Psiho26 Бог Сатана Демон у Пушкина

Поль Читальский
«Жизнь начинается по ту сторону отчаяния». Ж.-П. Сартр
Фридрих Ницше Gott ist tot «Бог умер»
 
Фра, вот стихи о главной теме АСП в южной командировке — о Боге и  Демоне на Перекрёстке Судьбы:
 
1 - БЫВАЛО, В СЛАДКОМ ОСЛЕПЛЕНЬЕ (стр. 143). Черновой набросок. Здесь впервые затронуты темы, развитые в стихотворениях «Демон» и «Свободы сеятель пустынный». Последние стихи прямо перенесены во второе стихотворение.
 
2 - ДЕМОН (стр. 144). Напечатано в «Мнемозине», 1824 г., ч. III. Стихотворение это было понято современниками как психологический портрет Александра Раевского. По этому поводу Пушкин написал заметку «О стихотворении „Демон"» (см. т. VII).
3 — СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ (стр. 145). При жизни Пушкина не печаталось. Написано в ноябре 1823 г. Ср. «Мое беспечное незнанье» (стр. 143). См. письмо А. И. Тургеневу от 1 декабря 1823 г. Стихотворение вызвано поражением революции в Испании, подавленной французскими войсками. Эпиграф — из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3.
Бывало, в сладком ослепленье
Я верил избранным душам,
Я мнил — их тайное рожденье
Угодно властным небесам,
На них указывало мненье —
Едва приближился я к ним
.......................
Мое беспечное незнанье
Лукавый демон возмутил,
И он мое существованье
С своим навек соединил.
Я стал взирать его глазами,
Мне жизни дался бедный клад,
С его неясными словами
Моя душа звучала в лад.
Взглянул на мир я взором ясным
И изумился в тишине;
Ужели он казался мне
Столь величавым и прекрасным?
Чего, мечтатель молодой,
Ты в нем искал, к чему стремился,
Кого восторженной душой
Боготворить не устыдился?
И взор я бросил на людей,
Увидел их надменных, низких,
Жестоких ветреных судей,
Глупцов, всегда злодейству близких.
Пред боязливой их толпой,
Жестокой, суетной, холодной,
Смешон глас правды благородный.
Напрасен опыт вековой.
Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы,
Их должно резать или стричь,
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
 
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
10 Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
20 Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
 
Изыде сеятель сеяти семена своя.
 
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
 
 
Демонизм АСП 1823-го = центр тема духовного кризиса и осмысления себя и его воинств = белого и черного.  Пришел то за ним Белый Старец (см. Родриг – в 1835!)
 
Если автор уподобляется Творцу как демиург (?), то его роль и назначение вне зависимости от Божественной Воли предполагали быть орудием Случая.
 Суд собственный — модель личного Судного Дня
Поэт решается отказаться от индивидуальной самостоятельности — он принимает на себя мантию Пророка — а Пророк обязан говорить не от своего имени но от имени Всевышнего передавая его послания — поэт согласен быть не учителем царей а пророком подчиняющемс] зеленью Бога и его наместника на Земле///
 
АСП пошел на попятную — и написал прошения  = Я нижеподписавшийся обязуюсь впредь  /// быть всеподданейшим!
 
Выбор на Перекрестке судьбы в июне-августе 1826 (до казни пятерки !) был  сделан = Поэт сменил рясу – он стал Пророком (это функционер толкующий чужие слова по чужой воле им явившиеся лишь в озарении) и сервилистом! 

Он пишет Пророка
 
ПРОРОК

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
 
В ряде гностических (апокриф) толковниках серафим (seraphim или hf;seraphim на др евр) суть особый слуга бога — особый род змей исполняющих волю Бога и жалящих людей (см. кн Исайи) = не этот ли Змей исполнил волю Творца соблазнить Хаву (Еву) и совратить пару адамитов пред строем всех человекообразных тварных образцов его ОКБ на Земле!? (см фреску Микель Анджело!)
 
О верном толковании прока и пророка и  про рок – см. отд. статью – интерпретация С. Шварцбанда = потрясающая … И только парткомы ПД извратили библейский смысл пушкинского послания = Пророка

Его Пророк — про Рок  = вдохновение — этот казус (Случай) = суть дар Бога и поэт обязан вещать Его откровения. А не что ему лично вздумается и взбредет. Поэт слуга Бога и Царя (его наместника)

Однако проблема = душой, духом (волей) и разумом поэта овладел злобней гений — Демон

После нападок и обвинений в отступничестве АСП подтвердил свое принципиальное судьбоносное решение стихами Стансы и Друзьям в 1827