День Победы

Татьяна Конст-Пелёвина
Война началась внезапно. Утро было летним, тихим. Ельке совсем недавно, второго июня, исполнилось 15 лет. Село, в котором она жила с отцом Тимофеем, мамой  Варей и старшей сестрой Валентиной, ещё мирно спало. Да, летом светает очень рано. Свет уже проник через ситцевые занавески, которые слегка шевелились от лёгкого ветерка. Вот и новый день!
 
Елька с улыбкой открыла глаза. В этом году родители решили не сажать картошку и дать земле отдохнуть. Ельку это очень радовало, так как по огороду ей больше всех приходилось работать. Отец и Валентина трудились на заводе, а мама целыми днями шила, — была портнихой. “Господи, как хорошо”, — подумала девочка.
И вдруг эту тишину нарушил внезапный резкий стук в окно и крик: “Вставайте, война началась”. Стучавший побежал дальше от избы к избе, будя народ. Тишины как небывало. Люди выбегали на улицу, кричали, плакали, до конца ещё не веря, что мирной жизни пришёл конец.

Следующие дни началась мобилизация. Молодых мужиков и парней призывного возраста призвали на войну. “Всё село” рыдало, обнималось, прощалось, напутствовало и  желало вернуться с Победой живыми домой!  Но никто из этого первого призыва не вернулся с войны. Вот так и начались будни военной  жизни.

Отца не призвали на фронт, так как он работал на вагоноремонтном заводе,  а Валентина — на шинном. Они иногда по нескольку дней не появлялись дома, ночевали где-то в заводских общежитиях. Мама Варя тоже трудилась для фронта — шила красноармейцам обмундирование, а Елька ей помогала. Конечно, шить, как мама, она не могла, но простая строчка у неё получалась хорошо.

Но основным фронтом её работы был огород. На следующий год она сажала и картошку, и морковь, и капусту, ходила в лес по грибы и ягоды. Иногда ей приходилось ходить со взрослыми женщинами по деревням менять вещи на продукты. Даже окопы приходилось рыть и заготавливать торф. Всё было.

Шёл второй год войны. Как-то на посте у них в селе были военные из Сибири, расквартированные по избам. Они ехали на войну. Зима в тот год выдалась особенно холодной. Солдаты по несколько человек забирались на печь погреться, а мама боялась, как бы свод печи на проломился. Но Бог миловал.

Было и такое, — поставили варить солдатам суп с мясом (продукты им выдавали), а тут вдруг объявили сбор. Они быстро засобирались, что и про суп забыли. Мама Варя повытаскивала мясо из супа в миску и просила их хоть мясо-то съесть перед дорогой. Солдатики брали мясо руками и на ходу ели, и благодарили хозяев за радушный приём. А мама только крестила их вслед, желала победы и живыми вернуться в мирную жизнь.

В городе и селе, где жила Елька, не было непосредственно военных действий на земле, но небо было неспокойно. То и дело над селом появлялись немецкие самолёты, летевшие в сторону города. Родители говорили, что цель фашистов — разбомбить важнейший железнодорожный мост и машиностроительные заводы. К счастью, это им сделать так и не удалось.
 
Войне, казалось, не будет конца. Всем селом слушали сводки, передавали новости друг другу и непоколебимо верили в Победу, и молились за неё.

И вот этот день настал. На дворе была весна. Утро выдалось ярким и солнечным. Пора было приниматься за дела... Сначала Елька услышала крик, потом стук в окно. Сердце сжалось в комок, что-то случилось?! “Эй, хозяева, вставайте, конец войне, Победа”, — прокричал гонец из города, — скажите всем!” Елька нацепила спортивки, схватила цветастый косичёк и бегом побежала к соседям. Как-будто по невидимой цепочке летела радостная весть от дома к дому. Люди выбегали на улицу, кричали, пели, обнимались, плакали. Господи, неужели конец войне?! Да, это была Победа!