Тельняшка. I. Глава 3. Школа капитанов

Игорь Шулепов
COME BACK IN USSR (Часть I)

ШКОЛА КАПИТАНОВ

Школа жизни – это школа капитанов,
Там я научился водку пить из стаканов.
Школа жизни – это школа мужчин,
Там научился я обламывать женщин…

Фёдор Чистяков & рок-группа «Ноль», песня «Школа жизни» из альбома «Школа жизни»


ЗДРАВСТВУЙ ЮНОСТЬ В "САПОГАХ"!

Случилось, вероятно, то, что должно было случиться. Я подал документы на специальность «Судовождение на морских путях».
На этой специальности вступительные экзамены не были предусмотрены, поэтому зачисление происходило по итогам конкурса документов.
Я благополучно сдал документы и стал ожидать мандатной комиссии. Но, к моему глубокому разочарованию, после проведения конкурса меня так и не пригласили на собеседование. Мрачнее тучи я вернулся домой, а на следующий день поехал в мореходку забирать свой аттестат о неполном среднем образовании.
В приёмной комиссии у меня поинтересовались, по какой причине я не прошёл по конкурсу, ведь мой средний балл оказался значительно выше проходного.
В ответ я лишь повёл в недоумении плечами, но тут произошло нечто невообразимое…
Оказалось, что я таки прошёл по конкурсу, просто в моей фамилии была допущена банальная опечатка. Таким образом, когда выкрикивали мою фамилию, я просто не отреагировал на неё, поэтому в приёмной комиссии посчитали, что я попросту не явился на собеседование, и вычеркнули меня из списков.
Та самая бдительная женщина, которая выдавала документы, куда-то сбегала, и буквально через десять минут начальником училища был подписан приказ о моём зачислении на первый курс специальности «Судовождение на морских путях».
Так я стал курсантом Владивостокского мореходного училища (ВМУ) в 15 лет от роду.
До конца лета я радовался жизни и прощался со своим беззаботным детством. А в конце августа обрился наголо и прибыл в расположение училища.
Сейчас я уже не вспомню всех ужасов, которые свалились на мою неокрепшую юную душу. Но я отчётливо помню, что именно с этого момента закончилось моё безоблачное детство и началась взрослая жизнь, жизнь, полная лицемерия и жестокости.
У нас забрали гражданку, выдали военно-морское рабочее платье и расселили по комнатам-кубрикам. Ребята, которых поселили со мной в кубрике, были по большей части из моего родного города, но были и приезжие из городов, где отродясь моря не видывали. Нас было около пятидесяти человек, и мы гордо именовались ПЕРВОЙ РОТОЙ. Ротным командиром временно назначили офицера по фамилии Кукаркин и по прозвищу Кук, которому до нас не было абсолютно никакого дела, ибо он уже командовал ротой второкурсников, которые на тот момент усердно трудились на подшефных колхозных полях, а посему он целиком и полностью вверил нас старшине.
Наш ротный старшина был весьма колоритной фигурой! Он отслужил в рядах ВМФ и после демобилизации благополучно продолжил обучение в мореходке.
Фамилия ему была Пресич. Он щеголял по ротному помещению в идеально отутюженной форме: фуражку-мичманку, как заправский матрос, лихо носил на затылке, а на левом рукаве голландки у него красовались три позолоченные лычки. Словом, настоящий морской волк, прошедший огонь, воду и медные трубы!
Пресич знал тысячи баек и мог часами разглагольствовать на разные темы, заложив руки за спину и передвигаясь перед строем на одних носках, как артист балета.
Однако больше всего, как истинный дембель, он уважал армейскую дисциплину и в первый же день сообщил нам, что «теперь мы в армии», и врубил на всю катушку одноимённую композицию популярной в то время группы «Status Quo» — «You are the army now». Под звуки «Status Quo» Пресич многозначительно поднимал указательный палец и вещал строю: «Я вам, бля, покажу, сынки, как служат на флоте! По моей команде через три секунды одна половина роты должна оказаться у портрета Владимира Ильича Ленина, а вторая — у гальюна, время пошло!».
И мы неслись сломя голову в тяжёлых матросских ботинках по ротному помещению, нещадно марая каблуками девственно чистый линолеум, а затем драили грязную палубу «по-морскому», осушая ветошью тонны вспененной воды и тщательно убирая следы от каблуков лезвиями для бритья.
На нагрудном кармане рабочей голландки у каждого из нас вместо номера БЧ (боевой части) хлоркой были вытравлены фамилия и номер роты. Мы ходили строем на зарядку, в столовую, на плац и в расположение роты. Жили в комнатах-кубриках, которые не имели замков и, соответственно, никогда не закрывались. Спали на панцирных койках и голодали по вечерам, как блокадники.
А когда из колхоза вернулись второкурсники, началась самая настоящая дедовщина.
Кое-кто из наших ребят не выдержали побоев и издевательств старшекурсников и добровольно покинули училище.
Тем же, кто решил продолжить обучение, выдали парадную форму — новенькую суконную голландку, гюйс, чёрные суконные брюки, парадные хромовые флотские ботинки и фуражку-мичманку с чёрным верхом.
Посвящение в курсанты чем-то сродни принятию присяги в армии, поэтому прошло оно в довольно торжественной обстановке и закончилось долгожданным увольнением в город.
Два выходных дня настолько расслабили мой неокрепший в боях молодой организм, что я, признаться, сделал неимоверное усилие надо собой, чтобы вернуться обратно в опостылевшую казарму.
После посвящения нам наконец-то назначили командира. Фамилия ему была Шарапов. Шарапов был военным моряком — капитаном-лейтенантом (впоследствии капитаном третьего ранга). Мужиком он был достаточно крупным и к тому же, как и все военные в то время, носил усы. Усы были густыми и слегка обвисали над губами, отчего он очень походил на старого моржа. Человеком он был бывалым, а главное, взрослым.
Обращался он к нам так: «Товарищи курсанты, мля!»
Вообще, военным присуще выражаться нецензурщиной, не произнося её полностью вслух, и говорить понятными только им пословицами и поговорками.
К примеру, входя в курсантский кубрик, Шарапов произносил следующую фразу: «Ну что вы, мля, балдеете, как стадо диких бабуинов, как три жопы слона, накрытые брезентом!».
Сколько лет прошло, а нелепую поговорку моего первого командира я не могу забыть и по сию пору!
Шарапов поселился в «канцелярии» и подобрал себе адъютанта из числа наиболее усидчивых курсантов. Адъютанта в роте называли «писарем», ибо основная его задача была вести ротную документацию.
Кроме того, у писаря хранились ключи от всех ротных помещений, в том числе и от «канцелярии» — личного кабинета командира.

Учебные занятия регулярно посещать у меня не получалось, поскольку на неделю выходило по три наряда на службу, а увольнения были только по выходным и, как правило, им предшествовала генеральная приборка.
Всем личным составом роты мы сушили, драили и скребли палубу, затем старшина принимал объекты — центральную палубу, «ленинскую комнату», гальюн, умывальник и кубрики.
 
После окончания приборки старшина строил роту и досконально проверял каждого курсанта: форму одежды, стрижку, выправку. Для большинства моих товарищей, да и для меня лично, такие проверки заканчивались, как правило, плачевно, и мы оставались на выходные в расположении роты.

С последними опавшими листьями из города упорхнула чудесная приморская осень, а на смену ей пришла суровая приморская зима.
Здание казармы возвышалось над Амурским заливом, и холодный северный ветер завывал в щелях между окнами. Было настолько холодно, что мы спали прямо в форменной одежде, а поверх одеял водружали бушлаты и шинели. Именно этой зимой в роте началось воровство…
Воровать грешно. Именно с это доктриной меня познакомила мама в детстве. В древнем Китае ворам отрубали руки по локоть и правильно делали!
Для меня воровство всегда было пороком. Однако одно дело залезть в чужой сад и украсть пару яблок, а другое дело залезть в чужой карман. И то и другое можно назвать воровством. Но то, что я увидел и почувствовал, будучи юным курсантом, поразило меня до глубины души.
На одной из вечерних поверок у половины роты недосчиталось множество элементов форменной одежды: начиная от лычек на голландке и заканчивая отсутствием шинелей. На вопрос старшины: «Где ваша шинель, товарищ курсант?» многие мои однокашники не могли дать вразумительного ответа. Тогда старшина назначал провинившемуся курсанту два наряда вне очереди и настоятельно рекомендовал ему в срочном порядке отыскать обмундирование.
Однако обмундирование находилось у одного и тут же пропадало у другого.
И только одному Богу известно, чем бы это всё могло закончиться, если бы не командир, который заставил старшину восстановить пропавшее обмундирование.
Старшина удержал у каждого курсанта из стипендии нужную сумму, и порядок с обмундированием был наконец-то наведён.
Воровать перестали, но на этом злоключения не закончились — нас поджидали новые «прелести» казарменной жизни.

Фото из архива автора. На снимке автор - курсант 1-го курса ВМУ ММФ.