Земляничная поляна 1957

Максим Странник Петров
#### Путешествие, которое в корне меняет концепцию вашей жизни

Нет плохой или хорошей жизни. Почему же мы тогда так часто оцениваем свою или чужую жизнь как неудачную или успешную, как напрасную или наполненную достижениями, как негодную, ужасную или добродетельную, состоящую из благородных поступков и милосердных дел?

Всё дело в том, что мы рассматриваем процесс жизни лишь на небольшом отрезке: от момента рождения до момента смерти одного человека, одной личности. Но мы не видим того, что Жизнь — есть бесконечный вечный процесс творения, экспериментов и опыта переживаний бесчисленного количества ситуаций. Но для кого все эти ситуации? Один человек, одна личность вспыхивает на экране Жизни и гаснет. Можно ли считать, что вот этот человек может быть как-то оценен с точки зрения вечности? И что кроется за этой личностью? Ведь если человек — это цветок, раскрывшийся и увядший в бесконечном движении и развитии природы, то что стоит за этим цветком? Если подняться высоко над Землёй, то мы увидим непрерывный процесс изменений природы планеты. То, что раньше воспринималось как жизнь и умирание отдельного цветка, в глобальном масштабе будет выглядеть как дыхание природы.

Мы можем наблюдать за отдельной волной, стоя на берегу океана. Вот волна появилась. Вот она накатила на берег. И исчезла. Умерла. Её энергия иссякла. Но океан остался. Он никуда не исчез. Он сам по себе неизменен. А волны — всего лишь различные проявления его сущности. Можно ли выделить среди бесчисленных волн, набегающих на берег, плохие или хорошие? Это всего лишь различные проявления океана. В шторм мы видим одну его сторону. В штиль — другую.

Так и с человеческой жизнью. Столетия бегут одно за другим. Рождаются и умирают люди, поколения, цивилизации. Разве жизнь Пикассо более ценна, чем жизнь портового грузчика? Разве Эйнштейн только достоин своего существования на Земле? Разве не все миллиарды людей, живших в различные эпохи, внесли свой вклад в создание этого мира? Но что такое наш мир? Это всего лишь мираж, миф, сотканный из мыслей, идей, игры света и энергетических потоков. Мы слышали о других цивилизациях, но не осталось даже следов существования таких, как Атлантида. Миф, легенда — всё, чем мы обладаем. Если представить, что есть всего лишь один Космический Разум, то всё, что мы видим, — лишь различные проявления его игры. И эта игра нужна, чтобы этот Космический Разум мог познать сам себя. Как бы вы могли узнать, кто вы есть, если бы не было других людей, других живых существ, деревьев, гор, рек и так далее? Только вступая во взаимодействие с другими, вы можете хоть что-то узнать о себе. Другой как зеркало. Вы не знали бы, как выглядит ваше тело, если бы не существовало зеркал или поверхности, способной отражать материальные предметы.

Вы выбираете определённый способ взаимодействия с окружающим вас миром. И это ваш опыт. Вы переживаете этот опыт, а потом смотрите на полученный результат. Если вас результат не устраивает, то вы отбрасываете его и двигаетесь дальше. Но как иначе вы узнаете, что вас это не устраивает, если соответствующего опыта у вас нет? Из уст других? Но тогда вы будете жить не своей жизнью, а жизнью других. И может статься, что станете глубоко несчастным человеком, сожалеющим об упущенных возможностях.

Поэтому так важно всё, что вы сами пережили. И нет плохих или хороших переживаний. Любые переживания бесценны, потому что они приводят к эволюционному скачку вашего сознания. Как это и произошло с героем фильма "Земляничная поляна".

Фильм начинается с рассказа доктора, которому исполнилось 78 лет. Он описывает, как именно он выбрал ту жизнь, которую прожил к этим годам.

Наши отношения с людьми
обычно состоят из обсуждения
их поступков и характеров.
В какой-то момент это
стало для меня невыносимым,
и я добровольно отказался от того,
что называется общением.
Это привело к тому,
что на закате дней я остался один.
Всю жизнь я провел в трудах,
и счастлив этим.
То, что началось как
борьба за существование,
стало в итоге страстью к науке.

Ему казалось, что вся его жизнь была такой, как и должна быть. И другой ему не надо. Но для тех, кто считает, что в этой жизни самое большее, что надо сделать, это построить комфортную и стабильную территорию своего эго, которую к концу жизни ещё и высоко оценит общество, будет разочарован. Самому герою фильма, Исааку Боргу, придётся неожиданно столкнуться с тем, что его оценка своей жизни вдруг станет тускнеть, а события, произошедшие с ним, сильно потрясут и разрушат всю его концепцию жизни.

Есть такая теорема — теорема Гёделя о неполноте. Доказанная в первой половине XX века в области математической логики, неожиданно она оказалась применима к любой мировоззренческой концепции или доктрине, построенной в любой сфере человеческой деятельности: науке, философии, психологии, политике или экономике. Простыми словами теорему можно сформулировать так:

Невозможно создать такую концепцию, которая описывала бы мир полностью. В любой концепции рано или поздно появится звено, которое опровергнет саму эту концепцию.

Так происходит и с нашей жизнью. Мы строим свою жизнь в соответствии с нашим пониманием её, основываясь на предыдущем опыте. Но рано или поздно произойдут события в этой нашей построенной жизни, которые заставят нас пересмотреть всю концепцию. И это не проигрыш, не провал, не наказание за наши грехи, а нормальный процесс эволюции.

Вернёмся к нашему герою. Ему предстоит путешествие. В город, где его будут чествовать. Неожиданно для себя он решает, что не полетит на самолёте, а поедет на автомобиле. И именно этот выбор приводит его к его моменту истины, к пересмотру его концепции жизни.

Мы сами делаем свой выбор и привлекаем нужные для нас обстоятельства. Понимание этого может избавить нас от большей части страданий и душевной боли. Просто принятие того факта, что всё происходящее есть наш выбор, освобождает нас от сопротивления обстоятельствам, которые входят в нашу жизнь.

Начинается всё для нашего героя даже не с путешествия, а со сновидения. В этом фильме сновидения играют для героя немаловажную роль. Они помогают заглянуть в тёмные уголки его подсознания и его прошлого. А остановка в местах, где прошло его детство, усиливает этот эффект. Таким образом, путешествие на автомобиле — только внешняя оболочка внутреннего путешествия к самому себе, к переоценке ценностей, из которых складывается мировоззрение нашего героя.

У Льва Толстого есть пьеса "Живой труп". Её смысл в том, что Фёдор Протасов и был этот "живой труп". Он жил, но уже был мёртв душой. И его физическая смерть только привела и тело и душу к одному основанию. Первый сон Исаака как раз и связан с этим толстовским образом. Исаак встречает похоронную процессию без людей. Катафалк задевает фонарный столб, гроб вываливается и крышка съезжает. Исаак подходит ближе, и труп хватает его за руку. Труп, похожий на самого Исаака.

В машине Исаак едет со своей невесткой Марианной. Долгая поездка провоцирует их на разговор, на откровенность.

Ты - законченный эгоист,
дядя Исаак.
Ты неисправим, потому что в жизни
никого не слышал кроме себя.
Скрываешься за собственной старостью
и усталостью от жизни,
но на самом деле, -
ты просто эгоист.
Возможно, некоторые
видят в тебе филантропа,
но тебе не одурачить тех,
кто знает тебя близко.
Как тогда, когда месяц
назад я приехала к тебе.
У меня была слабая надежда, что
ты можешь помочь нам с Эвальдом.
И я попросила пожить у тебя немножко.
Помнишь, что ты сказал тогда?
"Только не втягивай меня в
свои семейные дрязги.
Мне нет до этого дела.
У всех свои проблемы.
Душевные страдания человека
меня не касаются,
так что не ищи у меня сочувствия.
Если тебе нужна психологическая
мастурбация, то поплачь в подушку
или сходи к священнику.
Что практически то же самое ".
У тебя очень жестокие взгляды
на жизнь, дядя Исаак.
Я бы не хотела быть
от тебя зависимой.

Такая оценка Марианны его личности стала неожиданной для Исаака. Но путешествие продолжалось, давая возможность Исааку делать всё новые открытия о себе и мире вокруг него. Таким, например, событием стала встреча с их новыми попутчиками, молодыми людьми, ехавшими в Италию. Они были настолько живые и непосредственные, особенно, девушка Сара, похожая на кузину Исаака Сару из его юности (играет та же актриса Биби Андерссон), что это стало ещё одним пусковым механизмом, выбрасывающим Исаака из прокрустова ложа его построенного мирка. Он в присутствии молодёжи становится всё более живым, весёлым и ироничным.

Ещё один "живой труп", который посетили Марианна и Исаак, была мать Исаака. Старуха, живущая среди вещей прошлого, хранящая игрушки своих десятерых детей, девять из которых уже умерли. Из 20 внуков лишь сын Исаака Эвальд посещал её раз в год.

Сны Исаака заставляют его вытащить из подсознания те болевые моменты из своего детства, юности, молодости, которые он похоронил глубоко внутри себя, но которые и сделали его постепенно сухим и чёрствым эгоистичным человеком. Мне вспомнился в этой связи фильм "Служебный роман" Э.Рязанова, где героиня Алисы Фрейндлих, пережив предательство своей подруги и своего жениха, пережив в связи с этим сильную душевную боль, пришла к выводу, что не стоит больше доверять ни дружбе, ни любви. И это сделало её чёрствым и сухим человеком. Всю освободившуюся энергию она направила на карьеру, и стала директором института. Но человеком, которого подчинённые прозвали мымрой. Фильм очень напоминает идею фильма "Земляничная поляна". Опыт жизни, который сначала делает из человека стопроцентного эгоиста без чувства сострадания к другим людям, а потом внезапное пробуждение, приведшее к раскрытию внутренних душевных качеств, привлекающих к себе людей.

Исаак рассказывает Марианне про свои сны.

В последнее время мне снится
что-то странное, просто невероятное.
Будто я сам внушаю себе во сне
то, от чего отмахиваюсь наяву.
Например, то что
я умер еще при жизни.

Марианна на это отвечает, что то же самое говорит и его сын Эвальд. Хотя ему всего 38 лет. И она рассказывает Исааку про недавний случай из-за которого они поругались и из-за которого она приехала в дом Исаака. Марианна сообщила Эвальду, что беременна и собирается оставить ребёнка, несмотря на то, что Эвальд был против детей.

Жизнь - нелепая штука, почему ты решила,
что мы должны обрекать на это других
и думать, что они будут более счастливы.
- Это - все отговорки.
- Называй это, как хочешь.
Я сам нежеланный ребенок от
брака, который был сущим адом.
Я - сын своего отца
и этим все сказано.
Я понимаю, но это не дает тебе права
сложить с себя ответственность.
У меня нет ни времени,
ни малейшего желания
обсуждать этот вопрос.
Ты трус!
Да, ты права.
Жизнь внушает мне полное отвращение.
Я не хочу себя связывать
никакими обязательствами, которые
продлили ее хотя бы на день.
Ты знаешь, я говорю серьезно,
это не истерика, о которой
ты сначала подумала.
Ты не прав.
Нет ни правых, ни виноватых.
Каждый исполняет свою роль.
И каковы эти роли?
Ты стремишься быть живой, и твоя роль
приумножать жизнь вокруг.
А твоя?
Моя роль - быть мертвым.
Абсолютно мертвым.

Таким образом, в отличие от Исаака, который практически превратился за свою жизнь в живой труп, но считал, что его жизнь сложилась удачно, его сын, как Фёдор Протасов, просто уверен в том, что он умер ещё при жизни. И об этом говорит Исааку Марианна.

Я подумала: вот его мать (Исаака).
Древняя старуха, холодная как камень,
страшная как сама смерть.
А это ее сын,
разница между ними почти стерлась.
Он говорит, что он - живой труп.
И Эвальд становится таким же одиноким,
холодным и мертвым.

Ещё одна сцена интересна в этом фильме. Ведь Исаак едет на торжественную церемонию, где чествуют 50-летие его профессиональной деятельности. И вот они поспевают на неё. Сама церемония напоминает траурную своей напыщенностью, холодностью, своей какой-то безжизненностью и атрибутами, которые в ней использованы. Как будто хоронят Исаака. Но Исаак уже не тот. В нём что-то переменилось. Так что, если кого-то и хоронят, то это, скорее, церемония похорон предыдущей жизни Исаака, его предыдущего опыта жизни. И эта церемония служит своеобразном водоразделом между старой и новой жизнью.

В процессе церемонии,
я вдруг поймал себя на мысли,
что прокручиваю события дня,
и тогда я решил
записывать все то, что
открывается мне в такие моменты.
И тогда в хаосе разрозненных событий жизни
я, возможно, смогу
вычленить какую-то логику.

После церемонии мы видим всех его близких людей, которые приходят пожелать ему спокойной ночи не формально, а искренне. Включая и его временных попутчиков во главе с Сарой. Пришёл Эвальд. Он вдруг потеплел в своём отношении к Марианне и признался отцу, что не хочет её потерять. А Исаак вдруг простил ему его денежный долг. С теплотой и любовью обменялись объятиями и Исаак и Марианна. Эта поездка изменила их отношение друг к другу.

Для чего нужен этот фильм? Каждый решает сам. Я лишь попробовал дать свою интерпретацию того, что увидел, опираясь на собственный опыт. Мне показалась такая трактовка этого фильма вполне уместной и помогающей зрителю взглянуть по-иному на собственную жизнь.

А разве не для этого создаются талантливые произведения искусства?