Следы памяти

Александр Придорожный
На братских  могилах  не ставят кресты...

Мне было три года, когда  погиб мой дядя, мой  полный тёзка Александр Васильевич.
Я был мальцом, потом отцом и было всё некогда найти его  могилу. Родители говорили, что он  захоронен в братской  могиле где-то под Москвой в  августе 1943года. И всё! А душа болела и долг перед ним был со мной. По случаю был  на экскурсии в Парке Победы и в музее Памяти,не веря в успех, набрал на электронном табло его  данные. Есть! И то, что он не генерал,а рядовой 413 стрелковой дивизии.

Ну а дальше: военкомат Даниловский ,сначала не очень доброжелательная тётя -"вспомнили", а потом смягчилась и нашла в Книге памяти моего дядю и где он похоронен.

Смотрю на карту двухкилометровку -"Места героический памяти  Жиздринского района в годы Великой Отечественной войны." Много звезд:братские захоронения. А где мой дядя Саша?

Деревня Улемль, что в двадцати километрах от города Жиздра Калужской области, в четырёстах  километрах от Москвы.Вот здесь и сложил голову москвич Александр Васильевич, освобождая г.Жиздру.

Электричка до Калуги, автобус до Жиздры, гостиница "Родина". На другой день помолились в храме Покровском за здравие и за упокой в праздник св. Георгия Победоносца(сын и внук-Георгии)вместе с женой-подругой Ниной Алексеевной.

На такси двадцать километров через колдобины и мы в покинутой жителями деревне.
А как тут жить!? Во время войны фашисты устроили здесь сборный пункт для угоняемых в Германию пригодных для рабства молодых людей. Тридцать пять тысяч! Под открытом небом! Практически без еды!

А дядя Саша -четвёртый сверху на одной из девяти мраморных плит. 391 святых мощей!

На братских могилах не ставят кресты... Ставят звёзды!