Мужская дружба есть!

Юрий Проскоков
 

     В больницу Витька загремел незадолго до Нового года.
   – Во попал, ни раньше, ни позже, – сокрушался он, – и надо же было такому случиться! На черта бы мне сдался этот экскаватор, зачем надо было ремонтировать его на морозе, вот и результат!
    У Витьки, на фоне отморожения пальца, врачи диагностировали остеомиелит –
Опасное заболевание костей. Большой палец на левой руке почернел, и болел так, что хоть на стену лезь. После того как сделали операцию, Витька, не спавший несколько ночей, проспал чуть ли не сутки.
   – Ну, ты друг и мастак дрыхнуть, – увидев, что тот проснулся, подошёл к нему сосед по палате, – давай знакомиться, меня Сашкой зовут.
    Познакомившись, сосед пригласил Витьку к столу:
   – Надо тебе друже восстанавливаться, давай-ка вот по коньячку, ты не против?
   – А разве можно, ведь больница, режим!
   – Не можно, а нужно, – залыбился Сашка, – это же коньяк!
     Разговорились, оказалось, что Сашка давно уже валяется здесь. Он перезнакомился со всем медперсоналом, заручившись их симпатией и снисходительностью, к его образу жизни в палате.
   – Во, глянь, – Сашка откинул в сторону подушку, – гуляй, не хочу!
Под подушкой лежал целый ворох денег.
   – Откуда это у тебя столько бабла, – удивился Витька, – банк грабанул?
Сашка заржал на всю палату:
   – На фиг мне банк грабить, это честно, кровью и потом заработанные. Я же шахтёр! Четвёртый месяц уже здесь чалюсь, – рассказал он свою историю, – год назад  была травма ноги – куском породы придавило. Столько времени прошло, вроде и не болела, но потом образовалась гематома и началось заражение крови.
Хотели ногу по колено отнять, но я познакомился с замечательным хирургом, кандидатом медицинских наук. Вот он-то меня и прооперировал тайно от зав. хирургией, таким образом, спас мою ногу. Сейчас хоть с костылём, но потихоньку шкандыляю.
   – А семья-то у тебя есть? – поинтересовался Витька.
   – Женат, – вздохнул Санька, – только она, похоже, завалила на меня. Приходит редко, и то, только денежку с меня стрясти. Похоже, завела она кого-то на стороне.
Видно организм мужского внимания требует. Только шиш она получит, дочке помогаю понемногу, но и та редко навещает. А деньги эти, Витя, честно заработаны, наша бригада хороший план сделала. Вот ребята и принесли мне приличные премиальные. Да ещё зарплату за последний месяц и вознаграждение за выслугу лет. А ты говоришь, банк грабанул!
    Сашка оказался весёлым, добрым мужиком, постоянно шутил и сыпал анекдотами. Скучать с ним не приходилось.
    Как-то заходит он в палату, – Витька впервые увидел его в таком настроении.
   – Что-то случилось? – поинтересовался он, глядя на Сашку.
   – Случилось, – Сашка отложил костыли в сторону, присел на край кровати, – в травму привезли шахтёра с отморожением ног. Вчера вечером отняли у него ноги чуть ниже колен. А сегодня пришла его жена и отдала пакет с документами. Сказала, что не будет жить с инвалидом, и ушла, стерва! Да, и моя, пожалуй, не лучше. Надо бы поддержать мужика, знаю я его, в одной бригаде когда-то работали. Завтра обещали перевести его из реанимации в палату, сходим, пообщаемся. Заодно и с Новым годом поздравим, завтра ведь уже тридцатое декабря!
    Назавтра, как и было задумано, они подались в травмотологию к этому шахтёрику. Сашка захватил с собой гостинцы:
   – Надо угостить мужика, пусть порадуется!
    Андрей, как звали пострадавшего, узнал Сашку сразу, кивнул на стулья:
   – Привет, присаживайтесь, только не надо меня жалеть и сопли распускать, сам виноват!
   – А мы и не жалеем тебя, просто пришли с Новым годом поздравить, – Сашка выложил из пакета мандарины и бутылку коньяка. И, наконец пошарив, вынул из кармана халата рюмку. – Ну, чё Андрюха, с Новым годом тебя!
   – Да вы что, здесь, наверное, это запрещено, – начал было он, – не дай Бог кто из персонала увидит!
   – Что, хочешь сказать, выгонят, – заржал Сашка, – и как это будет выглядеть?
   – Ну да, – согласился с ним Андрей, – тогда наливай!
    Постепенно коньяк был допит и, Андрюха немного расслабившись, рассказал мужикам, как попал в больницу:
   – Звено наше здорово работнуло в прошлый месяц, намного перевыполнив план.
Вот мы и получили приличную премию, которую мужики решили обмыть в ресторане. Я, как вообще непьющий, было отказался, но они всё-таки уговорили.
Выпил я наверное грамм сто пятьдесят, и не помню, как шёл домой. Очнулся уже здесь. Потом мне рассказали, что я лежал в подъезде возле входной двери, вырубленный. Только под утро меня сосед обнаружил. А мороз в ту ночь был под сорок градусов. Благо руки всего лишь чуть приморозил – в карманах были, а ноги – их в карман не спрячешь, – закончил он свою печальную историю,– не знаю даже, как дальше жить буду!
   – Да не дрейфь ты, – успокоил его Сашка, – главное сам живой остался, а там глядишь, что-нибудь придумаешь. Протезы вон, какие научились делать, ходят на них как на настоящих ногах.
Когда вернулись в свою палату, Сашка присел на кровать, задумался, глядя в одну точку.
   – Саш, ты чего это погрустнел? – подошёл к нему Витька.
   – Задумался я, – каким-то глухим голосом отозвался тот, – а если бы со мной такое случилось, как бы моя реагировала, наверное, отказалась бы, не задумываясь.
   – Да брось ты эти мысли, – успокоил его Витька, – у тебя, слава Богу, всё обошлось, живи и радуйся теперь!
    Через неделю после Нового года, Сашку выписали и он, уже без костылей, с одной только тростью, отправился домой, в неизвестность. На прощание он, оставив в палате пару бутылок коньяка, пожелал всем скорейшего выздоровления.
    Вскоре, подлечив, выписали и Витьку. На выходе из больницы, его встретил Сашка:
   – Заранее узнал, когда тебя выписывают, вот и пришёл пригласить тебя в гости, пойдёшь?
   – Давай так сделаем, – предложил Витька, – я домой заскочу, отмечусь, а потом к тебе, идёт? Говори адрес.
    Сашка встретил Витьку с уже накрытым столом:
   – Ну, давай, присаживайся, а то я уже проголодался, тебя дожидаясь.
Они устроились за столом, опрокинули по одной. Витька огляделся:
   – Да, порядок у тебя дома, видно, что жена старательная!
   – Нет у меня жены, – горько усмехнулся Сашка, – выгнал. Когда домой пришёл, почувствовал запах одеколона мужского. Спросил чей – не ответила. Потом уже соседи рассказали, что похаживал к ней мужичок один.
    Засиделись они допоздна, наконец, Витька, спохватившись, засобирался:
   – Пойду я Саш, поздно уже, моя волноваться будет, да и соскучилась, небось.
    Прошла зима, сошёл снег. По городу расплылись бесконечные лужи. Как-то, проходя мимо большого продовольственного магазина, Витька обратил  внимание на инвалида, передвигавшегося на самодельной коляске-платформе. Что-то знакомое показалось ему в облике этого мужчины. Приглядевшись, подошёл:
   – Андрей, это ты, что ли? – наклонился к нему Витька. Ну, здравствуй, как дела, вижу, технику себе соорудил.
Андрюха глянул на него каким-то потухшим взглядом6
   – Привет, помню я тебя, с Сашкой приходил ко мне в больнице, – и добавил, просяще глядя в глаза. – Дай денег, сколько не жалко.
    Витька достал кошелёк и положил в протянутую, давно не мытую руку несколько купюр.
   – Ты это, Андрей, завязывай с пьянкой, это ни к чему хорошему не приведёт. Найди себе какое-нибудь занятие, что ли. Ты где сейчас живёшь-то?
   – Да нашли мне люди добрые уголок в подвале, – грустно улыбнулся Андрей, – тепло, темно и мухи не кусают. Жена умудрилась выписать меня из собственной квартиры, и детей против настроила. Вот и пью от безысходности. Ребята из бригады пообещали коляску купить, ну а пока вот на этом коне гарцую.
    Андрюха по видимому и правда, завязал с пьянкой, как показалось Витьке. Он увидел его в коляске, торгующего возле магазина сигаретами и семечками.
   – Ну, как техника, лучше прежней? – подошёл к нему Витька.
   – Ещё бы,– Мерседес! – улыбнулся во весь рот Андрюха, – Вот, как ты посоветовал, нашёл чем заняться, пить бросил, на протезы деньги коплю. Ну и ребята из звена иногда навещают, а после их ухода всегда обнаруживаю припрятанные деньги. Стыдно, конечно, но брать приходиться. Надо же и питаться и на протезы откладывать.
    У Витьки запершило в горле – смог бы он, так же как и этот хвативший от жизни лиха, мужичок, найти в себе силы начать новую, такую нелёгкую жизнь!
 Он пожелал Андрюхе удачи и, пожав на прощанье руку, пошёл своей дорогой, радуясь, что тот смог выбраться из пьяного болота.
    Ещё раз им довелось встретиться через два года. Андрей сам окликнул его:
   – Витёк, ты чего это мимо проходишь и не здороваешься?
    Витька оглянулся – перед ним стоял элегантно одетый мужчина, в котором с трудом можно было узнать Андрея.
   – Привет, – подошёл к нему Витька, – да ты, смотрю, совсем молодцом выглядишь, и без коляски.
   – Ребята из бригады помогли, свозили на свои деньги на протезирование, потом на примерку, и вот, полюбуйся – теперь только с тростью хожу! Вовремя ты меня тогда на путь наставил, спасибо. Задумался я, и в тот же день бросил пить напрочь.
Да, и ещё – И.П своё открыл, денег хватает, даже с избытком. С детьми отношение наладил. Ребята, мои спасители постоянно в гости приходят, не забывают. Предлагал им деньги за протезы вернуть – отругали, сказали, что обидятся, если ещё раз напомню. Говорят, что друзья должны друг другу помогать бескорыстно.
Жена навестила как-то. Я ведь квартиру однушку купил. Как она адрес узнала, наверное, от детей. Предлагала восстановить отношения. С мужиком, с которым жила, хлебнула горя. Обобрал он её и слинял, оставив без копейки. Не смог я её простить, разве можно, ведь я на самое дно чуть не свалился по её милости. Проводил её, вежливо, спокойно, и сказал, чтобы больше не беспокоила своим присутствием.
    Витька выслушал все Андрюхины новости, порадовался  за то, что у него есть такие замечательные друзья, пожелал ему удачи, и с лёгким сердцем ушёл, переполненный эмоциями:
   – Как же всё в жизни сложно и изменчиво, – думал он, – вот ведь не упал духом человек, нашёл силы начать новую жизнь, преодолев свалившиеся на него невзгоды. И во многом, благодаря друзьям не оставившем его в беде. Хорошо, что есть ещё в жизни настоящие мужики, способные хранить дружбу.
На Андрюхином примере он ещё раз убедился, что крепче и бескорыстней мужской дружбы ничего нет.