Женские грёзы 1955

Максим Странник Петров
#### Практика избавления от иллюзий

В этом фильме режиссёр очень хорошо показал, насколько мы сами создаём драму в своей жизни, насколько мы сами по доброй воле залезаем в шкуру великого страдальца, а потом, доведя себя до предела, когда уже некуда дальше лезть, понимаем, что это не мы, но шкура, и её можно просто скинуть. Наша роль сыграна, драма закончена. Больше этот спектакль нам не нужен.

Фотограф Сюзанна Франк влюблена в замужнего мужчину. Но Хенрик вдруг перестаёт с ней встречаться, говорит о том, что они должны разорвать их отношения. Но Сюзанна не может совладать с собой. Её страсть и страдания только усиливаются от невозможности быть рядом с любимым. Все мысли её о том, как снова увидеть Хенрика, как возобновить их отношения. Она даже ради этого несколько раз ездит в город, где он живёт с семьёй, и караулит его у дома. То, что Хенрик избегает её, объясняется просто. Хенрик — человек слабый. У него плохо идут дела, он на грани банкротства. А у жены есть деньги. И он целиком зависит от неё. Жена же, зная о его связи с Сюзанной, понимает всё это, и достаточно спокойно смотрит на ситуацию. И когда, всё-таки, Сюзанна добивается свидания с Хенриком, его жена приходит к ним в гостиницу, и без эмоций объясняет Сюзанне, что у неё нет никаких шансов.

Как ни странно, эта встреча примеряет Сюзанну с обстоятельствами, и она ощущает то, что вдруг проснулась от этого тягостного сна, и ей больше не надо страдать. Особенно хорошо в последнем эпизоде показан сам Хенрик. При разговоре между его женой и Сюзанной он стоит где-то в стороне, молчит, словно это не о нём идёт разговор. Он как вещь, судьбу которой решают: продать, выбросить, переложить. Становится совершенно ясно, что у Сюзанны просто нет повода для страданий. Нет объекта страданий. Она просто всё сама выдумала. "Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила". Это был сон, иллюзия, игра. Бергман простыми средствами, бесхитростно показал типичную жизненную ситуацию, которая могла произойти в реальной жизни, и происходит с миллионами женщин. И назвал всё это грёзами, потому что рано или поздно пелена спадает, обман раскрывается. Игра сыграна, и в ней больше нет необходимости.

Вторая история происходит с фотомоделью Сюзанны Дорис. Она переживает кризис в своих отношениях с женихом Палле. Он требует к себе внимания, пытается организовать их досуг, но их встречи всё время срываются из-за съёмок Дорис в студии Сюзанны. Как мы потом понимаем, Дорис в своих мечтах ждёт чего-то большего. А её жених кажется чем-то мелким, незначительным. И случай устраивает ей воплощение её желаний по программе-максимум.

Когда они приезжают с фотостудией сниматься в другой город, на улице с ней знакомится пожилой, но очень галантный мужчина, который начинает исполнять все её самые сокровенные мечты: покупает ей очень дорогие платье, туфли, дарит ей дорогой фамильный браслет, ведёт её в кондитерскую, катается с ней на всех самых захватывающих аттракционах, на которых она пожелает. Но в конце концов, захваченная всеми этими чудесами, Дорис оказывается перед реальностью. Пожилой джентльмен просто нашёл девушку, которая, с одной стороны, была похожа на его жену, находящуюся в психиатрической лечебнице, а во-вторых, он пытался реализовать свою отеческую любовь, потому что со своей дочерью у него не сложились отношения, и он страдает от этого. Пришедшая в дом джентльмена за деньгами дочь, когда там была Дорис, разрушила все её иллюзии. Грёзы рассеялись, обнажив действительность. Перед Дорис стоял не волшебник из Изумрудного города, а несчастный пожилой мужчина, неудавшийся муж и отец, который сам нуждался в утешении и любви, который страдал от одиночества.

Ситуация изменила не только отношение Дорис к действительности. Она вдруг другими глазами увидела своего жениха, смогла оценить его отношение к ней.

Две истории, которые воспринимаются как освобождение от иллюзий. А разве не этим мы занимаемся всю жизнь: освобождаемся от иллюзий, масок, сбрасываем костюмы одних персонажей, чтобы наигравшись, подняться на новый уровень осознания действительности, приблизиться к тому, Кто Мы Есть На Самом Деле?

Как всё это работает, хорошо проиллюстрировать цитатой из фильма. В сцене встречи Сюзанны и жены Хенрика, жена говорит (для неё эта связь Сюзанны с Хенриком тоже стала моментом истины):

"Всё кончено. Ничего не осталось. Даже ревности. Не правда ли, странно? До вашей встречи с Хенриком я была ужасно ревнивой. Я мучила Хенрика своей ревностью, боялась потерять его. Но я и потеряла. И это сожгло мою  ревность. Как всё просто!"

Вы страдаете, потому что сами создали условия для страданий. И вам надо погрузиться в это по самое горло, чтобы в результате ваши страдания от потерь сожгли ваши иллюзии.

Я не перестаю восхищаться творчеством Ингмара Бергмана, потому что своими фильмами он создал путеводитель по избавлению от страданий, пошаговый указатель движения к освобождению от иллюзий.