Дедушкины письма

Назокат Холова
         
     "И наступит такое время, когда письма будут бесценны"
 
- так написал мой дедушка Козловский Михаил Герасимович своей любимой молодой жене  Тамаре  в 1941 году. Он был на подготовительных курсах в г. Самарканде  перед отправкой на Калининский фронт. В боях за город Калинин он получил сильнейшую контузию. Это было в декабре 1941 года. Из госпиталя дедушка был направлен в Челябинское танковое училище, где учился 8 месяцев.
         Письмо, датированное июнем 1942 года. В нем часть письма вырезана, видимо, цензурой. Что-то там было об отце Тамары, которого сначала призвали в Армию, а потом осудили по национальному признаку, так как он был российским немцем. По иронии судьбы он в то же самое время находился в Челябинске. На строительстве химического завода. В этом же письме мой дедушка просит Тамару, чтобы она собрала рекомендации для вступления в ВКП/б/.
Дедушка вступит в партию большевиков уже будучи на фронте, в 1943 году.
               
«25 июня 1942 год Челябинск
                Добрый день
Дорогая Тамарочка. Во-первых сообщаю что письмо и фотокарточку я получил и все смотрю на вас с дочкою. Пишу ответ.
(часть текста вырезана)
Теперь о твоей позе! Ты Тамара очень изменилась, вернее твои черты лица диктуют мне, что ты  сильно переживаешь – похудела и приобрела вид уже матери, хотя ты еще слишком молода и тебе требуется жить да жить, и именно сейчас – года говорят. Только для этого необходимо полное семейное спокойствие и благополучие – наличие условий материального обеспечения и главное – меня. А я бы конечно с удовольствием прямо как говорят с полной душой и телом хотел побыть вместе с тобою. Но это будет, Тамарочка – жизнь наша с тобой впереди. Эти трудности нужно перенести, какой бы они ценой не обошлись. Ибо я не такие уже трудности видел. Только бы вы их выдержали и осталось бы сохранить здоровье.
(часть текста вырезана цензурой)
…почти рядом. Как только он подробно напишет попрошусь к нему. Я сейчас с табаком немного наладил поэтому у меня есть, хочу ему дать.
Дальше ты Тамарочка пишешь и просишь справку – я конечно постараюсь срочно ее тебе отправить. Но ведь в справке будет указано, что я курсант ЧТУ, а как решится вопрос дальше я скажу одно. Нас оказывается будут выпускать средними командирами, т.е. мл.лейтенантами но это тоже не так просто, если в мирное время нужно учиться 3 года – спрашивается, как нужно и сколько нужно сил и получить столько знаний в такой короткий срок, как 3 м-ца, а вчера нам сказали, что возможно нас еще будут учить 1 м-ц, а может и 2 м-ца. И вот если я выдержу и буду хорошо учиться, следовательно при экзаменах мне присвоят звание младшего лейтенанта.  Думаю, что справлюсь. Вот тогда дело другое, я буду получать примерно 600-700 руб. Вот дорогая Тамарочка!
       Я очень удивлен, что мать взяли. Ведь она уже вышла из тех возрастов, которым нужно работать. Смотри теперь за девочками, хотя они  обе  хорошие у нас и плохого я прямо не допускаю и особенно Антуанета. Эта девчонка будет замечательная! А Маргарита тоже деловая девка, ну дело здесь в том, что она уже взрослая – так что, если она даже того самого решит, то ты здесь конечно ничего не поделаешь. Ты теперь наша хозяйка – на тебя смотрит вся Европа, т.е. я. Хочу сказать ты теперь главная хозяйка. Сегодня, если дадут нам деньги, то я перешлю немного 100-150 руб. Вот смотрю на фото и не могу вспомнить, что на тебе за платье? И свои права, как жена военнослужащего ком-ра бери везде.
Вот вся беда Тамара в том, что я имею 3 рекомендации, но дело в том, что у одного рекомендующего не хватает парт.стажа. Поэтому я пишу записку. Ты постарайся ее осуществить. А соседка коль так – хрен с ней – она живет умом этой сволочи. Ведь если бы я был сам в Сталинабаде я бы десяток нашел при наличии конечно людей. Ты прими все меры, я напишу тебе ряд лиц, которых я знаю. Могут дать это:
1. Юсупов (работал и наверное все работает в Жел.дор. райкоме партии, он раньше был в горторге. Помнишь, жил где Леня.)
2. Асафьева она меня знает с 1932 года, спроси в горкоме партии –работала раньше в горкоме комсомола. Ее знает хорошо Петр Уваров, Валя Гуль.
3. Мещеряков работает в редакции ТАСС и его брат старший, секрет. РЛ КП(б) (Дюшанбин.)
4. Насыров был директором ресторана работает где я работал (пищторг)
5. Ахунходжаев нач.отд.к-ров где я работал

И как кого найдешь и тот согласится, прямо срочно телеграфируй.

     Всего хорошего. Целую вас со Светланой и всех

Твой Миша»
                ..........................
На фотографии моя бабушка Козловская Тамара Теодоровна и её старшая дочь Светлана, которая родилась 6 апреля 1942 года.