Сага... Часть 14. Манифест Екатерины II

Раиса Крапп
http://proza.ru/2022/04/23/762 к предыдущей части

Сага ушедшего времени. Роман.
Часть четырнадцатая. Манифест Екатерины II.

Первые упоминания о немцах на Руси появились ещё в конце первого тысячелетия. В основном это были торговцы. Со временем в русских городах начали оседать немецкие ремесленники, строители, врачи.  Для коренного населения они были желанны и очень полезны. Между гостями и горожанами возникали добрые, дружеские отношения. В Москве появилась Немецкая слобода, где проживали иностранцы, в Петербурге возник район с таким же названием, а позже и в других городах России.

При Иване Грозном немцы составляли основу российского профессионального войска – треть офицерского состава была из Пруссии, русский царь имел к этим наёмникам особое пристрастие.

Затем пришло время Петра I. Он не скрывал восхищения бюргерским трудолюбием, немецкой честностью и умеренностью в питии, и в Россию пришла новая волна иммигрантов – военных, учёных, учителей, врачей, художников, архитекторов... Российские самодержцы призывали иностранных учёных, чиновников, мореплавателей и фабрикантов вместе со своими мастерами и рабочими, дабы контакты эти содействовали развитию всех отраслей экономики большого государства.

Но вот на престол вступает Екатерины II Великая.
Российская царица родилась 2 мая 1729 года в прусском городе Штеттин и новорождённой принцессе дали имя София Августа Фредерика. Она была в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии, Англии.

Когда принцессе исполнилось пятнадцать, её пригласила в Россию императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I. В России Софию Августу Фредерику крестили по православному обычаю и нарекли Екатериной. Вскоре она была повенчала с великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III.

Екатерина видела, что двор любит Елизавету, и не принимает многих странностей наследника. Что, возможно, именно ей предстоит взойти на русский престол после смерти императрицы. Екатерина готовилась к этому. Изучала труды французских просветителей, юриспруденцию, историю Российского государства и народные традиции. Своим искренним стремлением познать всё русское Екатерина завоевала симпатию всей столицы.

В династическом браке с Петром ни о какой любви речи не шло. Там не было даже теплоты и взаимопонимания. После смерти Елизаветы Петровны отношения Екатерины с мужем из прохладных сделались враждебными, и супруга начала опасаться ареста со дня на день. Она опередила события – возглавила дворцовый переворот и вступила на трон. Это случилось в июне 1762 года, а через год императрица издаёт Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».

Внимание Петра Великого, главным образом, было сосредоточено на развитии торговли и промышленности, но Екатерина II главной заботой государства считала хлебопашество: «богатство есть то, что дает земля; кто улучшает почву, обрабатывает необитаемые местности, тот делает завоевание; крестьяне – кормильцы общества, которых нужно поощрять к земледелию; нужно начинать хлебопашеством, после этого можно перейти к мануфактуре и, наконец, к мелочной торговле».

Места на юге охотно заселялись крестьянами из центральной России, но добровольцев на далекий и небезопасный восток находилось мало. Но там лежали необъятные площади пустующих земель, сюда-то и звала бывшая германская принцесса своих сородичей по крови. Привлечь в эти места поселенцев, чтобы дать отпор диким кочевникам, безнаказанно хозяйничавшим от Урала до Волги и своими набегами стиравшими с лица земли малейшие зачатки какой бы то ни было созидательной работы. Пусть трудолюбивые европейцы возводят там колонии-поселения и осваивают новые земли, делают их обжитыми и богатыми.

Европейцы столь живо откликнулись на призыв, что это стало неожиданностью как для европейских правителей, так и для российской администрации. Объяснить такое на первый взгляд непонятное явление можно объяснить следующим:
Во-первых, в Европе в то время очень популярно было имя Петра I, завоевавшего себе славу великого царя, по Петру I судили о России.
Во-вторых, манифест исходил от Екатерины II, бывшей ангальтской принцессы.
И в-третьих, закончилась семилетняя война, бесчисленное множество семей осталось без крова.

Осуществление замечательной идеи императрицы возлагалось на российских дипломатов. Им было указано распространить текст Манифеста как можно шире по Европе через местные газеты и отдельными листовками. Так люди будут узнавать о призыве и являться в русские миссии.  Однако с публикацией Манифеста получилось не так, как задумывалось. Правительства Швеции, Австрии, Испании, Франции обеспокоились возможным массовым оттоком людей и решительно выступили против призыва их граждан в Россию, запретили печатать листовки. В газетах печатали. Но газеты для горожан, в деревни газеты почти не доходили. А ведь именно на крестьян был рассчитан Манифест.  В первые год-два мало нашлось желающих ехать в Россию.

 Тогда начали устную агитацию. В разорённые войной сёла для разъяснения Манифеста пошли агитаторы – государственные и частные. Дело в том, что, глядя, как пошло дело у российских дипломатов, царское правительство прибегло к помощи частных предпринимателей – вызывателей. Эти предприниматели заключали договоры с российской Канцелярией опекунства иностранных, созданной специально для работы с переселенцами. В договоре вызыватели брали на себя обязательство в оговорённый срок набрать определённое число колонистов как в странах, разрешавших эмиграцию, так и в запрещавших её. Под этот договор вызыватель получал деньги для вербовки, доставки и расселения иммигрантов. В отличие от коронных переселенцев – тех, кто шёл через дипломатические миссии, вызывательские оставались в юридической зависимости от своего вызывателя. Он управлял их поселениям и  имел право на десятину с их доходов.

Вызыватели активно принялись за дело, в заманчивых красках рисовали тот край, где все обилием дышит, там далеко на востоке, где царствует милостивая Екатерина II. Тогда и потянулись на новые земли эмигранты из Канады, Америки, из Европы. Но больше всего немцев. Немецкие крестьяне, разорённые  многолетними, непрестанными войнами, страдающие от безземелья, нищеты, бесконечных междоусобиц и притеснений от своих господ, широким потоком хлынули в Россию.

http://proza.ru/2022/05/13/647 к следующей части