Назад в СССР

Игнатова Елена
В ожидании электрички на единственной скамейке перрона, сидели две пожилые женщины с сумками и мужчина в джинсовом костюме с небольшим пакетом. Подошла полная женщина со старомодной авоськой, набитой свертками, и, притиснувшись рядом, проворчала:

- В советское время мужчина бы место уступил.

- Да пожалуйста! – вставая, обиделся тот. – Далось всем это советское время! Что там было хорошего?

- С уважением относились к пенсионерам, чувство такта прививалось с пеленок, - назидательно ответила женщина с авоськой и мятым лицом, будто спала в ней. - Возводили города, строили плотины и новые заводы… и гордились своей страной.

- Вот-вот! Гордились! – подхватил, невесть откуда взявшийся, дедок в ветхой камуфляжной кутке с рюкзаком. – А сейчас что? Бездарное руководство и коррупция!

- Ну, пошло-поехало! – отмахнулся скептически настроенный мужчина. - А вы забыли, что в магазинах ничего не было? Джинсы - у фарцовщиков, я это прекрасно помню! За тряпками и колбасой  в Москву ездили! Хорошие лекарства только по блату!

- Конфеты в коробках тоже! – поддержала  худая плоская женщина в сером платье, похожая на линейку. – Зарплата 100 р., а нужно одеться, обуться и что-то кушать. Обувь нормальную достать – только с переплатой. Всегда жили от зарплаты до зарплаты, даже занимать приходилось. Я работала чертежницей  в проектном институте, так жили все.

- Не надо ля-ля! – вмешался Дедок. – Зарплата плюс премиальные каждый квартал. Я конструктором работал, знаю, что говорю. Самолетами летали в Москву, Ленинград. Каждый год отпуск  - санатории-профилактории. Сейчас уже не полетаешь.

- Не все же получали премиальные, - возразила Линейка, мы о них в проектном и не слыхивали. Да, раз в год в отпуск могли куда-нибудь слетать, если не копили на телевизор или стиралку.

- Мы БАМ строили! Дело делали! Обходной мост на двухъярусных опорах  – мой проект, - гордо поглядывая на всех из-под нависших седых бровей, заявил Дедок. – Один такой в России!

- Тот, что «чертовым» прозвали?  - съязвил Скептик.

- Это кому как. А по-другому тогда невозможно было. Не было у нас еще такой техники, чтобы тоннель в горе прорубить, вот и пришлось придумать обходной путь.

- Ну, и кому твой мост сейчас нужен? - усмехнулся Скептик. - Да и БАМ тоже...

- Сейчас-то я и сам никому не нужен, - с горечью признался Дедок. – Всё у меня было: квартира, дача, машина. Всё детям отдал. Для них старался. А как состарился, заболел - лишним стал. Живу вот на даче, а они ее продать хотят. Я ее вот этими руками заработал, - он показал всем съежившиеся старческие ладони, - чтоб им летом в городе не задыхаться, чтобы фрукты без химии ели. А они – продать.  Опять я мешаю...- голос его задрожал,  и он умолк.

- Люди стали чужими друг другу, - с грустью заметила Авоська, - не то, что раньше.

- Чужие - это кто? – встрепенулась третья женщина с круглыми жалостливыми глазами. – Сослуживцы, соседи, прохожие? Но мы же сами строим с ними отношения!  Вот у меня не получилось с дочкой, хоть волком вой. А кто виноват? Я, конечно. Чего-то не доглядела в ее детстве. Чего-то ей недодала. Не могла ей купить модную одежку, как у других, так она уже взрослая, свою дочку растит, а всё мне некупленную одежку припоминает. А у меня денег вечно не хватало, одна ее растила. Опять я виновата...

- Так если бы в советское время в магазинах всё было, все бы увидели, что у них копеечная зарплата, и ее ни на что не хватает, - подала голос Линейка.

- Ее и так не хватало! - подтвердил Скептик. – Зачем вспоминать советское житье, как манну небесную, ведь известно, это были годы тотального дефицита!

- Зато сейчас в магазинах все есть: одежда на любой вкус, посуда, бытовая техника и прочее, но радости бытия нет, - рассуждала Авоська. – И детство у детей скучное, ни шалостей, ни глупостей...

- Неужели для радости надо, чтобы ничего не было? – вздохнула Жалостливая.

- Были бы компы в то время, так и дети по улицам не болтались бы, - задумчиво пробормотала Линейка. – Может, оно и лучше бы так. А то от скуки на все руки. Цветы пооборвут, деревья фруктовые с еще зелеными плодами, обнесут, даже созреть не дадут.

- А это уж, как воспитали родители, - Авоська, не мигая, уставилась на Линейку. – У меня сын по чужим палисадам не шастал, а учился. Теперь у него бизнес свой. Семья, дети. Так что, не надо всех в одну линию строить!

- А что это вы ко мне с претензиями? – обиделась Линейка, - У меня детей нет. Я и замуж не выходила.

- Хорошие, светлые, добрые были времена, - не обращая внимания, продолжала Авоська. - Вспоминаешь, и жить хочется. У нас в доме все друг друга знали, соседи присматривали за детьми, когда родители были на работе. Моя бабушка жила в соседнем доме, так она нас всех на обед звала и кормила не только своих внуков, а и других ребятишек. Никто не голодал. И бомжей не было.

- Ага, и вот в этой милой и доброй атмосфере были воспитаны бандиты 90-х? – саркастически засмеялся Скептик. – Что-то не сходится! Как из детей 60-70-х, выросших в этой чудесной стране с замечательными людьми, получились бандиты? Заметьте, обратного процесса не наблюдается! Очередной вопрос: как, если все были белыми и пушистыми, начался беспредел 90-х, его не должно было быть в принципе!

- Так не все стали бандитами, - снова подал голос Дедок. - Кто-то работал, кто-то торговал, а кто-то грабил.  Бандюками, в основном, становилась молодёжь, рождённая в середине 70-х. Их взросление пришлось на годы перестройки, когда  им головы задурили западной пропагандой, вот они и подались в криминал.

- Всегда существовали два мира - нормальный и криминальный, - сказал Скептик.- Они редко пересекались. А в годы перестройки баланс их был нарушен, потому что начался активный процесс криминализации власти,  в первую очередь, милиции.  И понеслось!...  До сих пор не остановить.

- А у нас в округе все мужики страшно пили, - качала головой Жалостливая. - Чуть ли не в каждой семье по алкоголику. Всё из дома выносили, доводя семью до крайней нищеты. Моя соседка прятала свой единственный приличный костюм под матрас, чтобы муж не нашел и не пропил. А в 90-х они один за другим поумирали. Кто потравился паленой водкой, кто с горя...

- Те, кто без образования, конечно, - заговорила Авоська. – Им места не стало. С работы повыгоняли, за алкашей больше не держались.

- А причем тут образование? – возразил Скептик. – Забыли, как образованные советские люди массово «заряжали» банки с водой у телевизора, пока там шарлатаны руками разводили. И, вообще, советское образование учило навыкам, умениям, но не самостоятельному мышлению.

- Ну, это ты брось! – вмешался Дедок. – Советское образование – лучшее в мире! Скольких наших специалистов на запад переманили! Скажешь, просто так?

- В «Науке и жизни» на первых страницах публиковали сводки о советских достижениях, - усмехнулся Скептик, - а на последних стыдливо размещали советы, как мастерить из мусора необходимые в хозяйстве вещи.

- Ага! Все-таки о достижениях писали! – торжествовал Дедок. – Потому что они были! И страна была! И люди были выдающиеся! Сейчас таких нет.

- Да-да, совершенно другие люди были, - подхватила Авоська, - дружили этажами, домами, помогали друг другу, уважали. У нас недавно умерла старенькая учительница. Так на похороны пришли наше поколение и чуть помладше. Из тех, что недавно учились, никто не явился. Это о многом говорит.

- Вы говорите – «старенькая». Так может быть, они у нее не учились, потому и не пришли. Вот вы, – Скептик наклонился к Авоське, - хотели бы вернуться в то время и там доживать?

«Внимание! - внезапно раздалось прямо над ними. - Поезд в СССР отправляется с третьего пути».
 
Все растерянно уставились друг на друга.

«Повторяю! Поезд в СССР отправляется с третьего пути».

– У меня сын здесь, внуки, - оправдываясь, подала голос Авоська. - Я не могу вернуться туда.

- Я тоже не могу… Дочка и…- Жалостливая пробормотала что-то еще и умолкла, глядя на всех круглыми, широко раскрытыми глазами.

Линейка, часто моргая, вопросительно переводила взгляд с одного на другого.

- Мне и здесь хорошо. Квартира, машина, всё есть, - ухмыльнулся Скептик.

- А я поеду! – Дедок по-молодецки забросил за плечи свой рюкзак. – У меня здесь ничего нет. Всё было там!

И он решительно зашагал к третьему пути.

Февраль 2022