Морское страхование. P I Club Защита и возмещение

Леонард Позолотин
«От неизбежных на море случайностей».

Морское страхование (marine insurance) – это страхование рисков, связанных с морским судоходством и перевозкой грузов морским транспортом.

Морское страхование (М.с) это общий термин, используемый для обозначения совокупности видов страхования, связанных с использованием морского транспорта. Включает в себя все виды страхования океанских и морских перевозок; совокупность всех видов страхования, обеспечивающих страховую защиту имущественных интересов участников морского предприятия от рисков, связанных с опасностями и случайностями, которым подвергаются судно, груз и фрахт, а также виды страхования внутренних перевозок (на основе правил М.с.). К М.с. относится также страхование ответственности судовладельцев. Ответственность страховщика, взаимоотношения сторон до и после наступления убытка и т.д. определяются соответствующими условиями страхования.

Морское страхование - защита имущественных интересов участников морского предприятия от рисков, связанных с опасностями и случайностями, которым подвергаются судно, груз и фрахт.
Состоит из трёх частей:
I. Страхование грузов - КАРГО;
II. Страхование судов - КАСКО;
III. Страхование ответственности судовладельца.
Это один из видов имущественного страхования его целью является, возмещение ущерба причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связано его имущественный интерес.
Морской путь - это время стоянки, время перевалки, складирования, промежуточной, речной, сухопутной перевозки.
Страхователем может быть любое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получают выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь, повреждения. Можно страховать не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый от благополучного завершения морского предприятия.
Объектом морского страхования может быть всякий связываемый с торговым мореплаванием имущественный интерес - это судно, в том числе и находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, ожидаемая от продажи груза прибыль, заработанная плата.
Страховая сумма должна соответствовать страховой стоимости, но при страховании грузов сюда включается ожидаемая прибыль.

I. Страхование грузов - КАРГО
В страховой практике грузы страхуются на одном из следующих условий, это:
1. с ответственностью за все риски.
По этому договору возмещение от гибели или повреждения груза или его части, произошедшей по любой причине за исключением за исключением случаев предусмотренных договором, а так же убытки, расходы и взносы по общей аварии.
В морском страховании под аварией понимаются убытки и расходы причинённые морскому предприятию. Аварии бывают общими и частными.
Чтобы авария была признана общей нужно:
- преднамеренность;
- разумность;
- чрезвычайность расходов с целью спасения судна, груза и фрахта от общей опасности.
При общей аварии убытки делятся между всеми участниками аварии.
При частной аварии убытки ложатся на владельца имущества.
Договор, заключающийся на данным условиях обеспечивает объём страхового покрытия, т.к. он страхует от всех рисков:
- стихийные бедствия;
- пожар;
- взрыв;
- затопление;
- выброс газа;
- авария транспортного средства;
- крушение;
- кража с взломом;
- действия третьих лиц.
2. с ответственностью за частную аварию.
Обеспечивает возмещение убытков от повреждения или полной гибели груза или его части в результате:
- стихийных бедствий;
- крушения или столкновения перевозочных средств между собой;
- удары перевозящих средств о неподвижные или плавающие предметы, включая посадку судна на мель и повреждение об лёд;
- при погрузке, укладке, заправке топливом.
Кроме того, этот договор покрывает убытки вследствие пропажи транспортного средства без вести, а так же убытки, расходы и взносы по общей аварии.
Вместе с тем этот договор не покрывает следующие риски:
- наводнение и землетрясение;
- кража или недостатки груза;
- отпотевание груза, "подмочки" груза осадками;
- обесценение груза вследствие загрязнения или порчи тары при целостности наружной упаковки.
3. без ответственности за повреждение. По договору возмещается убытки о полной гибели груза, если его части в тех же случаях и на тех же условиях, что и за страхование в п. №2.
Не возмещаются ущербы от повреждения груза.
Эти договоры страхования груза могут заключаться, как на единую перевозку, так и на перевозку всего груза в течение определённого срока, то в этом случае оформляется "генеральный" полис. Договор страхования может предусматривать перевозку груза партиями или по частям, но при этом в договоре страхования страховая сумма указывается полностью на весь груз, а ответственность страховщика по каждой партии груза определяется исходя и з доли этой партии в общей страховой сумме, обычно, эти договоры предусматривают условную/безусловную франшизу. Для заключения договора страхования на перевозку груза, страховщик получает от страхователя письменное заявление. В заявлении необходимо отобразить следующие требования:
1. точное название груза, род упаковки, вес;
2. номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;
3. вид транспорта;
4. способ отправки груза:
• навал;
• насыпь;
• наливом;
• в штабелях;
• в трюме;
• на палубе.
5. пункты отправления, перегрузки, назначения груза;
6. дата отправки груза;
7. страховая сумма;
8. условия страхования.
Ответственность по договору страхования начинается с момента когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки, включая перегрузки на склад грузополучателя или какой-либо другой склад. Ответственность страховщика после выгрузки груза на склад длится ещё несколько дней. При предъявлении претензии на страховое возмещение страхователь или выгадоприобретатель обязан документально доказать следующее:
- свой интерес в застрахованном имуществе;
- наличие страхового случая;
- размер своей претензии по убытку.
Для доказательства своего страхового интереса используются следующие документы:
- коносаменты;
- железнодорожные накладные, другие перевозочные документы фактуры счета. Из содержания этих документов должно явственно следовать, что страхователь имеет право распоряжаться грузом. При страховании фрахта используются чартер партии и коносаменты.
Чартер партии - это документ, который оформляется договором морской перевозки груза, заключаемый с условием предоставления для перевозки груза, либо сего судна, либо его части, либо определённых судовых помещений.
Коносамент - это транспортный документ, выдаваемый перевозчиком отправителю груза, перевозимых водным путём, он подтверждает принятие груза к перевозке и обязывает перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю.
Для доказательства страхового случая используются документы:
- морской протест;
- выписка из судового журнала;
- справка о возбуждении уголовного дела;
- другие официальные акты с указанием причин страхового случая.
В случае пропажи перевозящего средства без вести, то используется:
- свидетельство о времени выхода из пункта отправления;
- свидетельство о неприбытии в пункт прибытия, в установленный срок, установленный для признания перевозящего средства пропавшим без вести.
Документы для определении размеров претензии по убыткам:
-  акты осмотра груза аварийным комиссаром;
- акты экспертизы, оценки и другие документы, составленные согласно законам и обычаям того места, где определены убытки.
- Оправдательные документы на производственные расходы, счета по убытку;
В случае требований о возмещении убытков, расходов и взносов по общей аварии. Предоставленный обоснованный расчёт диспаша (диспашор - человек, занимающийся диспашей).
При этом на стороне требующего распределения убытков среди участников, требуется доказать, что заявленные убытки и расходы, действительно должны быть признаны общей аварией.

II. Страхование судов - КАСКО.
Это одна из древнейших и сложных отраслей народного страхования.
Страхование каско судов (СКС) - вид морского страхования, обеспечивающий защиту судовладельцев и иных лиц, связанных с эксплуатацией судов (СВ), от рисков причинения ущерба или гибели принадлежащих им, оперируемых ими или иным образом юридически связанных с ними судов или причинения, в связи с эксплуатацией судов, иного ущерба их имущественным интересам.
 Более полное название вида - страхование корпуса, машин и оборудования судов, в английском языке - Hull & Machinery Insurance, в немецком - Kaskoversicherung.

Суда делятся на группы по:
- назначению;
- районам плавания;
- материалам постройки;
- ходу движения (парусные, колёсные, винтовые);
- По роду двигателя суда подразделяются на ветровые, паровые (с угольным отоплением, нефтяным и смешанным), тепловые, электрические, атомные.
По направлению совершаемых рейсов торговые суда могут подразделяться на линейные и трамповые.;
Торговые суда делятся на наливные и сухогрузы.
Страховщики принимают на страхование любой имущественный интерес связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время или в период постройки судна.
Условия страхования плавающих средств, зависят от цели их использования. Наиболее крупная сфера деятельности — это страхование торговых судов.
КАСКО страхование предполагает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели транспортного средства.
Страховое покрытие распространяется на:
1. судно;
2. машинное оборудование;
3. оснащение;
4. всё, что есть на борту.
Страхуя все убытки, которые произошли во время судовождения, различают понятия полной гибели и полной конструктивной гибели судна.
Полная гибель судна - это означает, что судовладелец потерял судно безвозвратно.
Полная конструктивная гибель судна это собственность, находящаяся в состоянии не подлежащим восстановлению, она признаётся в случае если затраты на ремонт большей стоимости корабля после ремонта.
Включение оплаты спасательных работ в объёме страхового покрытия было вызвано необходимостью защиты окружающей среды от вызванных аварий.
Характеристическими чертами страхования судов является:
1. ограничение области страхования, она является крайне конкурентной, т.к. в мире насчитывается около 80 тыс. судов;
2. срок страхования обычно составляет один срок;
3. в полисе обязательно указываются географические рамки планирования грузов;
4. страховая сумма и тариф установлена в индивидуальной для каждого судна, т.к. нет одинаковых условий эксплуатации и характеристики судов, на тарифную ставку влияют следующие показатели:
- стоимость судна;
- возраст судна;
- тип судна;
- грузоподъёмность;
- мощность двигателя;
- классификация;
- флаг, под которым ходит судно;
- менеджмент (владения, капитал, экипаж);
- район плавания;
- условия страхового покрытия.

Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:
- умысла, грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя;
- известной страхователю не мореходности судна до выхода судна в рейс;
- износа, коррозии судна, его частей, машин, оборудования;
- эксплуатация судна в условиях, не предусмотренных его ледовым классом;
- прямого или косвенного воздействия радиации или радиоактивного заражения;
- расходы по содержанию судна и экипажа, за некоторыми исключениями;
- убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причин ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц;
- косвенные убытки страхователя.
Договор страхования судов заключается на основании письменного заявления, в котором сообщаются точные сведения о судне, страховой сумме, условия страхования.
Если судно страхуется на один рейс, то указывается пункт начала и окончания рейса, пункты захода и продолжительность рейса.
Если судно страхуется на определённый срок, то указывается район плавания и срок страхования.
Застрахованные Риски (Опасности).
Английский и континентальный подходы к страхованию КАСКО  различаются тем, что на континенте судовладельцу достаточно продемонстрировать факт убытка, тогда как в английской практике он должен доказать, вследствие воздействия какого из застрахованных рисков убыток имел место.
 Стандартные английские условия различают две группы рисков : (а) не связанные и (б) связанные с “человеческим фактором”. Под “человеческим фактором” имеется в виду “вклад” судовладельца в то, что убыток имел место. Классификация ниже даётся по новой редакции английской Оговорки 280 от 1/11/95, в предыдущем варианте есть несколько отличий.
 (а) Риски, не зависящие от воли судовладельца : различные навигационные опасности, включая затопление судна в шторм, столкновения, посадки на мель ; взрыв, пожар ; кража с применением силы ; пиратство ; преднамеренный выброс имущества за борт ; столкновения или касания сухопутных транспортных средств, доков или портового оборудования ; землетрясения, извержения вулканов, удары молний ; происшествия при погрузо-разгрузочных работах или бункеровке.
 (б) Риски, которые мог бы предотвратить судовладелец : взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования или корпуса ; небрежность капитана, офицеров или команды, ремонтников или фрахтователей ; мошенничество со стороны офицеров или команды ; повреждения от летательных аппаратов и упавших с них предметов. Особый риск - уничтожение судна, являвшегося потенциальным источником загрязнения окружающей среды, по приказу властей.
 Если судовладелец доказывает, что убыток имел место вследствие одной из причин, перечисленных в пункте (а), дальнейшего разбирательства практически не осуществляется. Если же налицо действие фактора, входящего в группу (б), убытки судовладельца будут возмещены только если будет доказано, что не имел место “недостаток должной заботливости”, т.е. недосмотр или небрежность со стороны страхователя, судовладельца, менеджера, суперинтендантов или руководящих сотрудников берегового аппарата судовладельческой компании.   Что касается капитана, офицеров, членов команды или лоцманов, они не относятся к этой категории (хотя на российском рынке есть “лихие” формулировки договоров, распространяющие понятие “судовладелец” на капитана судна). Последствия их недосмотра или небрежности покрываются страхованием.
Это различие приводит к тому, что каждый убыток, подпадающий под группу (б), проходит длительное изучение страховщиками на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца и иных лиц. Следует отметить, что редакция английских Оговорок от 1/11/95 расширила перечень лиц, недосмотр или небрежность которых могут привести к отказу страховщиком в возмещении. 

 III. Страхование ответственности судовладельца.
Страхование ответственности судовладельцев (СОСВ)-особая отрасль страхования ответственности, предусматривающая создание системы страховой защиты владельцев, менеджеров, операторов, фрахтователей судов, а также иных лиц, связанных с эксплуатацией судов (СВ). Системы действующей в определённых договором страхования случаях возникновения, в силу действия законодательства или договора, их обязательств перед третьими лицами, включая команду судна.
С ростом эмиграции в Америку и Австралию суды стали принимать решения против судовладельцев, виновных в гибели людей, что нашло отражение в первом английском Законе о Торговом Мореплавании, принятом в 1854 году (British Merchant Shipping Act).   

P&I Club -Protection & Indemnity

  Страхование защиты и возмещения.               
В 1855 году было создано Shipowners Mutual Protection Society, теперь третий по величине страховой Клуб Britannia -сначала вместе с судовладельцем (СВ)  пытались оспорить правомерность заявления такой претензии, а, в случае неудачи, возмещали убытки СВ. Такое страхование стало называться “страхованием защиты” (Protection), а страховщики - “Protecting Societies”.
C 1870 года, с разбирательства по судну Westonhope, судебная практика стала объявлять СВ виновным в гибели или повреждении грузов.
Первоначально оспаривать такие претензии было трудно в связи с отсутствием норм, ограничивающих ответственность СВ. Страховщики просто возмещали расходы СВ, и их деятельность была названа “страхованием возмещения” (Indemnity).
 Со временем две группы страховщиков слились, и в результате образовался термин, используемый и по сей день, а именно, “страхование защиты и возмещения” (Protection & Indemnity Insurance), более коротко во всём мире именуемое “Пи энд Ай” (Protection & Indemnity- P&I Club). (Защита и возмещение),
В настоящее время действует около 70 P&I клубов.  Сейчас большая часть обществ, занимающихся P&I в широком масштабе, действует в Великобритании, хотя часто зарегистрированы эти общества в странах с более благоприятным налоговым законодательством - на Бермудских островах, в Люксембурге, на Острове Мэн или Гернси. Имеются такие общества также в Норвегии (два) и по одному в США, Швеции, Японии. Помимо того, небольшие, региональные по охвату клиентуры, Kлубы есть в Германии, Голландии, других странах.
    
Основные страховые риски через P&I клубы
1. груз;
2. телесные повреждения;
3. повреждения неподвижно плавающих объектов;
4. столкновения;
5. перемещение остатков судна;
6. претензии со стороны команды;
7. отсутствие возмещения по общей аварии;
8. штрафы;
9. расходы на буксировку;
10. карантинные издержки;
11. имущество на корабле;
12. судебные издержки.


Клуб, как правило, нанимает в основных портах мира наиболее солидную фирму или частное лицо за определенную плату в качестве своего корреспондента. В основном, это специализированные фирмы, или наиболее опытные юристы.
Корреспонденты клуба, по просьбе капитанов судов, в тех случаях, когда возникают основания ожидать предъявления к судовладельцу претензий, приглашают сюрвейеров для производства осмотра и определения размера убытков и принимают любые другие меры для обеспечения сохранности грузов.

Корреспонденты Клуба оказывают помощь судовладельцам в отработке различных оперативных вопросов, дают рекомендации по оформлению документов, разработке новых форм коносаментов, внесению различных оговорок в коносаменты, защищающих интересы перевозчика.
Страхование ответственности в Клубе ведет к уменьшению финансовых потерь морского флота, так как оперативное вмешательство корреспондентов Клуба в порту в момент возникновения претензий зачастую приводит к отклонению претензии или значительному снижению ее суммы.
Если во время выгрузки груза не было предъявлено ника¬ких претензий, но после, ухода судна претензии возникают, судовой агент и корреспондент Клуба назначают сюрвейера и производят осмотр груза на складе пли в другом месте, где груз может находиться после выгрузки.
Все споры между членами Клуба и самим Клубом пере¬даются сначала на рассмотрение Совету директоров Клуба. Если судовладелец не согласен с решением Директоров, спор передается на решение двух арбитров (по одному с каждой стороны) и одного супер-арбитра, назначаемого арбитрами.

Судовладелец (капитан по согласованию с судовладельцем) должен при первой возможности сообщать Клубу о воз¬никновении страхового случая и предъявлять ему или его лондонским агентам все документы й информацию, которые могут относиться к убыткам! повреждению., расходам или обязательству, в отношении которых судовладелец застрахован.
При происшествии любого случая, из которого может возникнуть претензия, судовладелец должен принимать все меры, необходимые для того, чтобы избежать убытков..
Все претензии, полученные судовладельцем или его аген¬том, должны быть переданы для рассмотрения и акцепта корреспондентам Клуба.

Большое значение для судовладельцев имеет юридическая помощь со стороны Клуба. Последний нанимает от имени судовладельца и формально за свой счет адвокатов или кон-сультантов для изучения и ведения дел в суде или арбитраже.
Эти дополнительные, формально нестраховые услуги, придают клубному страхованию особую специфику и являются для судовладельцев чрезвычайно ценными, поскольку позволяют вести арбитражные и судебные дела на высоком профессиональном уровне,

Договорное морское страхование и морское страхование в клубе взаимного страхования судовладельцев осуществляю наиболее известные в мире группы страховщиков:
1 Institute of London Underwriters. -Институт лондонских страховщиков
2. Lloyd's of London, (Lloyd's)-
3. International Group of P&I Clubs- Международная группа ассоциаций (клубов) взаимного страхования

1.Институт лондонских страховщиков (англ. Institute of London Underwriters) — ассоциация андеррайтеров, занимающихся страхованием морских, авиационных рисков и грузов. объединяла и страховые компании. Основана в 1884 году в Лондоне[1]. В 1998 году вошла в созданную 31 декабря Лондонскую международную ассоциацию андеррайтеров (International Underwriting Association) [2].
Тесно сотрудничает с компанией Lloyd’s of London, объединяя в качестве членов ассоциации андеррайтеров Ллойда.
Является одной из наиболее авторитетных страховых организаций в мире в сфере страхования. Разработала стандартные, унифицированные условия страхования грузов (Оговорки Института лондонских страховщиков), которые применяют страховые компании в большинстве стран мира.
Одним из направлений деятельности Института лондонских страховщиков является статистика и анализ причин аварийности мирового торгового флота[1].
Управление деятельностью организации осуществлял Комитет Института лондонских страховщиков численностью 16 человек, который избирал на два года председателя комитета и его заместителя.

2. Lloyd's of London, обычно известный просто как Lloyd's, -
Lloyd's,  работает как частично взаимный рынок, на котором несколько финансовых спонсоров, сгруппированных в синдикаты, объединяются для объединения и распределения рисков.  Эти андеррайтеры, или "члены", представляют собой совокупность как корпораций, так и частных лиц.
Компания Lloyd's занимается преимущественно общим страхованием и перестрахованием. 
Lloyd's,  имеет свои корни в морском страховании и был основан Эдвардом Ллойдом в его кофейне на Тауэр-стрит в 1686 году.
 Девиз Lloyd's, - Fidentia, что по-латыни означает "доверие", и он тесно связан с латинской фразой uberrima fides, или "предельная добросовестность", представляющей отношения между андеррайтерами и брокерами.
В 2020 году  в Lloyd's, насчитывалось 76 синдикатов, управляемых 50 управляющими агентствами, которые в совокупности выписали 35,5 млрд фунтов стерлингов валовых премий по рискам, размещенным 350 брокерами.
3. International Group of  P&I Clubs (Международная Группа “Пи энд Ай” Клубов).
Широко распространённое название  группы- Клубы Взаимного Страхования (КВС)- P&I Mutual Clubs
18 ведущих КВС, страхующих около 90 % мирового тоннажа, образуют Международную Группу “Пи энд Ай” Клубов (МГК - International Group of P&I Clubs). Клубы - члены МГК объединены соглашением, ограничивающим конкуренцию между ними (International Group Agreement - IGA, очень часто даже фрахтовые брокеры используют это сокращение : “Судно должно быть застраховано в Клубе IGA” - “Vessel to be entered with IG Club).
Деятельность этой организации основана на международной организации представителей, т.е. корреспондентов клуба. Корреспонденты клуба защищают интересы членов клуба в определённой стране, а при необходимости привлекают специалистов и экспертов. Финансовая база клуба состоит из взносов членов клуба, из которых формируются страховые фонды.
       
Отличие Клубов взаимного страхования от обычных стра¬ховых организаций состоит в том, что Клубы — это добро¬вольный союз судовладельцев, создающих общий имущест¬венный страховой фонд, из которого возмещаются убытки, понесенные одним из членов Клуба.
Клубы не оставляют на своем риске все принятые обяза¬тельства. Часть их они передают страховым компаниям в виде перестрахования и за это платят им премию, которая представляет собой твердую сумму с каждой брутто-регист¬ровой тонны обслуживаемых Клубом судов.

Основная задача группы - взаимная ответственность по страхованию. Группа создает фонд (рооl) для покрытия страховых рисков, размер которого составляет от 1,6 миллионов до 12 миллионов долларов США.

Ассоциация объединяет 13 отдельных клубов, сотрудничающих для решения практических проблем, касающихся членов группы. В группу входят ведущие клубы Р&I Англии, США, Японии и Скандинавии, представленных в виде дочерних и вспомогательных ассоциаций:
- American Steamship Owners Mutual Protection and Indemnity Association, Inc
- Assuranceforeningen Skuld
- Gard P&I (Bermuda) Ltd.
- The Britannia Steam Ship Insurance Association Limited
- The Japan Ship Owners' Mutual Protection & Indemnity Association
- The London Steam-Ship Owners' Mutual Insurance Association Limited
- The North of England Protecting & Indemnity Association Limited
- The Shipowners' Mutual Protection & Indemnity Association (Luxembourg)
- The Standard Club Ltd
- The Steamship Mutual Underwriting Association (Bermuda) Limited
- Sveriges ngfartygs Assurans Frening / The Swedish Club
- United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Bermuda) Limited
- The West of England Ship Owners Mutual Insurance Association (Luxembourg)

Для работы по интересующим темам, создаются подкомитеты, имеющие право действовать от лица всей группы.
International Group of Р&I Clubs активно участвует в работе ИМО в качестве наблюдателя в Юридическом комитете.