Руси!

Леонид Зелёный
РУСИ!  ДА ЛИ  ВИ ЗНАТЕ  КО  СУ  РУСИ!

РУССКИЕ !  ДА  ЗНАЕТЕ  ВЫ,  КТО  ТАКИЕ  РУССКИЕ !


Югославия, Риека, 1985 год.

   Руководство  фирмы «Электролюкс» не уложилось в программу испытаний и меня попросили остаться еще на день, закончить испытания и подписать документы. Я  объяснил, что остаться не могу, так как согласно  командировочному заданию  завтра должен быть в Сплите. Однако, меня заверили, что «в Сплите я буду завтра», а доставят меня туда … самолетом!   И, как говорится, нет худа без добра. Не случись такой необычной ситуации, возможно, не произошла бы в моей судьбе еще одна памятная  на всю жизнь встреча.
    Утром за мной заехал Владо, так он представился, и сказал, что в Сплит мы полетим вместе, а пилотом будет он. Кроме того, он является еще владельцем аэродрома и председателем спортивного клуба авиаторов. Пока ехали, а аэродром находится километров в двадцати от города, успели оговорить все детали необычного путешествия. Что бы меня заинтриговать, Владо  сообщил, что у него работает механик, который в партизанском отряде сражался в войну с фашистами! И даже знает русский язык! Это я, разумеется, воспринял с интересом.
    Аэродром, с двумя взлетными грунтовыми полосами и пятью или шестью спортивными  самолетами, расположился в небольшом лесу и выглядел по домашнему уютным. О том, что  на аэродром приедет русский, персоналу уже было известно, и едва мы  въехали на территорию, как стали собираться любопытные.  Подошли даже подростки из спортивной группы, укладывавшие вместе с инструктором парашют. Владо сказал, что многие русских никогда не видели (туристический бум был еще впереди), чем и был вызван такой интерес.
    Я со всеми перезнакомился, а с ребятами и инструктором предметно поговорил о парашютах и парашютном спорте. За время службы в армии мне пришлось прыгнуть сорок семь раз и даже выполнить второй спортивный разряд.

     -А вот и Андре!- сказал Владо, указывая на спешащего к нам  в рабочем комбинезоне, пожилого, лет под семьдесят, мужчину. Подойдя к нам, он развел в дружеском приветствии руки, и крепко меня обнял.

     - Привьет!  Здравствуйте!  Я много годин …- здесь Андре задумался, вероятно вспоминая, какое-то русское слово.  Но я ему помог:

     - Андре, давай будем говорить на хорватском, всем тоже будет интересно.
Андре обрадовался и обращаясь ко всем, уже на хорватском, воскликнул:

      Руси! Да ли ви  знате, ко су Руси!
      Кад у заробленичком логору  неко нешто рекао  о
      Русима, ухватио сам га грло и нас су йедва одвоили.
      А кад  би ви само знали како Руси ратую!

(На русском)         
      Русские! Да вы знаете, кто такие Русские!
      Когда в лагере для пленных кто-то плохо сказал о русских, я схватил его за горло и нас еле  растащили!
      А если бы вы знали, как русские воюют!

  Отвечая на вопросы, Андре упомянул, что из лагеря его освободили итальянские партизаны, командиром которых был русский!
  Я стоял, преисполненный гордости за всех русских, ощущая уважение окружающих.
  Подошедший диспетчер сообщил Владо, что наш вылет задержится часа на два-три, пока согласуют с Белградом, на каком эшелоне нам лететь.  Андре обрадовался и сразу же пригласил меня в свой «кабинет», передвижной вагончик, с инструментом, запасными частями для самолетов и всякой мелочевкой. На аэродроме Андре был единственным механиком, ремонтирующим все спортивные самолеты. Показал он мне и свой «секретный аппарат»,  позволяющий угощать гостей  ракией на любой вкус - «сливовицей» , «лозовой» или «грушкой».  Беседа с такими атрибутами  протекала непринужденно и душевно.

  - В партизанских отрядах много было русских, – вспоминал Андре. - Они обучали нас всяким воинским хитростям и были очень строгими. Ведь в наших отрядах были в основном рабочие, и даже девушки!  А стоило  сцепиться с фашистами, русские первыми вступали в бой, показывая удивительную  храбрость.
   После освобождения из плена , Андре остался в этом же отряде и сдружился с русским командиром, которого звали Федор. Но фамилия его была длиной, и ее сократили, называя Поэтан.

      -Так может быть его фамилия  Полетаев? – уточнил я.

      -Да,да! Именно так! –подтвердил Андре. – Мы с ним  сдружились еще и потому, что сербский и хорватский языки очень схожи с русским, и мне приходилось переводить с итальянского,  который я хорошо знал, на сербский, а Федор догадывался уже, о чем речь.   О нашем отряде,- отряде командира Поэтан, знали во всей Италии!

    Со слов Андре, Федор погиб случайно, когда вышел на переговоры с солдатами  интернационального легиона. Немецкий солдат, не целясь,  выстрелил в сторону Федора и попал ему в горло. Он умер мгновенно… За его смерть партизаны мстили фашистам по  всей Италии. В начале , Федора, со всеми воинскими почестями похоронили  на кладбище в каком-то небольшом городке, а затем прах перенесли в Геную  на кладбище  Воинской Славы. Федору, за его многочисленные подвиги,  первому иностранцу, была вручена Золотая медаль  «За воинскую доблесть» и присвоено звание «Национальный герой Италии». В СССР ему присвоено звание « Герой Советского Союза».

    В Генуе Андре не был, и я ему рассказал, что на «Компосанто» есть памятник Герою Италии и Герою  Советского Союза Федору Полетаеву, его командиру, и что всегда , когда советские суда приходят в Геную, моряки обязательно посещают его могилу,  возлагая цветы.  Воспоминания стали расстраивать Андре,  и я перевел разговор
на другую тему.

    Часа через три нам дали  разрешение на вылет. Провожали нас с Владо все свободные рабочие аэродрома. С Андре мы расстались, как старые друзья, знающие друг друга много –много лет.

    В Сплит, пролетев над живописным побережьем Адриатики, мы успели вовремя, завершив этап моей экстремальной командировки.

   Я не забыл гостеприимное «авионское дружство», и зайдя Торгпредство, выпросил у «АвиаЭкспорта» коробку значков, эмблем, проспектов, сувениров, на авиационную тему, и при первой же возможности, передал  Владо, в Риеку.

   С Андре, человеком , который за нелестный отзыв о русских, вцепился кому-то в горло, который  с уверенностью восклицал :

      -Руси! Да ли ви знате ко су Руси!  - я поддерживал контакты, все время  командировки в Югославии.
    Когда, после 24-го февраля, нашей Армии, нашим российским солдатам  приходится воевать уже против фашистов из 40 (!) стран,  я, вслед за Андре, повторяю:
               
    РУССКИЕ! ЕСЛИ БЫ ВЫ ЗНАЛИ,КТО  ЕСТЬ РУССКИЕ!