1. Портрет Романа Алексеевича Томилова в детстве, с пером в руке. Х.м. 63х50,2. 1825. Справа внизу монограмма: 18-АВ-25. ГРМ.
2. Портрет Николая Алексеевича Томилова в детстве, с ракеткой для игры в волан. Х.м. 63х51. 1825. Внизу посредине монограмма: 18-АВ-25. ГРМ.
3. Портрет Александры Алексеевны Томиловой в детстве, с куклой в руке. Х.м. 62,5х50,2. 1825. Справа внизу монограмма: 18-АВ-25. ГРМ.
Приступая к третьей, заключительной миниатюре своей небольшой «трилогии», посвященной покровителю искусств и меценату Алексею Романовичу Томилову (1779 - 1848) и его семье, расскажу в ней о его детях и их портретах, выполненных художником-портретистом А.Г. Варнеком (1782 – 1843). Но учитывая опыт своих двух предыдущих миниатюр [1,2], свидетельствующий о большом количестве мелких небрежностей и ошибок в интернетовских данных, касающихся А.Р. Томилова и его семьи, решил вначале найти «самые надежные» биографические сведения о его жене и детях.
И здесь мне повезло, т.к. такие сведения нашлись в Справочнике метрических записей архивов С.-Петербурга, регулярно обновляемых. Лишь благодаря этому справочнику, я впервые узнал, что в семье Томиловых было не четверо, а пятеро детей. Учитывая эти сведения, а также сведения о захоронениях членов семьи в Староладожском успенском монастыре, приведу ниже элементы биографии жены А.Р. Томилова и его детей.
Жена (с 1803(8) года) - Варвара Андреевна Мельгунова (18.04.1784-04.01.1823), племянница екатерининского вельможи; дочь предводителя дворянства Олонецкой губернии Андрея Петровича Мельгунова (1741-1792) от его брака с Екатериной Алексеевной Барыковой (1757-1820). Её приданое превратило А.Р. Томилова в одного из крупных помещиков-землевладельцев Приладожья [3].
Ниже приведены краткие сведения о детях Алексея Романовича и Варвары Андреевны Томиловых.
Аничкова Екатерина Алекс;евна (04.02.1809 – 28.01.1835), первая дочь А.Р. Томилова, «полковница». Была замужем за поручиком Иваном Васильевичем Аничковым (05.07.1800 – 04.03.1862), с которым венчалась 10 февраля 1832 года в Преображенском соборе Санкт-Петербурга. У них было две дочери - Варвара (1832 – 1850) и Мария (1833-?). Через три года после вступления в брак умерла от чахотки. (Староладожскiй Успенскiй женский монастырь Новоладожского уезда). Портрета первой дочери Томиловых не удалось найти, и она его, скорее всего, почему-то не имела.
Томилов Роман Алексеевич (24.05.1812-12.10.1864), старший сын и наследник А.Р. Томилова, статский советник, чиновник особых поручений при Почтовом департаменте, новоладожский уездный предводитель дворянства. Единственный представитель семьи Томиловых, похороненных в Староладожском монастыре, захоронение у которого сохранилось «до этого времени». Вместе с ним покоится его жена Ольга Александровна, урожденная Энгельгардт (1822-1894), скончавшаяся на 30 лет позже супруга. Она была фрейлиной и воспитательницей великой княжны Веры Константиновны, кавалерственной дамой. С 1874-го по 1886 гг. возглавляла Смольный институт благородных девиц, где преподавала историю искусств; своих учениц она часто приглашала в имение «Успенское», где знакомила их с художественным собранием и богатой домашней библиотекой.
Томилов Николай Алексеевич (08.03.1814 – 25.04.1858), младший сын А.Р. Томилова, отставной гвардии полковник. Был женат (с 25 апреля 1854 года) на Екатерине Михайловне Козловской (15.06.1831- ?), дочери генерал-майора, тайного советника. Детей у них не было. (Староладожскiй Успенскiй женский монастырь Новоладожского уезда).
Шварц Александра Алексеевна, урожд. Томилова (09.10.1815- 18.08.1878), вторая дочь А.Р. Томилова. Состояла в браке с титулованным генералом от артиллерии, генерал-адъютантом Владимиром Максимовичем Шварцем (1808 -1872) и была внучатой племянницей сенатора А.П. Мельгунова. После смерти в 1864 году брата Романа Алексеевича она унаследовала имение «Успенское», которое перешло в дальнейшем ее дочери Александре Владимировне (1848 -1926), затем - мужу, Шварцу Евгению Григорьевичу (1843 -1932), известному коллекционеру, ставшему последним владельцем имения «Успенское».
Томилова Софья Алексеевна (02.06.1817 - ?), третья дочь А.Р. Томилова, «обнаруженная» автором миниатюры при ознакомлении с метрическими записями архивов СПб. Замечу, что после этого имя ее встретилось мне и на генеалогическом сайте Geni. Предполагаю, что жизнь ее была короткой.
Сообщив краткие биографические сведения, касающиеся детей А.Р. Томилова, замечу о существовании некоторых интернетовских «ляпов» в биографии его второй дочери, Александры Алексеевны, бывшей замужем за генералом Шварцем Е.Г. Так в биографии генерала, приведенной в Википедии, сообщается, что он вместе с супругой был похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. В то же время, имя его жены (Шварц Александры Алексеевны) включено в список захоронений Томиловых в Староладожском успенском монастыре.
На самом же деле, как генерал Е.Г. Шварц, так и его жена Александра Алексеевна, были похоронены вместе с младшей дочерью Варварой в селе Юрьево Весьегонского уезда Тверской губернии, о чем свидетельствует Список захоронений из книги «Русский Провинциальный некрополь». Естественно, что в четвертом томе справочника «Петербургский некрополь» этих имен нет.
Ну а теперь поговорим о приложенных к миниатюре портретах детей А.Р. Томилова, которые В.С. Турчин причислил к числу основных работ художника А.Г. Варнека [4]. Вот, что написал искусствовед о данных портретах в своей монографии:
«Все три произведения, представляющие детей А.Р. Томилова, составляют единый ансамбль, в котором наряженная в белое платье девочка-подросток восседает с куклой в руках, а ее братья изображены со своими любимыми игрушками и забавами. Однако все эти предметы условно указывают возраст детей, так как их лица полны какой-то внутренней значительности, мечтательности и недетской силы духа. Это, конечно, не «маленькие взрослые» какими видишь детей на портретах XVIII столетия, но истинные сверстники романтической эпохи, словно прислушивающиеся к тому новому, что приносило с собой быстро текущее время».
Далее автор монографии обсуждает художественные особенности данных портретов: четкость отдельных деталей, выверенные композиционные ритмы, неяркие, приглушенные краски, пространственное размещение моделей, логичность освещения, блики на ягодах вишни и т.п.
Слова о едином ансамбле мне представляются убедительными, поскольку рассматривать детские портреты более привлекательно, когда портреты эти помещены рядом, и можно переводить взгляд с одного портрета на другой. Поэтому я и приложил все эти портреты к миниатюре, создав «маленькую галерею». Но связывать выражение детских лиц на портретах с романтической эпохой представляется мне надуманным. Думается, что дети А.Р. Томилова просто рано повзрослели из-за того, что незадолго до написания портретов умерла их мать…
Замечу, что самым известным из трех портретов детей А.Р. Томилова является портрет его дочери Александры, который приобрел свою известность из-за того, что был воспроизведен в четвертом томе Большой Российской энциклопедии в биографической заметке, посвященной художнику А.Г. Варнеку [5]. Ее автор В.М. Муратов, говоря о творчестве художника, впервые использовал такие незаезженные слова: « [Варнек] с первых самостоятельных работ нашел тихую интонацию в интимном портрете. <…> Ранний представитель романтизма и предшественник мидермайера в русском искусстве, он был одним из лучших камерных портретистов «пушкинской эпохи».
Думаю, что желая продемонстрировать «тихую» интонацию в творчестве художника, автор заметки и приложил к ней портрет Александры Томиловой, в котором такая интонация, несомненно, есть.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Владимир Варнек. Портреты покровителя искусств и мецената. Проза.ру от 05.05.2022.
2. Владимир Варнек. Непарные портреты А.Р. Томилова и его жены. Проза.ру от 08.05.2022 .
3. Томилов Алексей Романович. Википедия.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– 168 с.
5. Муратов В.М. Варнек А.Г. Большая Российская энциклопедия.
11.05.2022.