Николай Константинович Черкасов

Борис Пономарев 3
Николай Константинович Черкасов

Умудрившись родиться в еще довоенном (в 1938 году) Ташкенте, замечательном и горячо любимом мной городе, я прожил в нем всю свою жизнь, включая и весьма тяжелые военные годы, которые я помню очень четко и ясно, хотя с тех пор прошло довольно много лет, настолько неизгладимый след они оставили в моей памяти.

Когда-то В.И.Ленин высказал мнение, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, и был тогда в этом абсолютно прав. Но до того, как я стал время от времени попадать в кинотеатры, важнейшим элементом, связывающим меня с внешним миром, включая и мир искусств, был репродуктор типа «черная тарелка», подключенный к ташкентской радиотрансляционной сети. Эта сеть транслировала передачи Всесоюзного радио, состоявшие, в основном, из сводок «Совинформбюро» о положении на фронтах Великой Отечествеенной войны и новостей об успехах народного хозяйства, полностью переведенного тогда на военные рельсы. Все эти передачи такого рода вели чрезвычайно знаменитые в нашей стране дикторы Юрий Борисович Левитан и Ольга Сергеевна Высоцкая. 

Но имели место и иные программы. Чаще всего это были концерты, включавшие в себя музыку из советских кинофильмов. Огромной популярностью у радиослушателей пользовались мелодии и песни, прозвучавшие впервые с киноэкрана еще в довоенные годы. Во время войны руководство страны придавало колоссальное значение поднятию духа как у воинов, сражавшихся с врагами в рядах РККА и ВМФ, так и среди гражданского населения, поскольку именно настрой на преодоление трудностей военного времени мог привести весь наш народ к моменту долгожданной  Победы. На это были брошены все силы творческой интеллигенции — писателей, поэтов, композиторов, музыкантов-исполнителей и вокалистов.

И тут нужно сказать, что в некоторой степени образцами для подражания оказались два фильма, созданные нашими кинематографистами до войны: «Дети капитана Гранта», снятый в 1936 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Владимиром Петровичем Вайнштоком по сценарию Олега Леонидовича Леонидова, и «Остров сокровищ», снятый в 1937 году на киностудии «Союздетфильм» тем же режиссером по сценарию О.Л.Леонидова и В.П.Вайнштока.

Основной причиной такого удачного соответствия вышеуказанных кинолент сложившемуся положению дел в нашей стране явилось сочетание замечательной музыки с очень оптимистичными текстами песен, звучавших в данных фильмах. Музыку к песням для фильма "Дети капитана Гранта", сочинил наиболее почитаемый в нашей стране композитор Исаак Осипович Дунаевский, а стихи для песен написал не менее известный поэт-песенник Василий Иванович Лебедев-Кумач.  

В этом фильме, помимо чрезвычайно популярной музыкальной увертюры, звучавшей по Всесоюзному радио в начале войны почти столь же часто, как и международный пролетарский гимн «Интернационал», было две песни. Одна из них называлась «Спой нам, ветер» («Песенка Роберта»), ее в этой кинокартине исполнил юный актер Яков Сегель, ставший впоследствии маститым кинорежиссером Яковом Александровичем Сегелем, который прославился созданием в 1957 году на киностудии имени М.Горького всемирно известного фильма «Дом, в котором я живу». Слова этой песни были чрезвычайно жизнеутверждающими:
«Кто привык за Победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел - тот смеется, 
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!».

Вторая песня, носившая название «Песенка о капитане» («Песенка Паганеля»), оказалась для меня чрезвычайно знаменательной, так как спел ее Николай Константинович Черкасов, сыгравший в данном фильме роль невероятно рассеянного ученого-географа Жака Паганеля. Это было мое первое знакомство с творчеством великого актера. Оно было еще неполноценным, только с помощью органов слуха, без визуального воздействия киноэкрана, но тем не менее доставило мне огромное удовольствие, так как каким-то мистическим образом благородный тембр голоса Николая Черкасова очень позитивно и благотворно воздействовал на слушателей. Слова этой очень веселой песни поднимали моральный дух нашего народа:
«Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Раз пятнадцать он тонул,
Погибал среди акул,
Но ни р»зу даже глазом не моргнул.
И в труде —
И в бою — 
Напевал он всюду песенку свою:
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь, 
Только смелым покоряются моря!».

Именно этому превосходному актеру и посвящается данное мое повествование. А пока я продолжу свой рассказ о песнях, прозвучавших в фильме «Остров сокровищ». Как и в фильме «Дети капитана Гранта», тексты обеих прозвучавших в данной кинокартине песен написал поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, а музыку для них сочинил талантливый композитор Никита Владимирович Богословский. Их исполнила за кадром популярная в те годы актриса и очень неплохая певица Ляля (Варвара Сергеевна) Сатеева, к сожалению, теперь уже совершенно забытая. А тогда она нередко радовала слушателей своим исполнением советских песен. Я до сих пор с ностальгией вспоминаю замечательную «Песню о Москве», созданную композитором Сигизмундом Абрамовичем Кацем и поэтом Анатолием Владимировичем Сафроновым для кинофильма «Счастливый рейс» («Машина 22-12») 1949 года, которую Ляля Сатеева пела вместе со знаменитыми советскими певцами Михаилом Васильевичем Михайловым и Владимиром Александровичем Бунчиковым. 

Первая песня из киноленты «Остров сокровищ» называлась «Я на подвиг тебя провожала» («Песенка Дженни»), и слушателям очень нравились ее слова:
«Я на подвиг тебя провожала,
Над страною гремела гроза.
Я тебя провожала,
Но слезы сдержала,
И были сухими глаза.
Ты в жаркое дело
Спокойно и смело
Иди, не боясь ничего.
Если ранили друга,
Сумеет подруга
Врагам постоять за него».

Вторая песня называлась «Бей, барабан», и в ней были такие слова:
«Бей, барабан, походную тревогу,
Время не ждет, товарищи, в дорогу.
Нас враг живыми не возьмет,
Нас путь к Победе приведет, наша заря взойдет».

Данные песни улучшали настроение тружеников тыла и способствовали поднятию боевого духа сражавшихся с врагом воинов, и это происходило несмотря на то, что неважные акустические характеристики упомянутых мной выше «радиоточек» — репродукторов типа «черная тарелка» не давали слушателям возможность наслаждаться прекрасной музыкой, но все-таки позволяли им получать о ней хотя бы какое-то представление. 

Жизнь не стояла на месте, и наступил момент, когда я стал посещать кинотеатры, вначале в сопровождении родителей, а затем и со своими дворовыми друзьями, где смог услышать эту музыку в полноценном звучании, льющуюся из мощных динамиков киноустановок. Но самое главное заключалось в том, что я познакомился с великолепным миром киноискусства и полюбил его навсегда всей душой, окончательно и бесповоротно. Естественно, я постарался как можно скорее увидеть своими глазами фильмы «Дети капитана Гранта» и "Остров сокровищ", получив от их просмотра большое удовольствие и, естественно, при этом на меня произвела огромное впечатление потрясающая игра Николая Черкасова, исполнившего в фильме «Остров сокровищ» небольшую роль старого пирата Билли Бонса, владельца карты острова сокровищ, а в фильме «Дети капитана Гранта» — Жака Паганеля, секретаря Парижского географического общества, романтичного человека, фактически самого яркого персонажа этой замечательной киноленты.  

Николай Константинович Черкасов (27.07.1903 — 14.09.1966 ) - актер театра и кино, Народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий, лауреат Ленинской премии, кавалер двух орденов Ленина. С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета. В 1926 году окончил Санкт-Петербургский институт сценических искусств. В 1926-1929 годах выступал на сцене Свободного театра совместно с Петром Анатольевичем Березовым и Борисом Петровичем Чирковым в чрезвычайно популярном театральном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин». В 1929-1931 годах артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов. После этого работал актером в театрах ЛенТЮЗ и ЛАТД имени А.С.Пушкина. 

Во время войны на экранах ташкентских кинотеатров без конца демонстрировались фильмы, снятые в довоенное время, поэтому мне удалось посмотреть много замечательных кинолент того периода, в том числе и с участием этого легендарного актера, таких как, например, «Депутат Балтики», в котором он, будучи еще довольно молодым человеком, прекрасно сыграл роль семидесятилетнего профессора Дмитрия Илларионовича Полежаева, и «Александр Невский», в котором Николай Черкасов совершенно блестяще исполнил роль легендарного полководца. Следует особо отметить его участие в этом фильме, поскольку оно имело для него чрезвычайно серьезные позитивные последствия: он получил Сталинскую премию первой степени и орден Ленина. Все советские люди услышали в финале данного фильма знаменитую фразу, которую тогда произнес Николай Константинович в образе Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Эта фраза оказалась пророческой, так как она была произнесена в фильме 1938 года, но чрезвычайно активно использовалась во время Великой Отечественной войны. Мало того, во время войны произошло из ряда вон выходящее событие, связанное с именем Александра Невского и имевшее непосредственное отношение к Николаю Черкасову.

Как я уже упоминал выше, Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин придавал колоссальное значение проблеме подъема боевого духа воинов Красной армии, поэтому Указами руководства страны от 29 июля 1942 года были учреждены сразу три новых ордена, названные в честь великих русских полководцев — А.В.Суворова, М.И.Кутузова и Александра Невского. Этими орденами награждались офицеры и высшее командование Красной Армии за отличия в сражениях с фашистами и умелое руководство боевыми действиями. Все это я рассказываю по той причине, что в распоряжении историков не оказалось прижизненных рисунков и портретов Александра Невского, поэтому И.В.Сталин распорядился использовать при создании ордена в его честь профиль этого князя, взятый из кадра фильма «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзенштейна, а роль этого князя, как известно, исполнил Николай Черкасов. Так и получилось, что на ордене Александра Невского, созданном архитектором и художником Игорем Сергеевичем Телятниковым, был изображен профиль Николая Константиновича Черкасова.   

Во время войны наиболее значительным фильмом с участием этого превосходного актера стал исторический фильм «Иван Грозный», снятый знаменитым кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном по своему же сценарию, в котором Николай Черкасов исполнил роль царя Ивана Грозного. За участие в данном фильме Николай Констатинович получил Сталинскую премию первой степни.

9 мая 1945 года Великая Отечественная война завершилась нашей полной Победой над немецко-фашистскими захватчиками, после чего страна приступила к восстановлению народного хозяйства, а кинематограф начал работать над созданием новых фильмов о мирной жизни советского народа, включая киноленты комедийного характера. И первой такой кинокартиной должна была стать музыкальная комедия «Весна», съемки которой были поручены известному кинорежиссеру Григорию Васильевичу Александрову. Он пригласил Николая Константиновича Черкасова на одну из главных ролей, а именно на роль кинорежиссера Аркадия Михайловича Громова, и совершенно неожиданно получил категорический отказ. Это была катастрофа, так как Г.В.Александров мечтал снять в этой роли только Николая Черкасова, и никого другого. Тогда к делу спасения кинокартины подключилась Любовь Петровна Орлова, уже утвержденная сразу на две главные женские роли в этом фильме — Ирины Петровны Никитиной, ученой в институте Солнца, и Веры Георгиевны Шатровой, артистки театра оперетты. Она тоже видела в качестве своего напарника в данном фильме только Николая Константиновича, поэтому, как говорится, «сразу взяла быка за рога»: явилась к нему и упала перед ним на колени, умоляя согласиться на участие в данном фильме. Ей он отказать не смог.

В результате, этот фильм был успешно снят и в 1947 году вышел на экраны нашей страны. В том же 1947 году Григорий Александров получил на Международном кинофестивале в Венеции Международную премию за оригинальный сюжет и режиссуру данного фильма, а народ нашей страны — великолепную музыкальную кинокомедию с прекрасными песнями композитора Исаака Осиповича Дунаевского на стихи поэтов Василия Ивановича Лебедева-Кумача и Михаила Давыдовича Вольпина. Эта превосходная кинолента, к счастью, до сих пор довольно часто появляется на наших телевизионных экранах, радуя телезрителей прекрасной игрой не только Н.К.Черкасова и Л.П.Орловой, но и таких потрясающих киноартистов как Фаина Георгиевна Раневская, Ростислав Янович Плятт и Рина (Екатерина Васильевна) Зеленая.

В 1949 году в прокат вышел очень удачный, на мой взгляд, кинофильм «Счастливого плавания» снятый на киностудии «Ленфильм» режиссером Николаем Ивановичем Лебедевым по сценарию Александра Федоровича Попова. В нем рассказывалось о жизни юных нахимовцев, будущих офицеров советского военно-морского флота, воспитанников 5-й роты, которой умело командовал капитан 3-го ранга Левашов (его роль в данной киноленте мастерски сыграл Николай Константинович Черкасов).

В этом фильме нас, ташкентских пацанов в возрасте 11-ти — 12-ти лет, очень сильно расстрогал один из его эпизодов. Дело заключалось в том, что почти всв офицеры нахимовского училища носили на своей повседневной военно-морской форме государственные награды, честно заработанные ими во время Великой Отечественной войны, а на такой же форме, которую носил капитан 3-го ранга Левашов, их абсолютно не было. Его воспитанники считали его прекрасным командиром, любили его, и очень сильно переживали (и мы, юные ташкентские зрители, переживали вместе с ними!) по поводу того, что он не сумел достойно проявить себя в годы войны и заслужить такие же награды, какие имелись у его коллег-офицеров. 

Трудно себе представить ту огромную радость воспитанников 3-ей роты (и нас, ташкентских пацанов), когда во время праздника они внезапно увидели своего командира и наставника в парадном мундире с большим количеством боевых государственных наград на его груди! Эта сцена до сих пор стоит перед моими глазами и продолжает волновать, хотя с того момента, как я увидел этот замечательный фильм, прошло уже больше 70-ти лет. Этот эпизод был мастерски задуман сценаристом и столь же талантливо воплощен в жизнь режиссером, оператором и Николаем Константиновичем Черкасовым. Фильм был очень положительно и тепло встречен кинокритиками. В результате, кинорежиссер, сценарист, оператор Вениамин Фаустович Левитин и актер Николай Константинович Черкасов получили Сталинскую премию третьей степени.   

В 1957 году Николай Черкасов снялся в новом фильме «Дон Кихот», поставленном кинорежиссером Григорием Михайловичем Козинцевым по сценарию Евгения Львовича Шварца на киностудии «Ленфильм». В этом фильме он сыграл главную роль идальго Алонсо Кехано — Дона Кихота, доброго мечтателя — идеалиста, пытающегося отстаивать свои идеалы. В одном из эпизодов данного фильма Николай Константинович должен был в роли Дон Кихота сражаться с ветряной мельницей. Для съемок сражения такого рода в Коктебеле была построена шестнадцатиметровая мельница, на лопасти (крыле) которой он должен был вращаться. Столь опасные трюки должны были сниматься с помощью дублера-каскадера, но, как это обычно бывает по «закону бутерброда, обязательно падающего маслом вниз», данного дублера в нужный момент не оказалось на месте, и Николай Константинович, проявив себя человеком недюжинной храбрости, сам выполнил этот опасный трюк, вращаясь и зависая на лопасти вниз головой, несмотря на то, что его возраст тогда уже превышал пятьдесят лет. За роль Дон Кихота в этом фильме Н.К.Черкасову в 1958 году на Международном кинофестивале в Стратфорде (Канада) была присуждена премия как лучшему актеру.

Последним фильмом, в котором ему удалось сняться, был фильм «Все остается людям», снятый в 1963 году режиссером Георгием Григорьевичем Натансоном по сценарию Самуила Иосифовича Алёшина на киностудии «Ленфильм». В данном фильме — повести о еще одном настоящем человеке — он сыграл роль академика Федора Алексеевича Дронова, который, будучи тяжело больным человеком, продолжал работать над созданием уникального двигателя, считая, что он обязан, несмотря ни на что, довести дело своей жизни до успешного завершения. В фильме был собран великолепный актерский коллекив: Андрей Алексеевич Попов, Софья Станиславовна Пилявская, Элина Авраамовна Быстрицкая, Игорь Олегович Горбачев, Ефим Захарович Копелян. В нем много внимания уделялось человеческим чувствам и взаимоотношениям, а самое главное — имел место чрезвычайно интересный и удивительный для того времени философско-мировоззренческий диалог о роли религии в нашей жизни, который вели ученый-атеист Дронов и священнослужитель Серафим Николаевич, роль которого замечательно исполнил А.А.Попов.  

После выхода данного фильма в прокат, некоторые кинокритики заявляли, что Николаю Константиновичу не пришлось затрачивать никаких усилий при исполнении роли академика Дронова по той причине, что он, по сути дела, играл роль самого себя. При этом, естественно, имелось в виду то обстоятельство, что и академик Дронов, и Николай Черкасов являлись обладателями самых превосходных человеческих качеств, таких как честность, порядочность, искренность, справедливость, бескорыстие, уважение к людям и т.п. И наверное, эти критики были правы. 

В 1964 году Николаю Константиновичу Черкасову была присуждена Ленинская премия за исполнение роли академика Дронова, и в том же году он стал обладателем премии за лучшее исполнение мужской роли, которая была присуждена ему на Всесоюзном кинофестивале. 

Николай Константинович ненадолго пережил свой последний фильм. Он умер 14 сентября 1966 года от эмфиземы легких и сердечной недостаточности, оставив, как и академик Дронов, людям наследство, которое невозможно оценить материально. Оно поистине бесценно. Помимо замечательных ролей в кино и книги «Записки советского актера», изданной в 1953 году, он оставил нам прекрасный личный пример того, как следует прожить свою жизнь.

Борис Пономарев