Непарные портреты А. Р. Томилова и его жены

Владимир Варнек
1. Боровиковский Владимир Лукич. (1757 – 1825).  Портрет Варвары Андреевны  Томиловой (1784 – 1823). Х.м. 68,5х55,5 см. 1800-е. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени.  (Автор миниатюры  предполагает, что портрет был выполнен после 1810 г. см. ниже).
2. А.Г. Варнек. Портрет Алексея Романовича Томилова (15.09.1779 – 23.04.1848). Картон, масло. 30,5х23,5. Между 1813 и 1821гг. (официальная датировка). ГРМ. Автор миниатюры в своей предыдущей публикации предложил «собственную» датировку  данного портрета - ок .  1821 г. [1].

Продолжая предыдущую миниатюру о портретах покровителя искусств и мецената Алексея Романовича Томилова, хотел бы приложить к настоящей  миниатюре парные портреты супружеской пары Томиловых. Однако художник А.Г. Варнек, имея в Списке выполненных им работ 34 парных портрета  (17х2),  «не успел» выполнить таких портретов для супругов Томиловых.  Не случилось этого, скорее всего, из-за преждевременной кончины Варвары Андреевны 8 января 1823 года. Было ей 38 лет, но она «успела» к этому времени родить пятерых детей - двух сыновей и трех дочерей (см. ниже).

Поэтому и приложил к миниатюре «непарный» портрет  В.А. Томиловой  кисти В.Л. Боровиковского  (одного из учителей Александра Варнека), выполненный, по моему мнению, позже  ее известного графического портрета 1813 г. работы А.А. Кипренского, и несколько раньше  портрета  ее супруга, выполненного  А.Г. Варнеком.

После сделанного вступления   сообщу читателям  о том, чему собираюсь посвятить настоящую миниатюру.  Цель эту в данном случае  затрудняюсь сформулировать, но основная мотивация публикуемых мною миниатюр заключается в том, что интересуясь творчеством А.Г. Варнека и помещая на сайт проза.ру  выполненные им  портреты, хочу рассказать либо об их тайнах, либо о запечатленных на портретах людях, а иногда и просто желая привлечь внимание читателей  к творчеству  «полузабытого мастера», как назвал художника в своей первой публикации о нем искусствовед В.С. Турчин [2]. В последующей за этим монографии, изданной тиражом 25 000 экземпляров, автор   представил на ее страницах элементы биографии художника и рассказал  читателям о многих его работах [3]. 

Написав уже достаточно много миниатюр о творчестве художника А.Г. Варнека, я подумал, что пора  мне рассказать читателям и о группе портретов Томиловых: Алексея Романовича, с которым  А.Г. Варнек был в близких отношениях,  а также  о портретах его детей.

Но завершив  предыдущую миниатюру о портретах  самого хозяина семейства и поместив ее на сайт [1], решил, что будет несправедливым не упомянуть в очередной миниатюре также и супругу А.Р. Томилова – Варвару Андреевну, мать пятерых детей, тем более, что о ней и ее портретах  у меня найдется что сказать.  При этом, не претендуя на создание полноценного рассказа об ее жизни, просто сообщу читателям  малоизвестные факты  ее биографии и укажу на ошибки, обнаруженные мною на некоторых сайтах, в том числе, генеалогических. 

Так на сайте «Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени»  ниже портрета В.А. Томиловой кисти В.Л. Боровиковского, приложенного  мною к миниатюре, сообщается:

«Варвара Андреевна Томилова (1784–1823) – дочь полковника Андрея Петровича Мельгунова (1741-1792) и Екатерины Алексеевны Мельгуновой (Барыковой) (1757-1820). С 1803 г. – жена А.Р. Томилова  (1779–1848), генерал-майора, участника войны 1812 г., коллекционера, мецената, знатока русской истории и истории искусства».

Мое замечание к данному тексту состоит в том, что А.Р. Томилов, дослужившись к 1797 году до чина майора, генерал-майором не стал. Это легко установить, посетив сайт «Генералитет российской императорской армии и флота»: в списке генералов его нет.  Однако после ухода в отставку  в 1808 году, Томилов  в 1812 году вступил полковником в ряды Петербургского ополчения вместе с отрядом своих крестьян. При этом 14 октября при взятии Полоцка он был тяжело ранен и в боевых действиях больше не участвовал. 

Знакомясь с приведенным выше текстом, обратил внимание и на то, что в нем сообщается о вступлении Варвары Андреевны в брак в 1803 году. Эта же дата приведена в биографии А.Р. Томилова в Википедии и на сайте РРН.  На сайте  же «Наполеон и революция» и в фундаментальной «Генеалогической  базе данных» датой вступления  Варвары Андреевны в брак с А.Р. Томиловым называется 1808 год. Аналогичная  дата указана и в аннотации к картине Заболоцкого П.Е. «После жатвы»
(1822 г.) в Каталоге Государственного Русского музея [4]. 

В результате подсчета  находим, что в трех из шести документах искомой датой вступления в брак является 1803 год, и в таком же числе документов указана дата 1808 год.  Сообщив о таком артефакте, оставлю его для специалистов-биографов. Хотя,  отдал бы предпочтение второй  из указанных дат, поскольку именно после 1808 года один за другим в семье Томиловых стали появляться дети.

Число детей в семье в интернетовских документах  также разнится. Так на сайте «Наполеон и революция» названо три ребенка, на целом ряде сайтов (не буду их называть) говорится о четырех детях, и лишь на сайте Geni приводится «список» из пяти детей. И это «правильное» число детей, названных в новом Справочнике метрических записей архивов СПб, появившемся в интернете.  Имена их назову в следующей миниатюре, посвященной специально детям Томиловых и их портретам.

Знакомясь с биографией отца В.А. Томиловой,  Андрея Петровича Мельгунова (1741-1792) , узнал, что он был не только полковником, как говорится в Википедии, но и вице-губернатором Петербурга [5].  Мать же ее, красавицу Екатерину Алексеевну Мельгунову (Барыкову), запечатлел  на своем известном живописном портрете знаменитый художник-портретист XVIII века Иван Петрович  Аргунов (см. сайт «Воскресный день»).

Еще в монографии [5] сообщается, что в усадьбе Мельгуновых, месте проживания семьи в  течение почти двух веков, «были только деревянные строения и регулярный сад.  Ее и унаследовала дочь вице-губернатора Петербурга <…>  Мельгунова Варвара Андреевна, вышедшая в 1792 году замуж за Алексея  Романовича Томилова.  Оставив военную службу, он серьезно увлекся изящными искусствами и коллекционированием <…>, и приступил к преобразованию усадьбы. С 1815 года дворяне Новоладожского  уезда бессменно избирали его  своим предводителем».

Факт, что Варвара Андреевна, как владелица усадьбы, внесла значительную лепту в благосостояние семьи, показался мне любопытным, т.к. ранее думал, что основная заслуга в создании усадьбы Успенское – своеобразного  культурного центра и места встреч многих художников и любителей изящных искусств – принадлежала Алексею Романовичу Томилову. Правда, в последующие годы он, ставший владельцем усадьбы и основав на реке Волхове в 1815 году кирпичный завод,  реконструировал усадьбу  и поспособствовал  созданию школ и других строений в селах региона [5].

Однако и в этой эффектно изданной цитируемой книге встретил один артефакт, касающийся истории семьи  Томиловых: рассказывая  о жене А.Р. Томилова, Варваре Андреевне, автор книги  датой вступления ее в брак назвала 1792 год, когда будущей жене Томилова было всего восемь лет.  Как-то странно, что такое значительное количество неточностей встретилось во многих документах об истории семьи, из-за чего пришлось не просто рассказать о ней, а проводить анализ всех опубликованных дат.

Завершив такой анализ, вернусь к двум портретам Варвары Андреевны, и обсужу их особенности.  Прежде всего, замечу, что на графическом портрете ее,  выполненном в 1813 году Кипренским  (ГТГ), доступном  в интернете, а также на портрете работы Боровиковского, приложенном к миниатюре, облик ее совершенно разный. В результате затруднительно представить, как выглядела модель в реальности.  Этому не способствует и описание портретов искусствоведами.  Так в монографии «Кипренский» из серии ЖЗЛ авторы ее, описывая выполненный портретистом в 1813 году графический портрет В.А. Томиловой, дают ему такую характеристику:

«Хозяйку дома Варвару Алексеевну Томилову никак нельзя было назвать красавицей. Широкое, монголовидное  лицо, неправильные черты. Такой и изобразил ее Кипренский, нисколько не ставя перед собой цели приукрасить модель. Кажется, что сидевшая к нему боком женщина, заметив, что ее рисуют, на минуту отвлеклась от занимавшей ее беседы и повернулась к художнику. На лице портретируемой засветилась едва приметная доброжелательная улыбка. Простое домашнее платье, накинутая на плечи косынка, непроизвольная поза, открытое доброе лицо – все это делает портрет Варвары Алексеевны одним из самых обаятельных женских образов, которые были созданы Кипренским в эти годы» [6].

А вот как описала обсуждаемый  портрет искусствовед Вера Чайковская, автор многих публикаций, в том числе одной интернетовской заметки о портретах Кипренского:

«Обычно российские дамы изображались Кипренским с позиций восхищенного наблюдателя. Но бывали и исключения, к каковым принадлежит портрет Томиловой, особы, судя по всему, житейски весьма активной. Перед нами почти мегера с плоским лицом, жестким и пронзительным взглядом искоса, который обычно характеризует у художника «злую» и «магическую» природу некоторых дам. Череду таких «злых» волшебниц начинает Варвара Томилова, при том, что у нее нет ни грана того флера загадочного очарования, которое будет присуще итальянским «волшебницам» художника Кипренского. <…>. Голубенькая пастель, энергично заштрихованная, на фоне которой изображена госпожа Томилова, лишь подчеркивает убогость жидких завитков волос вдоль лица, сутулость позы и мощный напор, направленный, судя по всему, на бытовые сферы». 

Выводы разных авторов об обсуждаемом портрете, как видно, довольно разные, но некоторые их определения близки и не очень лестно характеризуют модель. 

В связи с этим могу лишь отметить, что Боровиковский на своем портрете запечатлел совсем «другую» женщину, с высокой прической и длинной шеей,  которая является и миловидной, и женственной.  Правда,  некоторая опухлость ее лица свидетельствует  о том, что хорошим здоровьем она во время написания портрета не отличалась.   

Жаль, конечно, что А.Г. Варнек, выполнив ряд портретов представителей семейства Томиловых, портрета Варвары Андреевна Томиловой он «не успел» написать.

ПРИМЕЧАНИЯ 
1. Владимир Варнек. Портреты покровителя искусств и мецената. Проза.ру (миниатюры).05.05.2022.
2. Турчин В.С. Полузабытый мастер.  Журнал «Художник». 1976. С. 46
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843.М.: Искусство,1985.–168 с.
4. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (A-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: «Palaca Editiois», 2002, С.187.
5. Нонна Мурашова. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии. Исторический справочник. Информационный центр «Выбор». Спб. 2005. С. 347.
6. Иван Бочаров, Юлия Глушакова. Кипренский. Серия  «Жизнь замечательных людей»  С. 131.

08.05.2022.