Э. Олби. Случай в зоопарке. 26. 04. 2022

Ольга Немежикова
ПИТЕР И ДЖЕРРИ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса СГИИ, театральный факультет: Э. Олби «Случай в зоопарке» (26.04.2022).
Режиссер-педагог – преподаватель В. А. Буханов.
Худ. руководитель курса – заслуженный работник культуры РФ, профессор Е. В. Бубнова.

Казалось бы, содержание пьесы дословно известно, но происходящее на сцене между Джерри (Вадим Кудрявцев) и Питером (Мирон Слюсарь) волнует чудовищно. Актёры играют так, что кажется, ты притаился за деревом и уйти нельзя, невозможно. Потому что, сбежав, никогда не узнаешь, что с тобой может случиться.
Скамейка, мусорка, фонарь… Кусты, разные листья, травку, длинные аллеи легко дорисует воображение. Тишина, красота… Суета где-то там, вдали, надёжно перекрытая насаждениями. Здесь может ничего никогда не случиться, а может произойти что угодно. Содержание, вроде, как дважды два: встретились двое, схлестнулись — известный (понятный) Питер и неизвестный (буквально икс, настолько непонятный) Джерри. «Победил» известный — остался жить. Жить?!? Как с таким результатом он будет жить? Неизвестно… Без изменений только скамейка, мусорка, фонарь… Рок может настичь любого — это волнует.
В одноактной пьесе мотивов заплетено, зигзагов ассоциаций — не распутать, не распрямить… «Что вы хотите? Сделать всё на свете удобопонятным? Навести порядок? Разложить всё по полочкам?» Всё — никогда не получится, порядок всегда под вопросом. Лучше тянуть по ниточкам, по одной.
Джерри не везло изначально. Казалось бы, испытания, страдания, опыт могли стать бесконечными возможностями для творчества, однако Джерри безумно устал, он в глухом тупике: зачем… если этим «умилительным» людям с их «завидной наивностью» тупо плевать... Сегодня он беспощаден — пора ставить точку, «верным и кратчайшим путём вернуться назад».
У Питера всё иначе. Мы можем лишь предполагать его путь, но, скорее всего, Питер мирно держался торной дороги, и любимая парковая скамеечка ему вроде выхода в другой, ласковый мир (каждое воскресенье манит, не отпускает), который до встречи с Джерри не показывал зубы. Питера жалко, но, как ни странно, эту жертву мы скоро забудем — ведь Питер и дальше пойдёт торной дорожкой, только другой, но и на этот случай предусмотренной жизнью. А вот Джерри…
Джерри останется — не только Питеру его не забыть. Потому что Джерри — это дерзание, попытка, жажда, которой прельстятся немногие. Потому что он не смирился — он изнемог; но даже на крайнем пределе пылкость его не иссякла, она обжигает; экстаз последней минуты полон пронзительного драматизма...
Очень даже возможно, Джерри — сильный писатель, пустяками его не увлечь, они-то, как раз, пришлись бы в издательствах. Его волнует другое, глубокое — неудобопонятное. Неповторимое. Гиблое. Запредельное. Вечное. Кому, как не ему, шкурой знать — в эту цель попадают считанные единицы, его шансы ничтожны. Но Джерри идёт до конца, будь что будет, он должен...
И, кто знает, быть может, Питер… окажется той стрелой, которую Джерри однажды поймал, чтобы направить?
Но это случится не сразу.
Во всяком случае, мы дождались.