Сцены из к-ф Аnnie Hall. Элви и Эллисон

Михаил Абрамов
Э Л В И   И   Э Л Л И С О Н

З А   С Ц Е Н О Й   З Р И Т Е Л Ь Н О Г О   З А Л А
ВЕЧЕР

Эллисон с блокнотом идет, останавливаясь то тут то там, чтобы поговорить с разными людьми. Музыканты, исполнители и техники заняты своими делами.

Эллисон, как и окружающие ее люди, носит большой значок с надписью «ADLAI». Можно услышать слова выступающего комика на сцене зрительного зала, изредка, прерываемые аплодисментами зрителей за кадром. Эллисон останавливается, чтобы поговорить с двумя женщинами; они тоже носят значки с надписью "ADLAI".

(Имеется в виду Эдлай Стивенсон (англ. Adlai Stevenson 1900 — 1965) — представитель либерального крыла Демократической партии США, который дважды в 1952 и 1956 годах был кандидатом на пост президента. Значок «ADLAI» говорит о том, что эти люди поддерживали кампанию Эдлая Стивенсона).

ЭЛЛИСОН:
(смотрит в блокнот)
- Мэм, Ваш выход сразу после Криса Брауна... минут двадцать, что-то в этом роде.

ЖЕНЩИНА:
- О, спасибо.

Элви появляется в кадре позади Эллисон. Он хлопает ее по плечу; она поворачивается к нему лицом.

ЭЛВИ:
(Покашливая)
- Извините... извините, когда мне выходить?


ЭЛЛИСОН:
(смотрит в блокнот)
- Кто вы?

ЭЛВИ:
- Элви... Элви Сингер. Я комик.

ЭЛЛИСОН:
- О, юморист. Да. О, э... вы идете следующим.

ЭЛВИ:
 (потирая нервно руки)
- Что значит, следующим?

ЭЛЛИСОН:
(Смеясь)
- Э-э ... Я имею в виду, что ваш выход сразу после того, кто на сцене.

ЭЛВИ:
 (жестикулируя)
- Нет, этого не может быть, потому что он комик.

ЭЛЛИСОН:
- Да.

ЭЛВИ:
- Так что, значит вы поставили два комика подряд?

ЭЛЛИСОН:
- Почему нет?

ЭЛВИ:
- Нет, простите, я не пойду, я не могу... Я не хочу выходить после этого комика.

ЭЛЛИСОН:
- Все нормально.

ЭЛВИ:
- Нет, потому что они смеются, так что...
(Начинает нервно смеяться)
- Я-я-я бы не хотел. Если вы не возражаете, я предпочитаю-

ЭЛЛИСОН:
(Перебивая)
- Вы успокойтесь, пожалуйста? Вас хорошо примут.

ЭЛВИ:
 (Перебивая)
- Нет, я не готов. Слышите, они смеются над его шутками.

Они подходят ближе к сцене, выглядывая из-за кулис.

ЭЛЛИСОН:
(Перебивая)
- Да.

ЭЛВИ:
 (Перебивая)
- О чём вы? Он будет их смешить еще несколько минут.
А затем я тоже должен их рассмешить? Сколько они могут смеяться?

ЭЛЛИСОН:
(Не в камеру)
- Как вы себя чувствуете?

Пока Эллисон и Элви смотрят на сцену, камера переключается на их точку зрения: комик стоит на подиуме перед огромными развевающимися фото Эдлая Стивенсон. Зрители, смеясь и хлопая, садятся за круглые столы расставленные в комнате.
Камера возвращается к Эллисон и Элви, как они наблюдают за сценой. Элви нервно размахивает руками.

КОМИК:
(За кадром, на сцене)
- Ты знаешь ...
Элви начинает рассматривать Эллисон с ног до головы; люди на заднем плане слоняются.


ЭЛВИ:
 (Перекрикивая болтовню вокруг него)
- Слушайте, как вас... как вас зовут?

КОМИК:
(За кадром)
- ...Генерал Эйзенхауэр не...

ЭЛЛИСОН:
(Глядя на сцену)

- Эллисон.

ЭЛВИ:
- Да? А фамилия?

ЭЛЛИСОН:
(Глядя на сцену)

- Порчник.

КОМИК:
- ...группа из...
ЭЛВИ:
- Порчник? Мило.

ЭЛЛИСОН:
- Спасибо.

ЭЛВИ:
- Вы работаете на Стивенсона постоянно?

ЭЛЛИСОН:
- Нет. Я пишу диссертацию.

ЭЛВИ:
- О чем?

ЭЛЛИСОН:
- Политическая ангажированность в литературе 20-го столетия.

ЭЛВИ:
- Понятно. Нью-Йоркская еврейка, левая, интеллектуалка, выросла на Уэст-Сайде, ... училась в элитном университете, ездила в социалистические летние лагеря, ... ваш отец коллекционирует живопись Бен-Шана...( Ben Shahn). Вы из тех, кто с красным подгузником организуете стачки. Прервите меня прежде, чем я выставлю себя полным идиотом.

(Бен Шан (12 сентября 1898 — 14 марта 1969) — американский художник. Он наиболее известен своими произведениями соцреализма, своими левыми политическими взглядами и серией лекций, опубликованных под названием «Форма содержания».)

ЭЛЛИСОН:
- Нет, это было замечательно. Мне нравится, когда меня сводят к культурному стереотипу.

ЭЛВИ:
- Правильно. Я фанатик, но я за левых.
Мне пора выходить. Скажите мне что-нибудь ободряющее, быстро.

ЭЛЛИСОН:
- Вы симпатичный.

ЭЛВИ:
- Да? Вы так считаете?

ЭЛЛИСОН:
- Вперед.

ЭЛВИ:
(На сцене, откашливаясь)
- Спасибо. Я-я не знаю, почему они пригласи меня выступать, потому что...
(Он прочищает горло)
- Простите, я по сути не политик, комик вообще.

Зрители начинают смеяться.

ЭЛВИ:
- Одно время я встречался с женщиной... из администрации Эйзенхауэра. Недолго.
Мне было самому забавно,... что я пытался сделать с ней... то же самое, что Эйзенхауэр делал со страной последние восемь лет.

Зрители смеются вместе с ним, а Эллисон продолжает смотреть за кулисами.

С П А Л Ь Н Я  В  К В А Р Т И Р Е

Эллисон и Элви лежат на кровати и целуются. Книги по всей комнате; незажженный камин вдоль одной из стен. Элви внезапно отрывается и садится на краю кровати. Эллисон смотрит на него.

ЭЛВИ:
- Прости. Мне никак не сосредоточиться.
Меня преследуют навязчивые мысли!

ЭЛЛИСОН:
- Я уже устала от этого. Я нуждаюсь в твоем внимании.

Элви встает с кровати и начинает беспокойно ходить по комнате.
жестикулируя руками.

(Ниже Элви обсуждает обстоятельства убийства президента Джона Кеннеди)

ЭЛВИ:
Ведь это полная чушь! Он ехал мимо книгохранилища, ... а полиция решительно заявляет, что пуля прошла навылет.
Как мог Освальд стрелять одновременно с двух направлений?
Это полная чушь!

(Ли Харви Освальд - (англ. Lee Harvey Oswald; 18 октября 1939, Новый Орлеан, Луизиана, США — 24 ноября 1963, Даллас, Техас, США) - единственный официальный подозреваемый в убийстве американского президента Джона Кеннеди.)

ЭЛЛИСОН:
- Элви.

Элви, остановливается на мгновение у каминной полки, вздыхает. Затем он щелкает пальцами и снова начинает ходить.

ЭЛВИ:
- И потом, послушай: он не такой снайпер, ... чтобы поразить движущуюся цель с такого расстояния. Но...
(Прочищает горло)
- Но вот если был и второй убийца,... то всё сходится!

Элви останавливается у пюпитра с открытыми нотами, когда Эллисон встает с кровати и достает с книжной полки пачку сигарет.

ЭЛЛИСОН:
- Мы уже это обсуждали.

ЭЛВИ:
- Если бы они нашли пули из той винтовки.

ЭЛЛИСОН:
(Возвращаясь к кровати и закуривая сигарету)
- Что ты хочешь сказать? По-твоему, вся комиссия Уоррена состоит в заговоре, так что ли?

ЭЛВИ:
- Почему бы и нет?

ЭЛЛИСОН:
- И сам Эрл Уоррен?
(Эрл Уо;ррен (англ. Earl Warren; 19 марта 1891 — 9 июля 1974) — председатель Верховного суда США с 1953 по 1969 год. В 1963—1964 годах Уоррен возглавлял комиссию, которая расследовала убийство президента Джона Кеннеди).

ЭЛВИ:
(Подойдя к кровати)
- Эй... дорогая, я не знаю Эрла Уоррена.

ЭЛЛИСОН:
- Линдон Джонсон?

(Линдон Джонсон (англ. Lyndon Baines Johnson; 27 августа 1908 года, Стонуолл[en], округ Гиллеспи, штат Техас — 22 января 1973 года, там же) — президент США от Демократической партии с 22 ноября 1963 года по 20 января 1969 года и вице-президент США при президенте Джоне Кеннеди с 20 января 1961 года по 22 ноября 1963 года.)

ЭЛВИ:
(Опираясь одним коленом на кровать и жестикулируя)
- Л-Л-Линдон Джонс Линдон Джонсон политик. Ты знаешь, как у них обстоит с моралью? Чуть ниже, чем у растлителей малолетних.

ЭЛЛИСОН:
- Значит все в заговоре?

ЭЛВИ:
(Кивая головой)
- Тссс.

ЭЛЛИСОН:
- ФБР и ЦРУ, и Эдгар Гувер, и нефтяные компании, .. и Пентагон, и уборщик туалета в Белом доме?

(Джон Э;дгар Гувер (англ. John Edgar Hoover; 1 января 1895 года, Вашингтон — 2 мая 1972 года, там же) — занимал пост директора Федерального бюро расследований на протяжении почти полувека, с 1924 года до своей смерти в 1972 году.)
Элви касается плеча Эллисон, затем встает с кровати и начинает опять ходить по комнате.

ЭЛВИ:
- Уборщика туалета я не подозреваю.

ЭЛЛИСОН:
- Ты используешь эту теорию заговора, как предлог, чтобы избежать секс со мной.


ЭЛВИ:
- Боже мой!
(Затем в камеру)
Она права! Почему я остыл к Эллисон Порчник?
Она была красивой, страстной, умной.
 (вздыхая)
Всё та же старая шутка Гручо Маркса: я не хотел бы принадлежать к клубу, в который принимают таких, как я.

НАЧАЛО ЗДЕСЬ:
http://proza.ru/2022/03/24/85