Исповедь грешника

Ирина Кашаева
 Такси остановилось возле деревенского кладбища. Выбравшись из машины,  я с удовольствием размяла затекшие ноги и подошла к воротам погоста.
-Вас подождать?- поинтересовался водитель.
-Нет. Я  здесь долго пробуду, езжайте.
И, взмахнув на прощание бензиновым шлейфом, такси умчалось. А я…Глотая прозрачный воздух, я медленно брела по кладбищу меж крестов, искала нужные мне фамилии и не могла найти. На лавочке возле одной из могил я увидела седого мужчину и подошла к нему.
-Простите, вы не подскажете, где найти Ивановых? И еще мне нужна Авдотья Волкова.
Старик встал и с удивлением поднял на меня глаза.
-А кто вы Ивановым?
-Дочь их дочери. Выходит, что внучка.
Мужчина побледнел и вздрогнул как от удара.
-Таня?! Как же это я тебя сразу не признал? –хватаясь за сердце,  прошептал он.
-Да, Таня. Татьяна Ивановна. Откуда вы меня знаете?
-Иван Степанович я. Ты меня совсем не помнишь?
-Нет… Но… Постойте, мама говорила, что моего отчима звали Иван Степанович Головин. Моя девичья фамилия-Головина. Это вы?
-Где сейчас  твоя мама?   Как она?-с волнением спросил он.
-Мама умерла 4 года назад.
Лицо старика жалко задрожало и по щекам его потекли слезы.
-Она что-то рассказывала тебе обо мне?
-Почти ничего. Только то, что я вы дали мне свою фамилию и отчество.
-Пойдем.- коротко сказал он и отвел меня к соседней могиле.
-Вот Ивановы. Авдотья Волкова тоже здесь неподалеку. –опускаясь на лавочку, прошептал старик. 
-Не плачьте…- робко попросила я.

- Столько ведь лет прошло, а я ждал этой встречи и боялся ее!  Соня, твоя мама…Ни разу за эти годы она не приснилась мне. Но вот сегодня…
Сегодня пришла она ко мне вместе с Андреем, твоим настоящим отцом.   Встали  в ногах , глядят в душу и…Молчат. Глаза у обоих стеклянные, неживые.  Со страху я чуть Богу душу не отдал! Перекреститься хотел, да рука онемела.  Стоят молча  и смотрят, смотрят! Душу из меня вынимают! Сил нет терпеть!

-Простите меня! Простите! Вы-то все одно вместе, а я тут один маюсь!-мысленно взмолился я.
Андрей прошептал что-то и они оба  пропали. До сих пор не пойму, сон это был или явь!
Только сейчас понял, что родители твои мне встречу с тобой предрекали. И что я непременно  должен рассказать тебе все. Прости меня, ради Христа! Ведь если ты меня простишь, значит, и Соня с Андреем простят. Хотя и не заслуживаю я никакого прощения!
  С детских лет мы втроем хороводились: Сонюшка, Андрюха и я. Уже тогда я любил Соню, но она меня даже не замечала. Все на Андрея смотрела! Злился я! Бывало, изваляю его в крапиве, а он хохочет! Как-то играли мы возле карьера. Случилось так, что земля обвалилась  и присыпало меня , похоронило заживо. Чудом  я тогда выжил  : Андрей спас! Разрыл могилку и вытянул меня на свет Божий!  Благодаря ему на этом  свете я столько лет маюсь! Думаю иногда, а может и не надо было спасать-то? Не будь меня,  всем было бы только  лучше!
 Выросли мы. Страшное тогда было время! Сосед мог донести на соседа. Несчастного забирали и больше никто его никогда в деревне не видел.  За мешок колхозного зерна или свеклы человека могли в тюрьме сгноить! Голодали люди вот и воровали. Наша семья считалась зажиточной: батя  объезчиком был   , мать птичником заведовала.  Любую девушку мог бы я выбрать, но только и Соню видел! Красивая была, гордая и неприступная.   Андрея мне предпочла, нищеброда  этого!  За гармошку да  за   чуб кудрявый   его полюбила.   Бывало, играет он, а Сонюшка рядом сидит и поет. И до того голосок ее красиво звенел, что соловьи умолкали! Всю душу они мне испоганили! И так и сяк я к Соне, да только кроме Андрюхи   она и видеть никого не хотела!
Потом нас с Андрюхой забрали  в армию и попали мы в один взвод. Соне он писал каждый день и я    писал ей.   Нашел я как-то у Андрея Сонино письмо, начал читать и строчки перед глазами поплыли…

«Милый, любимый, единственный…»
Мне на мои письма она ни разу не ответила! Чем я хуже?!  Да мы даже в войну не бедствовали! Не то что, Андрюха со своей матерью! Голь перекатная!
   До дрожи захотелось тогда мне убить его! Пускай потом расстреливают, но зато Соня ему не достанется! Еле утерпел! О матери вспомнил и удержался.
А потом вернулись мы из армии, оба. Соня встречала  Андрея на станции.  В легком цветастом платьице, с букетом полевых цветов, она прильнула к нему так, что не оторвать!
Меня-то она даже не заметила!
 Решил я тогда извести в себе эту проклятую любовь.  На улицу не ходил:  помогал отцу и о Соне старался не думать.  Но как-то грянули на всю деревню гармошки и нехорошее предчувствие меня ледяной  лавиной накрыло! Тем же вечером   подслушал я разговор родителей:
-Андрей Волков женится. Соню берет. Сватались сегодня. –сказала мать.
-Знаю. Поймал я его намедни с мешком свеклы. Прости, говорит, дядька Степан! Женюсь я, брагу затирать надо! Мамка, мол, одна не осилит…Отпустил я его и заявлять не стал! Хороший парень и с батькой его мы дружками были. Пускай женится!
-Правильно сделал, что отпустил. Авдотье   одной не осилить свадьбу.  Давай спать, светает скоро. –отозвалась мать.
Они примолкли, а мне не до сна было. Мыслишка одна   в голове завозилась , весь мозг мне до утра просверлила! А с рассветом, в тайне ото всех, пошел в район и накропал донос на Андрея. О воровстве колхозной сахарной свеклы.
В тот же день к Волковым явились люди в форме и   учинили обыск. Обнаружили и свеклу, и мешок пшеницы  и  флягу  с брагой. Андрея арестовали.  Столько лет прошло, а сердце мне до сих пор рвет безумный вопль его матери:
-Сыночек мой! Куда вы его?! Это я свеклу колхозную воровала! Я! Меня берите!
Но Андрея увезли и в деревне его больше  никогда не видели. Бабка твоя, тетка Авдотья, умом рехнулась и померла вскоре. Но смерть несчастной старухи нисколько не волновала меня!   Главное, что никто не мог подумать, что тот проклятый донос - моих рук дело.
Старик тягостно замолчал.
-А мама что?- робко спросила  я.
-Она верила, что Андрея скоро отпустят. Бегала к нему в район, но свидание им так и не дали.  А я пытался поддержать свою милую в эти страшные для нее дни. Не выдержал как-то и сказал ей о своей любви. Но Соня меня словно и не услышала!
А тут еще мать со своим разговором о женитьбе!
 
-Сыночек, старые мы с отцом, внуков хотим понянчить!  Жениться тебе пора!
 -Я женюсь только на Соне Ивановой. Засылайте сватов. – твердо ответил я.
-Сынок, не по-людски это! Соня-невеста Андрея. Ждет она его! Ждет! Выбирай любую другую!
-Другая мне не нужна. Выходит, быть мне бобылем!
Этот разговор повторялся еще несколько раз. В конце концов, родители смирились и мы пошли сватать Соню. А она даже разговаривать   не пожелала: убежала и спряталась. Но Сонин отец, твой дед,  дал согласие на брак против ее воли. Еще бы: жених богатый! Из грязи да в князи! Говорят, что в тот же день Соню из петли вынули, но свадьба у нас  все -таки была. Соня печальная и бледная сидела: краше в гроб кладут! Целоваться со мной не хотела, ни единого слова не сказала и не улыбнулась ни разу. Сидела как кукла, безучастная ко всему происходящему и только плечи ее дрожали.
Люди смотрели на нас и перешептывались.
-Э-эх! С Андреем-то пара они были!
- Какая-то гнида засадила парня…
 -Не иначе, как Степка Головин постарался! Местечко для сына подготовил!
- Его работа! Но Бог все видит!

 Стараясь не слушать все эти бредни, я сидел рядом с Соней и чувствовал себя победителем.
«Вот где теперь этот Андрюха? Где?  А я-здесь и Соня-  моя законная жена!  Я все сделаю, чтобы она меня  полюбила!  А потом Соня родит мне сына!»-размышлял я, трогая ее   ледяную дрожащую руку. С этого и началась наша семейная жизнь.
Жить мы начали отдельно: мои родители перешли в  старый дом,  свой нам отдали .    А через  6 месяцев после свадьбы родилась ты.

-Девка-то –вылитый Андрей! И в кого ты только дурень такой?  Говорили мы с отцом, говорили!  –пеняла мне   мама.
-Чего уж теперь об этом , мать.  Стерпится-слюбится. –успокаивал ее отец.
Батя понимал меня и всегда поддерживал! Но вскоре случилось страшное:  лошадь его без седока  домой пришла. Отца нашли  в поле, мертвым.  Убийцу так и не поймали.  Думаю я, за Андрея ему отомстили. За мой грех отец жизнью своей заплатил!
С мамкой твоей  мы 2 года  прожили, но сына она мне так и не родила. Тебя  я как родную любил, но  Соня меня все равно не замечала.  В постель  словно в гроб ложилась! Заснет и шепчет: «Андрюша, милый!» Скрипел я зубами от бессильной злобы, ненавидел твоего отца еще больше и всей душой желал ему смерти!  А что мне еще оставалось?!
Как-то  я случайно нашел у Сони его фотокарточку. Ту-то меня и накрыло! Я всей душой к вам обеим, а она?! Нет, не могли они с Андреем встречаться!  Но почему тогда она хранила эту карточку? Неужели любила  до сих пор любила только его?!
Мамка твоя как раз корову доила. Я бросился к ней и сунул карточку прямо в лицо.
-Что это значит?
Соня молчала. Если бы она плакала, оправдывалась или молила о пощаде, право, было бы легче! Но она молчала! Просто молчала и все!
Наконец она подняла голову и посмотрела мне прямо в глаза.  Словно сквозь меня глядела и все  нутро мое видела! Лучше бы ударила что ли… Не смог я выдержать этот взгляд , сбежал к матери и два дня  у нее прожил.  На третий не выдержал и  ноги сами   принесли меня домой. Но ни ее, ни тебя нигде не было! Вещей ваших не было тоже!
Я бросился к теще с тестем, но о вас они ничего не знали. Всю деревню перевернул: глухо. Первое время я искал вас и заявление в милицию написал. Следствие шло долго, но вас не нашли  . ни живыми, ни мертвыми. Будто на небо поднялись обе…
Иван Степанович замолчал.
-Моя мама увезла меня туда, где отец   отбывал свой срок. Выпустили его по амнистии, совсем больным. Мама выхаживала его все эти годы. Умер он 6 лет назад  и мама сразу зачахла. Перед смертью она взяла с меня слово, что я навещу могилу ее родителей и попрошу у них прощения за нее. Зла была  мама на них и поэтому сбежала , не попрощавшись. И к бабушке Авдотье очень просила меня зайти…
Иван Степанович помог мне прибрать могилку бабушки с дедом. Я попросила у покойных  прощения за маму и старик проводил меня до бабы Авдотьи. Там мы тоже убрались, постояли и попросили прощения.
Вечерело. Над погостом повис белесый, густой туман.
-Ну так что ты мне скажешь, Таня?- тихо спросил старик.
-Спасибо, что показали могилки.  Прощайте. Пора мне уже ехать домой. - отчеканила я и твердым шагом пошла к воротам.  Но… Где-то в самой глубине моего сердца умоляюще прозвучал голос  мамы:
-Танюшка…
И сердце мое  зашлось, задрожало от щемящей боли.  Я оглянулась: Иван Степанович стоял на прежнем месте и молча смотрел мне вслед. И я вернулась.
-Господь с вами. Мама простила вас и я прощаю. –улыбнувшись сквозь слезы,  шепнула я.
И, словно подтверждение моих слов, где-то неподалеку запела иволга…

Историю Татьяны С. пересказала Ирина Кашаева

 Иллюстрация из интернета