Седьмая печать 1957

Максим Странник Петров
#### Как преодолеть страх смерти?

Тема одиночества и смерти. Основные темы раннего творчества Бергмана. Но в "Седьмой печати" тему смерти режиссёр довёл до кульминации. Смерть воплощена физически в образе центрального персонажа.

Возможно, основная идея этого фильма — разрушение стереотипов нашего восприятия мира, навязанного многовековым воздействием религии на наше сознание и подсознание. Один из аспектов этого воздействия — постоянное нагнетание страха перед смертью. Со смертью связаны все мифы о расплате за грехи, сделанные при жизни. Смерть — это не просто небытие. Это момент Высшего Суда, на котором будет решаться дальнейшая участь души человека. В рай или в ад. Об этом постоянно твердят церковники. Об этом сообщают священные писания. И даже росписи в храмах иллюстрируют со всей эмоциональностью картины страшного суда, смерти, адского огня.

Как и всегда в своих работах, Бергман повествует о психозах человека в современном ему обществе через призму своих собственных психозов. И как всегда, работа над фильмом помогает ему избавиться от этих психозов. Вот что он пишет о своих детских и юношеских впечатлениях от посещений церкви (не забудем, что его отец был священником) в своей книге "Картины":

"Как все прихожане всех времен, я погрузился в созерцание алтарной живописи, утвари, распятия, витражей и фресок. Там были Иисус и разбойники, окровавленные, в корчах, Мария, склонившаяся к Иоанну («зри сына своего, зри мать свою»), Мария Магдалина, грешница (с кем она спала в последний раз?). Рыцарь играет в шахматы со Смертью. Смерть пилит Дерево жизни, на верхушке сидит, ломая руки, объятый ужасом бедняга. Смерть, размахивая косой, точно знаменем, ведет танцующую процессию к Царству тьмы, паства танцует, растянувшись длинной цепью, скользит по канату шут. Черти кипятят котлы, грешники бросаются вниз головой в огонь, Адам и Ева увидели свою наготу. Из-за запретного древа уставилось Божье око. Некоторые церкви напоминают аквариум, ни единого незаполненного места, повсюду живут и множатся люди, святые, пророки, ангелы, черти и демоны и здесь и там лезут через стены и своды. Действительность и воображение сплелись в прочный клубок. Узри, грешник, содеянное тобой, узри, что ждет тебя за углом, узри тень за спиной!"*

И всё это мощное воздействие религиозной пропаганды обрушивается не только на героев фильма, но и на всех встреченных ими жителей. В том краю свирепствует чума, и страх смерти превращает людей в маньяков, которые пытаются уничтожать всё, что не вписывается в стандарты поведения. Главное — найти виновных в своих бедах.

Даже несмотря на излишнюю театрализованность и условность происходящего на экране, Бергману минимальными средствами удаётся вывести на поверхность то, что скрыто в глубинах подсознания общества. Страх перед смертью. Именно поэтому этот фильм стал событием мирового киноискусства в момент его выхода. Его можно назвать революционным, классикой кинематографа. Он создал прецедент. Он повлиял на всю дальнейшую историю кинематографа.

"...«Седьмая печать» огненным вихрем пронеслась по всему миру. Картина вызвала сильнейшую реакцию у людей, почувствовавших, что она отразила их собственную раздвоенность и боль."*

Фразу главного героя по поводу существования Бога: "Я хочу знать, а не верить" — можно приписать и автору фильма. Он не хочет верить тому, что проповедуют священники. Он хочет сам, на собственном опыте пережить это. Антониус отправляется в крестовый поход, чтобы сражаться за веру, чтобы укрепиться в ней, но возвращается в сомнениях. Он заглядывает в глаза девушки, обвинённой в колдовстве, перед её казнью, думая увидеть там Бога или дьявола. Но видит только страх и пустоту.

Но истинно религиозной оказывается семья актёра. В них есть свет, добродушие, святость. Не та святость, о которой говорят священники, и которую надо заслужить путём нечеловеческих страданий. Это их природное естество, которое есть в каждом человеке, но в большинстве случаев оно скрыто под наслоениями внедрённых в сознание концепций, доктрин, морали общества. Юф и Миа словно отделены от остальных попутчиков, хотя и едут с ними бок о бок. Но они на свету, они сами излучают свет, а их попутчики в тени. В тени своих сомнений, страхов, корыстных устремлений.

"Сколько я себя помню, меня всегда преследовал страх смерти, который в период полового созревания и в первые годы моего 20-летия иногда становился невыносимым.

Мысль о том, что я умру и тем самым перестану быть, что я войду в ворота Царства мрака, что существует нечто, чего я не способен контролировать, организовать или предусмотреть, была для меня источником постоянного ужаса.

И когда я вдруг взял и изобразил Смерть в виде белого клоуна, персонажа, который разговаривал, играл в шахматы и, в сущности, не таил в себе ничего загадочного, я сделал первый шаг на пути преодоления страха смерти."*

__________
*Ингмар Бергман. Картины. (Издательство «Сеанс», 2021)