В самые тяжёлые дни...

Альбина Алдошина
Этот рассказ написан автором от первого лица после общения с главной героиней повествования.

Юность самая светлая и романтичная пора взросления! Много надежд. Мечты манят и зовут в путешествия по жизненным дорогам ...

 Школьные годы позади. Золотая медаль в руках и билет в город Санкт-Петербург в кармане. Я студентка! Сердечко одновременно радостно и тревожно сжимается, не веря в реальность исполнившихся замыслов.
Я взрослая!

 Лекции интересны мне. В группе атмосфера сложилась дружелюбная. Общежитие располагается вблизи Иоанновского монастыря. Утром слышен торжественный колокольный звон. Радуюсь и до конца не верю своему счастью.

 Учеба даётся легко, но трудов требует много, а поэтому пока мало, где бываю, кроме ВУЗа (с занятий сразу домой)...

 Ближе к первой сессии закрался страх перед грядущими испытаниями. Решила пойти на Богослужение в монастырь, просить у Бога помощи.
 Величественное главное здание обители удивило не ординарными архитектурными решениями. Литургисал священнослужитель, добрый и открытый взгляд которого сразу обратил на себя моё внимание. (Много позже я узнала его имя - протоиерей Николай Беляев***). Тогда еще я не могла знать, какую важную роль сыграет  наша встреча с батюшкой в моей жизни…
 Что-то необычное происходило в моей душе в то утро на службе - все заботы и хлопоты словно отодвинулись. Наверное, впервые в жизни так явно почувствовала сердечный отклик и тепло от горячей молитвы, которой сиял батюшка. Его молитва воспринималась мной, как его личный живой разговор с Богом! Это потрясло меня.

 Выходя из храма я заметила своего однокурсника Алексея. Людской поток соединил нас у лестницы. Мы приветственно кивнули друг другу.
Так у нас с Алексеем появилась маленькая общая тайна.
Сессия успешно закончилась. Я стала прихожанкой Иоанновского монастыря.
Начались каникулы. Мы всей группой ходили на пешеходные экскурсии по городу, пили кофе, согреваясь в уютных кафе, шутили и спорили на интересующие темы, радовались общению и свободному времени…
 В эти январские дни рождались и взаимные симпатии друг к другу. Меня Алексей пригласил на концерт, а после вызвался проводить домой. Можно было нам сразу войти в метро, но мы решили идти пешком. Снег тихо кружил в морозном воздухе, на душе было светло. Мы с восторгом обсуждали новые композиции любимых музыкантов. Наши мысли и взгляды во многом совпадали. Мы долго бродили в тот вечер по заснеженным улицам Питера. Было приятно внимание, с которым Алексей относился ко мне. Робко рождались нежные чувства у меня в душе…

 Так незаметно пролетело два курса обучения.

 Пришла беда. Мой младший братик заболел. Диагноз – онкология. Семью объединила горячая молитва и уход за братишкой.
 Родители с ним приехали в Санкт-Петербург в институт на лечение. Я крутилась между учёбой и посещением любимчика нашей семьи. С мамой мы ходили в тот период на службы в Иоанновский монастырь, в храме - усыпальнице молились святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
 Наш любимый малыш часто Причащался Святых Христовых Тайн и в палате каждый день просил читать ему жития святых.
 Неравная и мучительная борьба с недугом продолжалась целый год, а братик, непостижимым для нас образом, находил силы радоваться каждому новому дню, улыбался, молился сквозь мрачную пелену нестерпимой боли...

 Наш дорогой малыш отошел ко Господу! Мир померк, опустела моя душа. Вера сменилась обидой. Я сняла нательный крест. Все потеряло для меня в тот период значимость в жизни, когда ощущаешь каждой своей клеточкой уничтожающую безысходность и бессмысленность своего существования, когда видишь, что тебя никто не понимает и, кажется, уже никогда не поймет... И даже самые родные люди, как мне казалось тогда, стали для меня в это время чужими и далекими. И от этого еще больнее и еще безысходнее.

 Мрачный год  полного моего отчаяния после потери... 
 Рядом были знакомые, которые старались поддержать – слышать ничего не хотела. Знаю, что обо мне молились близкие, но я сама в храм даже не заходила. Все отношения потеряли для меня всякий смысл. Я жила как в тумане боли, пустоты, отчаяния, горя, не замечая ничего и никого вокруг.
 Алексей в нашей институтской группе иногда рассказывал о подготовке мероприятия для встречи международной Иоанновской семьи, приглашая однокурсников в ряды добровольцев...

 Хорошо помню одно воскресное утро: мои душевные терзания переполнили предел моих возможностей. Я не могла больше терпеть боль души. Резко встала и быстро начала одеваться, сама не знаю куда собиралась. Металась по комнате, хотелось вырваться из липкого плена тоски, освободиться. Мне тогда показалось, что она заполнила не только мою душу и сознание, но и все пространство вокруг. В спешке я случайно задела полку с книгами, мне под ноги упал большой конверт. Я подняла его, раскрыла и увидела тоненькие детские книжицы из серии «Жития святых», которые очень любил перечитывать мой братик в больничной палате. Это было словно зримым ответом-подсказкой от братишки на мои горестные переживания. Живо вспомнились пересказы моего братишки этих рассказов, его горящие при этом интересом, искренней верой и светом глазки… Теперь я точно знала, куда мне сейчас пойти. Я поспешила в храм. На Литургии в моей душе происходило нечто не объяснимое: я чувствовала, как каждое слово молитвы отзывается у меня в израненном сердце горячим импульсом. Трудно описывать такое словами, но и слезы мои были в тот день, как очистительные ручейки, вдруг снова ожившей души.

После службы ко мне подошел Алексей. Он был рад меня встретить в храме. Ничего не объяснив, он куда-то повел меня. Так мы оказались на молодёжном собрании добровольцев Иоанновского монастыря. Выступал батюшка. Говорил он не громко, но так легко его речь ложилась на сердце, так вдохновляла, что я решила участвовать в подготовке этого мероприятия. Я, словно проснувшись, вдохнула полной грудью свежий воздух, заметила солнышко за окном, услышала щебет неугомонных воробьев, крик чаек, круживших в свободном полете над Карповкой…

Алексей держал меня крепко за руку, мы вместе после подошли к протоиерею Николаю. Не вспомню теперь, как складывался наш диалог, но до сих пор помню то тепло и внимание, с которым смотрел и говорил батюшка. Я рассказала ему о горе, своих переживаниях, скорбных мыслях... Батюшка слушал, утешал, и каждое его слово касалось моей души, питало, наполняло его любовью. Батюшка Николай сказал мне тогда:
- Главное ни СКОЛЬКО; человек прожил, а важно КАК! Ваш малыш жил с молитвой, даже в своих страданиях старался помочь мамочке, замечал ее душевную боль и пел ей песенки, шутил – всячески поддерживал вас. Бери с него пример! Когда тебе плохо, иди туда, где нужна твоя помощь, иди к тем, кому больнее… Дари свою заботу, свободное время, силы  людям и твоя душа будет потихонечку оживать, исцеляться – так ты будешь с Богом! И только Христос спасает нас от этого ужаса, восстанавливает разрушенное горем сердце, дает сил… ГОСПОДЬ победил смерть! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

- ВОИСТИНУ ВОСКРЕС ХРИСТОС! – ответила я.

- Веришь? – ответь себе на этот вопрос всей душой, всем сердцем, девонька! А если ВЕРИШЬ, то прими разумом!

После нашего разговора священник Николай подарил мне диск с аудиоспектаклем «Кронштадтский батюшка». Эта уникальная постановка о жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского составлена на основании его дневниковых материалов и талантливо озвучен актерами.
 Вернувшись, поставила дома диск в проигрыватель и не заметила, как перенеслась всеми мыслями и чувствами в то время, будто оказалась рядом со святым батюшкой…  Мне очень понравилась живая атмосфера диалогов и душевное тепло любимого народом Всероссийского батюшки. Я старалась впитать каждое слово, переживала с героями их трудности, сорадовалась Благодати Божией обильно изливаемой по молитвам священника Иоанна Сергиева на его прихожан, восхищалась неутомимым доброделанием батюшки… Каждая фраза, событие наполняли мое сердце живительной силой.
Монолог-обращение протоиерея Иоанна Сергиева к народу, оплакивавшему безвременную смерть императора Александра III, духовным камертоном отозвался в моей душе:

-Не плач Россия! Ты не вымолила исцеление своему царю, но вымолила тихую христианскую кончину.  Добрый конец увенчал его жизнь, а это дороже всего! Я воскрешал мёртвых,  а батюшку царя не смог у Бога вымолить. Я  только смиренный проводник Воли Божией.

Мой братик отошел ко Господу после принятия Святых Христовых Тайн – это дороже всего для  верующего человека! Его личико выражало умиротворение. А мне нужно учиться принимать Волю Бога…
 Я стала ежедневно слушать с большим интересом диск со спектаклем, и каждый раз открывала для себя что-то новое. Заметила, на душе становилось легче... 

 Подготовка к мероприятию шла полным ходом. Я активно включилась в эту работу. Теперь у меня не было времени придаваться унынию. Через некоторое время я снова надела крестик. Подготовилась к исповеди. На Литургии исповедалась и с радостью и благоговением Причастилась Святых Христовых Тайн! А еще я стала донором крови в онкологическом институте.

Торжественное мероприятие Иоановской семьи прошло на одном дыхании. Общая молитва на Литургии, новые знакомства, живое общение, просмотр документального фильма «Именем Иоанна Кронштадтского» о делах милосердия и деятельной любви к ближнему в хосписах, домах малютки и приютах для лиц без определенного места жительства… - каждый сюжет согревал душу. В зале плакали даже мужчины. Все это помогало и мне оттаять душой.

Минуло еще два года…

После Богослужения в Иоанновском монастыре Алексей сделал мне предложение выйти за него замуж. Я согласилась. Тут же поделились этим нашим решением с протоиереем Николаем. Батюшка с радостью благословил нас.
 Мы готовились к свадьбе. Мечтали Таинство Венчания просить совершить батюшку Николая, но нашим планам, к большому сожалению, не суждено было сбыться. Двенадцатого января две тысячи двадцать первого года ко Господу отошел протоиерей Николай. Четырнадцатого января мы с Алексеем были на отпевании батюшки. Молимся о упокоении его души. Светлая память о батюшке согревает наши сердца.

 А через год после нашей свадьбы у нас родился малыш. Крестили нашего ребенка в родном Иоанновском монастыре.
______________________
 ***Протоиерей Николай Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря.
Протоиерей Николай Беляев родился 4 марта 1938 года в Костроме, в православной семье. Его брат — известный археолог С.А. Беляев, прославившийся своими открытиями в Херсонесе, а затем – обретением мощей святителей Филарета и Иннокентия Московских. С юных лет Николай Беляев любил Церковь и науку. В 1956 году окончил среднюю школу с золотой медалью в Скопине Рязанской области. Затем Н.А.Беляев поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета (специальность «Астрономия и небесная механика»), который с отличием окончил. Тридцать лет он трудился в Институте теоретической астрономии АН СССР (Пулковская обсерватория), где прошел путь от старшего лаборанта до ведущего научного сотрудника. Н.А. Беляев стал учеником знаменитого астронома Елены Ивановны Казимирчак-Полонской, которая сделала фундаментальные открытия в исследовании движении комет. Вместе со своей учительницей Н.А. Беляев участвовал в организации и проведении Всесоюзных и международных конференций по динамике малых планет и комет, в частности, по комете Галлея. Отметим, что Е.И. Казимирчак-Полонская была духовной дочерью протоиерея Сергия Булгакова. Переехав в СССР из Польши в 1945 г., она сочетала научную деятельность с тайной проповедью Православия. На дому она организовала тайный кружок по изучению православной веры, в котором участвовал и Н.А. Беляев. Следует отметить, что, еще будучи мирянином, он общался с такими старцами, как архим. Серафим (Суторихин), архим. Кирилл (Павлов), архим. Иоанн (Крестьянкин). Он дружил с С.А. Зегждой .
На научной стезе Н.А. Беляев достиг выдающихся успехов, опубликовав более 40 фундаментальных научных работ и открыв ряд комет. Именем Николая Алексеевича Беляева названа планета № 2626. Награжден медалью Президиума Астрономического Совета АН СССР «За открытие новых астрономических объектов». Тем более удивлен был директор Института, когда в 1990 г. Н.А. Беляев объявил о своем уходе. На вопрос, куда он уходит, ответил: «В Церковь». Единственно, что смог ответить директор: «Других за собой из института не уводи».
В 1990 г. он был рукоположен во иереи и стал служить в Иоанновском монастыре на Карповке. Служение было сложным, монастырь
 восстанавливался из руин.
 Монастырское сестричество только образовывалось. Тем не менее, о. Николай проявлял стойкость, терпение, молитвенность. В 1992 г. он стал старшим священником Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга. Ему удалось создать большую и дружную общину прихожан монастыря. Достаточно сказать, что для новогодних елок не хватало помещений монастыря, однажды пришлось ее устраивать в Планетарии, где собралось более 1000 человек. По благословению о. Николая его духовные чада основали ряд дочерних общин. Отец Николай запомнился как глубокий, вдумчивый, прозорливый духовник, который всегда мог дать правильный духовный совет. На исповедь к нему всегда выстраивались длинные очереди его духовных чад.
Деятельность протоиерея Николая не ограничивалась Санкт-Петербургом: он сыграл большую роль в восстановлении Иоанновского женского монастыря в Суре, на родине о. Иоанна Кронштадтского.
; За свои труды протоиерей Николай Беляев награжден орденами св. благоверного князя Даниила Московского III степени, преподобного Серафима Саровского III степени, святителя Иннокентия митрополита. Московского и Коломенского III степени, святого праведного Иоанна Кронштадтского «За заслуги в области духовного возрождения России».
4 марта 2018 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Беляев удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени.
Упокой, Господи, душу сего дивного пастыря!
Материал с сайта Православие.ру от 13 января 2021 г.