (topwar.ru)
9. https://uboat.net/boats/u703.htm
10. https://uboat.net/men/commanders/141.html
11. https://uboat.net/men/commanders/1092.html
12. SS Dekabrist - Wikipedia
13. German submarine U-703 - Wikipedia
14. Декабрист (пароход) — Википедия (wikipedia.org)
15. U-boat Archive - U-boat KTB - U-703 9th War Patrol (uboatarchive.net)
16. Полярная Почта • Просмотр темы - "Декабрист", грузовой пароход (polarpost.ru)