РПК в Йемене. СРТМ Ромб

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://proza.ru/2022/04/23/1189

Третьим в «цепочке» ремонтируемых судов стал СРТМ «Ромб». Строился он, как и все остальные, в Киеве, на судостроительном заводе «Ленинская кузница», в 1974 году. За семь лет до этого, в 1966, на этом заводе  наша группа проходила преддипломную практику, и СРТМы уже строили, только мы на них поглядывали пренебрежительно. Ещё бы, в Киев мы приехали после восьмимесячной плавпрактики, работали мотористами на крупнотоннажных торговых судах загранплавания, заработали кучу денег, чувствовали себя Крезами.

Все мы были рады вновь встретиться с однокурсниками, возбуждены выдавшейся возможностью провести август в красивейшем городе. Жили на Подоле, в заводском общежитии. Лично я откровенно практикой пренебрегал, гулял по городу, наслаждаясь жизнью. С рыбацкими судёнышками своё будущее никак не связывал. И надо же было так случиться, что через девять лет судьба забросила меня именно на такой пароходик!  Чтобы не зазнавался.

СРТМ «Ромб» был построен первым из судов, составивших советско-йеменскую экспедицию, его бортовой номер ЯИ 1401 был огромными буквами написан на надстройке с обоих бортов, и во многих других местах. Мало кто знает, что буква Я означала принадлежность судна нашей «Антарктике», буква И – тип судна -  средний рыбоморозильный траулер, четыре цифры бортового номера повторяли серийный заводской номер.

Два года всего было нашим «йеменским»  труженикам, но Аденский залив «пахали»  они без устали, в заводском ремонте ни разу за два года не были, и это сказывалось.

Шестилетние СРТМы, работавшие в Атлантике в составе флотилии «Восток», выглядели ничуть не старше своих молодых «йеменских собратьев», так как эксплуатировались в совершенно других условиях, рыбу ловили не тралом, а неводом, часто и подолгу  лежали в дрейфе, в море уходили на восемь месяцев, а затем возвращались в Одессу для заводского ремонта и докования.

Впрочем, техсостояние «Ромба» было неплохое, чувствовалось, что механики не зря зарплату получают. За несколько часов Валентин Терлецкий запустил все механизмы,  главный двигатель, рассказал, что нам предстоит ремонтировать.
 
- Стармеха нашего оставляют на судне в составе РПК, - сказал Валентин, -ты в курсе?

- В курсе, он мне сам неделю назад сказал. Нормально с ним работали?

- Без проблем. Не сачкуй, и у тебя проблем не будет. Он тут с постройки, каждую гайку знает. Ремонтная ведомость солидная, придётся вам попотеть.

- Это уж точно, у вас в Адене и без работы жарко. Ты мне скажи, на что особое внимание обратить.

- По нашему заведованию... поршневые кольца навешенного компрессора замените, в рейсе этим невозможно заниматься. Регулятор оборотов Кириллович тебе не доверит, сам переберёт. Расход масла повысился последнее время, значит, кольца в канавках пригорели. Фирменного масла с присадками второй год не присылают, отсюда все беды.  А так всё нормально у нас, пароход крепкий.
 
- Вернёшься сюда?

- Нет, пару месяцев отдохнуть хочу, с семьёй побыть. Может быть, на «Альциону» приеду в начале мая.

Ещё до возвращения экипажа «Фомальхаута» перегрузили на «Ромб» контейнер с техснабжением и инструментом, сварочный стол с навесом от солнца. Перебежали на «Ромб» и прижившиеся у нас в подменке две дворняги. Стармехом на «Фому» вернулся Олег Абрамов, так что дела сдали быстро.

После памятного обесточивания на «Полёте» Володя Каут попросил перевести его на ночную вахту. Мне, конечно, хотелось спать спокойно ночами, но... кто же дизель-генераторы будет ремонтировать? К тому времени я уже понял, что на третьего механика надежда слабая.

- Миша, ты не беспокойся, я сам дизеля и разберу и соберу. Пусть Жора с Амбалом только детали моют и клапана притирают. Всё сделаем, а мне одному даже лучше  работать, никто не отвлекает.

Я согласился и сосредоточился на своём заведовании. Втроём с Силенко и токарем почистили все теплообменники, полностью перебрали главный двигатель, компрессор.
Закончив со сборкой главного, собрались в город. Жарко, конечно, на берегу, но хотелось отдохнуть от железа, «размагнититься», ноги размять. Да и валюту полученную потратить. Местный йеменские динары нам разрешалось в определённые дни тратить в беспошлинном магазине, что было намного выгоднее.

Ассортимент товаров там был ограниченный, но нас вполне устраивал: японские часы «Сейко» и «Ориент», французские духи и кассетные магнитофоны. Продавались там и фирменные кассеты с записями модных тогда ансамблей и исполнителей : «Абба», «Бони М», «Баккара», Джилла, Челлентано, Джо Дассен... Вспоминаю тех, кого сам любил слушать. Одалживая деньги друг другу, по очереди покупали двухкассетники, переписывали музыку, все внезапно стали меломанами.
 
Работы у механиков на «Ромбе» было ещё много, а электрики свои дела, в основном, закончили, и я попросил у электромеханика выделить двух подчинённых на денёк для мытья картера главного двигателя. Не принято это, конечно, у каждого своя работа, но я тогда механиком был молодым, малоопытным и нахальным.  И с Витей Митрофановым, электромехаником, мы дружили.

На следующее утро половина экипажа уехала в город: капитан, стармех, электромеханик, часть матросов и мотористов.  А я остался на вахте, объяснил задачу электрикам и сел в каюте заполнять таблицы обмеров деталей главного двигателя.

Работникам своим в шутку сказал, что работа «на шабаш» : сделают, предъявят мне, и после обеда спать можно. А сам думал, «дай Бог вам до пяти вечера управиться». Мы ведь как мыли? В левой руке шланг дизтолива с краником держишь, в правой кисть. Трёшь кистью чёрные стенки картера, пока заводская красная краска не проявится. Восемь цилиндров, шестнадцать лючков с двух бортов: вдвоём картер помыть за день и мотористам тяжело, а для них это дело привычное.

Увлёкся я своими таблицами, и только в одиннадцать вспомнил про электриков. Заглядываю в машину, а там дышать нечем, в воздухе пары какие-то едкие... это что же такое? Спичкой чиркнешь, взорвешься.

Подхожу к двигателю, Пётр Сокур в противогазе распыливает пневмопистолетом какую-то жидкость в картер. Витя Воронцов его страхует, открывает и закрывает сжатый воздух системы хознужд.

Хлопаю его по плечу:
- Это что тут происходит? Кто вам разрешил? Взорваться хотите?
- Да всё нормально, Миша, заканчиваем уже. Рационализировали немного процесс, руками разве отмоешь так?

Я заглянул в картер. Действительно, так руками было бы не отмыть. Стенки картера сияли первозданной красной краской. Чистыми выглядели и шатуны и подшипники.

- Закрывай воздух, выйдем на палубу, поговорим.

- Ребята, я обещал полдня свободных, назад слова не беру. Отдохните немного, вытирайте картер насухо и шабашьте. Пусть пока проветрится машинное отделение. И чтобы туда никто посторонний не заходил!

Ходовые испытания по дороге в Берберу и докование прошли успешно. В начале апреля приехали моряки «Ромба» и привезли радостную для трёх членов нашего экипажа весть: через неделю сдают в эксплуатацию новую кооперативную девятиэтажку в микрорайоне «Южный». Счастливчиками оказались Володя Каут, начальник рации Толя Мозговой и матрос Сергей Соромецкий.

* Фото СРТМ из интернета. Спасибо автору.
** Продолжение следует -