Nel mezzo del cammin

Виктор Гранин
Nel mezzo del cammin di nostra vita
Mi ritrovai per una selva oscura,
 Chе la diritta via era smarrita.
Dante Alighieri La Divina Comedia
 
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.
Божественная комедия Данте Алигьери
   Пер. М.Лозинский



               Итак, в середине своей жизни я очутился в темном лесу.
               Весьма, впрочем  приблизительная аллюзия к  началу Божественной комедии. Если уж уточнять, то мне было тогда лет несколько за середину жизни, окончательные границы которой никому достоверно неизвестны. Лет полсотни пять было мне, когда я, действительно, оказался в лесу, и в самом деле не прозрачном.
Что-то торкнуло тогда в душу, готовое вот-вот сорваться  в перефраз:

Земную жизнь пройдя за половину
Я оказался  в голоустненском лесу

                И поплыл:
… вокруг меня уже был лес. Тёмный. Мрачный. Неприютный. Мощные стволы его воздымались вверх из мшистой субстанции. Мох клочьями свисал и со стволов, и веток деревьев, а широкие их листы казались цепкими ладонями бесчисленных рук, готовых схватить и тотчас же поглотить прохожего, оказавшегося в их власти. Да и кому же тут быть, кому прокладывать путь в этой чаще, среди  павших некогда стволов? Теперь они почти истлели да закрылись мшанным покровом; и только гнилые пни торчат тут и там, как зубья, ждущие себе в пищу ненароком объявившегося доброго человека. Да откуда  - даже и недоброму - ему взяться, когда и кикимора болотная не отыщет здесь себе места для постоянного проживания. Ужас! С чего бы это? Разом сознание вернулось пришельцу и он обнаружил, что лес этот давно уже треплет мощная буря. Это она срывает докучные твои заботы и, обратив их в жухлые листья, уносит прочь, навсегда.

                Однако  же - никакой бури. А лес этот на самом деле  оказался хоть и густ, но составлен из одних только лиственниц сплошь полувекового возраста. Можно было бы теряться в догадках, почему сложилась такая монотонность здешнего лесного бонитета, если бы не чередующиеся в крест простирания массива глубокие рытвины, давно заросшие травой. Однозначно, рытвины эти образовались в период сплошных здесь лесозаготовок на месте действия тросовых установок трелёвки хлыстов в первые послевоенные годы. Если в предшествующие годы и людей-то не жалели, то уж теперь-то чего жалеть дикую природу.  Свалим весь лес подчистую – так новый нарастёт. Всё равно либо сгниёт, либо сгорит.

                И вот теперь я здесь. Как ни густ молодой лесок, а всё равно с горней вышины видно, как внизу широко простирается Байкал. А на ближнем его берегу приметна церквушка. Отсюда она смотрится как на картинке не современного художника. Так вот куда  кто-то:

«Бежал из тюрьмы темной ночью,
За правду он долго страдал –
Бежать больше не было мочи,
Пред ним простирался Байкал.»

Не зря значит:

«По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с сумой на плечах.»

                Если же нам бродяга не авторитет, то вот же протопоп Аввакум. Не лишне будет ещё раз сказать о том как он пришёл с воеводою  до нерчинских мест:  В дороге
«Люди стали мереть с голоду, а приставы немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие, огонь да встряска. Люди голодные,  только начнут бить, ан он и умрёт, и без битья  насилу человек дышит. Работай, никуда на промысел не ходи. И сбродит бедный нащипать вербы в кашу – и за это палкой по лбу: - не ходи, мужик, умри на работе»

( по-нашенски называется: своение приобретённых дипломатическим путём сибирских и приамурских краёв).

        Откуда то с попутчиками по реке обратно и до Байкалова моря доплыл Аввакум.

«У моря на русских людей наехали – рыбу промышляют и соболя. Рады нам, миленькие, дав нам передохнуть, всего надавали много. Лодку починив и парус скропав, пошли мы через море. Окинула нас на море погода, так мы на веслах перегреблись: не больно широко в том месте, или со сто, или с восемьдесят верст.
Чуть только к берегу пристали, поднялась буря с ветром, насилу и на берегу укрытие нашли от волн вздымающихся. Около него горы высокие, утесы каменные и зело высокие. Двадцать тысяч верст и больше я волочился, а не видал нигде таких гор. На верху их – шатры и горницы, врата, столпы и ограда, все богоделанное. Чеснок на них и лук растет больше романовского и сладок добре. Там же растет и конопля богорасленная, а во дворах травы красные, цветущие, зело благовонные. Птиц зело много, гусей и лебедей, по морю, как снег, плавает. Рыба в нем – осетры  таймени, стерляди, омули и сиги, и прочих родов много; и жирна гораздо, на сковороде жарить нельзя осетрины: все жир будет. Вода пресная, а нерпы и зайцы великие в нем».

               Да только сейчас не то что «конопли богорасленной»  но  и гусей да лебедей глазу не увидать, а уж что там в  во глубине вод – какие  там осетры, таймени, стерляди да омули – пойди проверь.

                Но и без того – какие-то силы действуют повсюду, да вот хотя бы и на меня. Замечено что облик мой изменчив: то благобразен я и где-то даже красив, а то – обормот обормотом – на людях лучше не показываться. От чего происходит такая метаморфоза – не пойму. Да и по правде сказать – не очень –то и задумывался в пору активной своей социализации. А теперь-то уж и подавно – не к чему. Если бы только не одно беспокоящее обстоятельство: накатит какая-то блажь сочинительства, что только держись. Хорошо хоть, что нынче всё больше примитивная проза прёт преимущественно публицистического характера, а то ведь бывало и поэтическое – да так, что только держись. Увидишь ненароком себя в зеркале – ну все признаки болезни на лице. Не буду здесь уточнять какие – не в клинике же на осмотре.

                К чему бы мои сейчас откровения? Ведь ни похвалиться, ни порицать нет всё-таки оснований. И можно было бы эти минуты посвятить праздности, или с какой-то пользой занять себя.
                Так-то оно так. Да только вот две эти фотографии.
На одной – портрет самого творца мирового шедевра Данте Алигьери. А на другой изображён я на фоне байкальских пространств  в Большом Голоустном.  Угадайте – кто где. Не правда ли - существенное сходство?

                Я так думаю, что природа тогда в очередной раз напряглась  в трансформировании моего образа по лекалам уж семисотлетней давности, рассчитывая  возбудить  меня для изготовления поэтического шедевра.
                Но затея не удалась.

                И я думаю, что это природная моя лень так оказалась на высоте, что даже в случае  разительного сходства двух разного уровня поэтов уберегла будущие поколения людей от появления на свет ещё одного артефакта истории.

09.05.2022 18:38