Серая ворона

Борис Текилин
Говорят, ворОн в Москве около миллиона. Это же целая армия! Считай, в каждом дворе по нескольку десятков, а в парках – сотни. Где-то читал, что на один квадратный километр может приходиться до 60 вороньих гнёзд.

Черно-серые, мне они напоминают не то милиционеров, не то росгвардейцев в униформе: ходят, важно переваливаясь и распугивая мелких пичужек. Оно и понятно, в городе они вроде как самые крупные птицы, так кого им боятся? Ястребы и соколы в город не залетают. Так что по большому счёту ворОнам здесь никто всерьёз не угрожает, и они могут чувствовать себя хозяевами, по крайней мере, в воздухе.
Зато сами ворОны – реальная сила, особенно, когда действуют не по одиночке, а сообща. Этим они мне также напоминают росгвардейцев или омоновцев, правда, те летать не умеют.
 
Помню, была у нас в СНТ сторожевая собака. Звали её Мазда, в память иномарки, угнанной у сторожа, ещё когда тот был процветающим предпринимателем. Породы этой собаки я вам не назову, да, скорее всего, не было у неё никакой породы. Жила Мазда в будке возле сторожки, сидела на цепи, на своих не лаяла, а только виляла хвостом, зато чужих чуяла за версту и давала им отпор, так сказать, на словах (если так можно сказать о собачьем лае). Кто знает, не сиди Мазда на цепи, может быть, она и перешла бы от слов к делу, клыки-то у неё были превосходные.

Размером она была с лабрадора, так что непрошеным гостям было чего опасаться.
В нашем СНТ все её любили и часто приносили ей остатки шашлыка или какую-нибудь другую вкусняшку, потому как сам сторож её особо не баловал. Он кормил её тем, что ел сам – вермишелевым супом, правда, на бульоне из супового набора. Мог ещё и хлебушка в миску покрошить, хлеб в то время не был таким дорогим, как сейчас.

Вот тут-то и пришло время вернуться к нашим ворОнам, ведь главные герои этого рассказа именно они, а собака – лишь роль второго плана, не говоря уже о массовке: стороже и прочих обитателях СНТ. Так вот, часто мы могли наблюдать такую картину.

Стоило сторожу принести собаке еду в алюминиевой миске, как тут же прилетала какая-нибудь серая ворОна и подавала сигнал своим товаркам: три «каааррр» длинных, один «кар» короткий. Или наоборот, я в карканье не разбираюсь, я по профессии металловед, а не орнитолог. Но это и не важно. Важно, что тут же со всех сторон слетались другие ворОны и окружали бедную собаку, вроде того, как омоновцы окружают одиночных пикетчиков с плакатами, прежде, чем скрутить этих, мягко говоря, странных людей, которых почему-то что-то не устраивает, и потащить их в автозак.
 
Одна, наиболее наглая подбиралась к миске слева. Собака, естественно, поворачивалась в её сторону, чтобы сказать своё веское «гав». А в это время остальные ворОны заходили с другой стороны. Собака на них лаяла, вертясь во все стороны, но они, хоть и с опаской, продолжали всё туже замыкать кольцо вокруг миски. Наконец, самая проворная хватала из миски какой-нибудь кусок и отскакивала в сторону прежде, чем собака поворачивалась к ней. Но отойти далеко от миски Мазда не могла, зная вороватые повадки этих наглых пернатых.
 
Дальше больше. Какая-нибудь ворона, находящаяся до поры дальше всех от миски, подскакивала к самой собаке сзади и клевала её в ноги или спину. Такого оскорбления действием Мазда терпеть не могла и, позабыв о продовольствии, бросалась на свою обидчицу. Ворона вспархивала и отлетала на несколько метров назад, а Мазда преследовала её, пока длина цепи позволяла. А в это время, сами понимаете, другие серо-чёрные соучастники этого разбойного нападения, выхватывали из собачьей миски самые крупные куски. Примечательно, что ни бульон, ни даже вермишель их не интересовали. Обычно это воровское дело заканчивалось физическим и нервным истощением бедной собаки. А ворОны, разграбив, что могли, теряли к ней интерес и улетали на новое дело.

От других птиц серые ворОны отличаются своей наблюдательностью, мстительностью и злопамятностью. Вот, например, был у нас во дворе такой случай. Наш дворник Василий убирался на вверенном ему участке. А именно, подметал дорожки, сметая опавшую с деревьев листву.  А тут как раз одна ворона скакала по этим дорожкам, выискивая себе пропитание. Дворник возьми и замахнись на неё метлой. Ворона, не будь дура, отскочила в сторону, так он её ещё раз метлой шваркнул.
 
Это оказалось его роковой ошибкой. Ворона подняла крик: «Наших бьют!» или что-то в этом роде. Тотчас со всех сторон налетел целый пернатый взвод: десятка два ворОн. И как давай пикировать на обалдевшего от такой напасти дворника, норовя выклевать ему глаза. Хорошо, у него в руках была метла, он ею отбивался от нападений спереди. Тогда ворОны его в затылок стали клевать.
В общем, ужас, совсем как в фильме у Альфреда Хичкока, только там были чайки.
 
Василию пришлось спрятаться в свою каптёрку и сидеть там до темноты, потому что вороны сидели на близлежащих деревьях и караулили, когда он выйдет.
С тех пор они ему проходу не давали. Сначала он думал замаскироваться. Сменил свою телогрейку цвета хаки на чёрную. Не помогло: вороны его, наверное, в лицо запомнили. И стоило ему выйти во двор, они тут как тут, давай над ним кружить, каркать и пикировать ему на голову.
 
Из-за этого у Василия начались неприятности по работе. Вороны не давали ему выйти во двор и мести, дорожки погрязли в листьях и мусоре, и руководству ЖЭКа не осталось ничего другого, как перевести Василия на участок в другом микрорайоне, а у нас стал убираться Фархад. И что примечательно, Фархада ворОны не трогали, не важно с метлой он были или без метлы, и в какой телогрейке. Проявили, так сказать, толерантность.

Из-за скромной окраски многие ошибочно считают ворОн серостью и посредственностями. Но на самом деле они очень умны, я бы даже сказал, хитроумны. Даже хитроумней, чем люди. Вы бы, например, догадались кинуть грецкий орех на асфальт с высоты десяти метров, что бы он разбился? Или положить его на проезжую часть, чтобы его раздавило колёсами машины? А пришло бы вам в голову размочить сухарь в луже, перед тем как съесть?

Есть некоторые люди, которым ворОны активно не нравятся. Наверное, из-за их скромной внешности и любви рыться в мусорных контейнерах. Находились такие умники, которые даже хотели всех ворон в городе извести. Хорошо, что нашлись мудрые руководители, кто не позволил им поступить так опрометчиво. Иначе, кто бы тогда очищал наш город от всяких отбросов? На одних только дворников и правоохранительные органы в этом деле полагаться не приходится.