История кино. Женщины - комики

Юрий Язовских
Нелегко найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет. Подобная история и с женщинами-комиками. Попробуйте вспомнить хотя бы 2-3 женских имени среди комиков, которые стали звездами кино в первой половине 20 века. Если вы не Антон Долин, то вряд ли сможете это сделать. Да и Долин, боюсь, может не справиться с этой задачкой. Фаину Раневскую он наверняка знает, но  она  – наша доморощенная звезда. А в истории мирового кино среди комиков почти сплошь мужские имена: Андре Дид, Чарли Чаплин, Макс Линдер, Гарольд Ллойд, Бастер Китон, братья Маркс, Эбботт и Костелло, Боб Хоуп, Тото, Фернандель, Джерри Льюис, Дин Мартин, Питер Селлерс, Бурвиль, Луи де Фюнес… Чтобы откопать среди мужских имен хотя бы пару женских, надо изрядно потрудиться вместе с Гуглом, но не факт, что он вам даст правильные ответы.

Дело в том, что Гугл хоть и знает все, но не различает женщин-комиков и комедийных актрис. Если актриса специализируется на комедиях, это не означает, что она комикесса. В классическую эпоху Голливуда в комедийных фильмах много снимались Мэй Уэст, Джинджер Роджерс, Кэтрин Хепберн, Джуди Гарланд и некоторые другие кино-богини, но среди них не было комиков. Комик – это шут. Он – клоун. Это человек, который готов использовать любые средства, чтобы вызвать смех у зрителя: поскальзываться на банановой кожуре и падать вверх ногами, не стесняться выставлять себя дураком, корчить рожи, когда это нужно и не нужно… Прирожденный комик при одном своем появлении способен вызвать смех.

Для большинства актрис подобное совершенно неприемлемо даже сейчас. Женская природа препятствует им выставлять себя в смешном виде. Женщины жаждут обожания, даже если они не красивы, и смех – это последнее, что обычная женщина хочет услышать при своем появлении. Можно сказать, что женская сущность кардинально расходится с принципами экранного функционирования комика на экране.

Кроме того, нельзя забывать про исторический контекст: в первые десятилетия 20 века на естественное нежелание женщин выглядеть смешно, накладывались и моральные ограничения, касающиеся приличного поведения на публике. В эти стандарты для женщин не вписывались кривляния, гримасы и прочие приемы, которые всегда были в арсенале клоунов - мужчин. Устраивая клоунаду на публике, мужчина мог позволить себе многое, чтобы рассмешить окружающих, а те актрисы, которые желали проявить себя в комическом амплуа, сталкивались с серьезными ограничениями.

По этим причинам женщины в комедиях редко выступали в амплуа настоящего комика, и хватит одной небольшой статьи, чтобы рассказать о самых известных комикессах мирового и отечественного кино.


Наша главная кинофабрика - Голливуд

Среди комиков немого кино постоянно упоминается одно женское имя – Мэйбл Норманд (на фото она справа). Иногда в серьезных книгах о кино ее даже ставят в один ряд с такими мастерами как Чарли Чаплин, Роско Арбакл, Макс Линдер, Гарольд Ллойд… Мне это не кажется правильным. На немногих сохранившихся пленках с ее фильмами хорошо видно, что Норманд не комик, поскольку она не смешная. Эта девушка играла роли с несколько преувеличенной мимикой и жестами, но подобную манеру игры нельзя считать комикованием в истинном значении этого слова. Подобная манера была вызвана отсутствием звука в кино и была свойственна многим актерам. По-настоящему отвечали за смех в ее фильмах все-таки мужчины – Чаплин (на фото), Арбакл и другие. Специализация Мейбл – это красотка в комедиях.

Но настоящие женщины-комики на заре кинематографа все-таки были. Страшненькая толстуха Мари Дресслер (на фото в центре) совершенно не беспокоилась, что над ней будут смеяться, и придуривалась перед камерой не меньше Чаплина и Арбакла. Она снялась в нескольких комедиях у Мака Сеннета – в том числе, в первой полнометражной комедии в истории кино - «Прерванный роман Тилли» (1914).

Этот фильм до наших дней сохранился в нормальном качестве и любой желающий может увидеть на Ютуб бенефис Дресслер, которой ассистировали Чарли Чаплин и Мейбл Норманд. Дресслер в этом кино постоянно корчила рожи, ей пинали под зад, и она, не стесняясь, пинала своих партнеров и кидала в них разные предметы. Все это до сих пор смотрится достаточно смешно. Комедии «пинков и подзатыльников» не устаревают.

Дресслер снялась в нескольких фильмах в роли Тилли, а затем ушла из кино. Вернулась она в Голливуд через 10 лет, когда в кино пришел звук, но к тому времени она уже была не в том возрасте, чтобы так бесшабашно придуриваться, как в середине «десятых». Пожилая Дресслер сменила амплуа.

В 30-е годы на Фабрике грез главным голливудским «комиком в юбке» стала Грейси Аллен, которая была супругой другого популярного комика – Джорджа Бернса. Супруги работали дуэтом на эстраде, радио, ТВ и в кино. Грейси была смешная сама по себе и сильно напоминала нашу Рину Зеленую (они и появились в кино примерно в одно время). Аллен не корчила физиономий, работая в иной манере, чем Дресслер. Сделав глупое лицо, она выдавала своим писклявым голосом одну несуразицу за другой, изображая полную дуру. В подобном образе Грейси играла в комедиях «Девичьи страдания» (1937), «Школа свинга» (1938) и «Гонолулу» (1939). В нескольких фильмах она выступала под своим собственным именем Грейси, которое было частью ее комедийной маски «глупой курицы». Грейси Аллен не стала такой звездой как Джинджер Роджерс или Бетт Дейвис, но в комедийном жанре приобрела достаточную известность.

В послевоенном Голливуде рядом с классическими красотками Мэрилин Монро и Джейн Рассел, играющими в комедиях, на экранах появилась попрыгунья Дорис Дэй. При всех ее женских достоинствах в ней было что-то мальчишеское и не случайно, что именно она примерила мужское амплуа комика к своей персоне. В этом плане выделяется комедийный вестерн «Джейн-катастрофа» (1953), где главным источником комического была сама героиня Дэй – одетая в мужской костюм бойкая девица, отличающаяся мужскими замашками. Похоже, что Дорис в этой роли изображала типичного героя Микки Руни – мальчика «шило в попе».  «Джейн-катастрофа» сыграла анти-женщину, поэтому смогла себе позволить то, что делали на экране мужчины.

Дорис Дэй стала особенно популярной на рубеже 50-х – 60-х, играя в романтических комедиях. Сам этот жанр изначально не предполагает комикования главных действующих лиц, но с известными допущениями Дэй и в них выступала в роли комика: в частности, в фильмах «Телефон пополам» (1959) и «Вернись, моя любовь» (1961)…

В 60-е годы в большое кино пришла известная американская телевизионная комикесса Филлис Диллер, которая сыграла несколько главных ролей в комедийных лентах: «Боже, я ошиблась номером» (1966), «Восьмерка беглецов» (1967), «Частный флот сержанта О; Фаррела» (1968). Постоянно растрепанная Филлис работала в амплуа смешной ведьмы, откровенно дурачась на экране. Чтобы вызвать смех зрителя, она была готова даже падать на землю вверх ногами, демонстрируя зрителям свои трусы. Для 50-летней дамы в те годы это было довольно смело (Мадонна сделала привычным вид бабки в трусах лишь в начале 21 столетия). 

В конце 60-х в американском кино вспыхнула сверхновая звезда Барбры Стрейзанд. Эта действительно смешная девчонка имела такой нос, с которым было бессмысленно примерять на себя амплуа классической красотки. Вероятно, по этой причине она с легкостью стала играть роли поющего комика в «Смешной девчонке» (1968) и «Хелло, Долли!» (1969), которые продолжились сходными ролями в обычных романтических комедиях без песен и плясок: «Филин и кошечка» (1970), «В чем дело, док?» (1972)... Следует отметить, что главным источником комического в ее фильмах была сама Барбра, а ее партнеры лишь подыгрывали ей.
 
Практически одновременно со Стрейзанд в кино пришла Голди Хоун, у которой было лицо прирожденного комика – она могла бы с легкостью стать женским аналогом Фернанделя, но все-таки не стала. Несмотря на участие в комедиях с конца 60-х годов, в настоящие комические актрисы она так не выбилась, хотя в ряде фильмов смогла проявить свой талант комика. В детективной комедии «Грязная игра» (1978) именно ее героиня  вызывает смех, а не герой Чеви Чейза – одного из главных комиков Голливуда 80-х, а в другом совместном фильме с Чейзом – «Как в старые времена» (1980) они солируют вдвоем.
 
Тем временем, пока Голди Хоун раскачивалась, к середине 70-х приобрела известность в амплуа комика Мэдлин Кан, которая стала любимой актрисой режиссера и комика Мела Брукса. Мэдлин сыграла почти во всех его классических пародиях, а также пародийном фильме Роберта Мура «Дешевый детектив» (1978). Кан создавала столь яркие комедийные образы, что ей хватало нескольких эпизодических появлений в том или ином фильме, чтобы запомниться зрителю.

Таким образом, в 60-70-е годы 20 века в Голливуде амплуа женщины-комика становится достаточно привычным. Более того, исполнение комических ролей становится хорошим способом сделать звездную карьеру (Дэй, Стрейзанд). Тем ни менее, мы не наблюдаем взрывного увеличения количества актрис этого амплуа ни в 70-е годы, ни позднее.

 Если мы переместимся в период расцвета «рейганомики», в 80-е, то увидим, что в это время на экранах Америки наблюдалось настоящее засилье комиков: Вуди Аллен, Мел Брукс, Джин Уайлдер, Дадли Мур, Ричард Прайор, Эдди Мерфи, Дэн Экройд, Чеви Чейз, Стив Мартин, Билл Мюррей, Дэнни Де Вито, Том Хэнкс, Стив Гуттенберг, Джеймс Белуши… На таком фоне несколько смешных женщин, снявшихся в достаточно ограниченном количестве комедий, погоды не делали. Но две из них стали звездами Голливуда (Бетт Мидлер и Вупи Голдберг), а Шелли Лонг – достаточно известной актрисой.

Мидлер и Голдберг блистали «красотой», что облегчило им путь в комики. Бетт Мидлер проявила себя в роли смешной хабалки в «Безжалостных людях» (1986) и «Бешеных деньгах» (1987), а Вупи  - в «Джеке-попрыгуне» (1986) и «Привидении» (1990).

В следующие десятилетия ситуация в голливудском кино не сильно изменилась, но на американском телевидении ситуация с «комиками в юбках» обстояла несколько лучше. Знаменитая программа «Субботним вечером в прямом эфире» стала кузницей женских комедийных кадров, а практически в любом длительном ситкоме их создатели задействовали штатную комикессу. Именно в сериалах стали популярными женщины-комики: Джулия Луис-Дрейфус в «Сайнфелде», Кэти Сагал в «Женаты, с детьми»,  Джейн Ливз и Пери Гиллин во «Фрейзере», Лиза Кудроу в «Друзьях», Френ Дрэшер в «Няне», Маим Бялик и Мелисса Ройч в «Теории большого взрыва», Тина Фей и Джейн Краковски в «Студии 30»… Некоторые из них после этого успешно снимались в большом кино в аналогичных ролях.


Другой мир

С Голливудом мы разобрались, а что происходило в послевоенном европейском и советском кино?

В Европе ведущими комиками были итальянцы и французы: Тото, Фернандель, Жак Тати, Альберто Сорди, Витторио Гассман, Уго Тоньяцци, Бурвиль, Луи де Фюнес, Жан-Поль Бельмондо, Нино Манфреди, Паоло Вилладжо, Адриано Челентано, Пьер Ришар – что ни имя, то суперзвезда кино.

А где же комики-женщины? Их нет! В Европе женщины и после войны продолжали изображать богинь. Лишь в 70-е годы в некоторых ведущих кино-странах Европы появляются отдельные актрисы-комедиантки, но они не были звездами. Их удел – второй план.  В Италии можно вспомнить смешную «любовь» Фантоцци в исполнении Анны Маццамауро («синьорина Сильвани»), которая вслед за главным героем переходила из фильма в фильм.

В 70-е годы во Франции появилась целая комическая банда (театральная группа) под кодовым названием Le Splendid. В ее составе было 3 женщины: Жозиан Баласко, Мари-Анн Шазель, Клер Маньен. Временами к группе присоединялась Анемон. Баласко позднее стала настоящей звездой французского кино, и хотя в ее резюме множество комедий, чисто комических ролей у нее немного («Распутницы», эпизод в «Коварство славы»). Шазель и Анемон – прирожденные комикессы, но особых возможностей проявить себя им так и не дали: обе запомнились комическими ролями в «Дед Мороз – отморозок» (1983), а Шазель еще и появлением в сверхпопулярной французской франшизе «Пришельцы».


Советский Союз

В СССР с комиками проблем не было, но в 30-50-е годы существовала проблема с комедией как таковой. Этот жанр к началу 50-х практически сошел на нет (как и кино в целом), и возродился лишь в начале 60-х годов, когда в комедийном жанре стали работать Л.Гайдай, Э.Рязанов и Г.Данелия.

В сталинское время довольно много снималась в кино прирожденный комик Фаина Раневская, но почти все ее комедийные роли – эпизодические (достаточно большая роль досталась Раневской лишь в «Свадьбе» (1944). Несмотря на это, мы их помним до сих пор. В комедии «Весна» Раневская появляется в нескольких эпизодах, но ее фраза «Красота – это страшная сила!» (когда ее героиня смотрит на себя в зеркало) – это классика советской комедии. А уж ее «Мулю» из «Подкидыша» (1939) помнят абсолютно все советские люди. Это визитная карточка Раневской.

Рина Зеленая тоже могла бы стать суперзвездой комедии, но и у нее фильмография состоит из одних эпизодов: больше всего запомнились зрителям как раз те, которые были сыграны в тех же самых «Подкидыше» и «Весне».

В 1960-е советская комедия набрала обороты, и по части комиков наше кино не уступало любой ведущей кинодержаве. Но наш отряд звездных комиков в последние 3 десятилетия существования СССР был почти сплошь мужской: Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Борислав Брондуков, Семен Фарада, Леонид Ярмольник…

Из женщин в амплуа комика в 60-80-е отметились всего несколько актрис, из которых настоящей звездой стала лишь Надежда Румянцева. Ее коньком были наивные и нелепые героини в «Девчатах» (1962), «Королеве бензоколонки» (1963), «Крепком орешке» (1967) …. Наталья Крачковская стала популярна после «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), но другие ее заметные роли вспомнить сложно, потому что их нет. Крачковская в чистом виде актриса маленьких эпизодов. Лия Ахеджакова со своим смешным лицом могла бы стать звездой комедии, но в ее фильмографии лишь одна яркая комическая роль: секретарша Вера в «Служебном романе». Можно вспомнить запоминающиеся появления в комическом амплуа Нонны Мордюковой, но язык не повернется  назвать ее комиком, несмотря на ее смешных героинь в «Женитьбе Бальзаминова» (1964), «Бриллиантовой руке» (1968) и еще паре фильмов.