Всплеск славы

Рафаел Оганян
                Я помню чудное мгновенье:
                Передо мной явилась ты...
                Пушкин, "К А.П. Керн", 1825 г.

       Кто бы мог подумать, что малоизвестный коротенький рассказ Чехова "Анна на
     шее" (1895) станет сценарием для одноименного фильма (1954)*. И лидером
     кинопроката - 32 млн зрителей в 1954 году! И ещё завоюет на Каннском
     кинофестивале приз - Золотую оливковую ветвь (1957)!**
       Этот фильм явил миру новую кинозвезду - красавицу Аллу Ларионову, без
     которой чудо не произошло бы: многие ведущие кинорежиссёры мира (в том
     числе и Чарли Чаплин) склонили головы перед ней.

       ...21 августа 1954 года, оказавшись в Тбилиси, я вышел прогуляться по
     Плехановской улице. Навстречу ко мне - под руку с двумя кавалерами - идёт
     красавица - и я узнаю в ней Ларионову! За ними шумит толпа поклонников.
     Вдруг молодёжь остановила троллейбус, спустила штанги, нас впихнула в салон
     и мы поехали.
       Я оказался за сидением Ларионовой. Она со своим кавалером, севшим за
     мной, говорила через моё плечо. Все притихли, чтобы услышать её. А я
     любовался её синими-синими глазами, золотистыми бровями... Так мы проехали
     3-4 остановки и они соединились с участниками, проходившего в Тбилиси
     кинофестиваля.

       Вернувшись домой к бабушке - я рухнул на тахту со старинным ковром и
     пытался успокоить эмоции. Бабушка подумала, что я получил солнечный удар.
     Нет, я был поражён лучами первой красавицы мира! И меня угнетала грустная
     мысль...
       В интернете легко найти картину: "Печальный Юлий Цезарь перед памятником
     Александра Македонского". И его слова: "В 33 года он завоевал весь мир, а я
     не сделал ничего замечательного"***.

     _________________________________________________

     * - По этому же рассказу Чехова написан и сценарий балета Валерия
         Гаврилина "Анюта" (1982).

     ** - И это всё благодаря огромному таланту кинорежиссёра Исидора Анненского
          (1906-1977).

     *** - Плутарх, "Сравнительные жизнеописания", т. 2, гл. Цезарь, п. 11.