Разграбления Рима

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима»)
                «Где будет труп, там соберутся орлы»
                (Лука 17.37, Матфей 24.28)

    Во время очередной прогулки с Лаурой,  мы зашли в церковь Санта Мария дель Пополо. Постояли у центрального алтаря, где  под стеклом  бережно  хранится древняя икона Божьей Матери,  приписываемая  кисти   Евангелиста  Луки. Правда, современные исследователи говорят, что это византийская икона XII века, однако она представляет собой  копию с  иконы,  выполненной самим  Евангелистом.
    Потом мы юркнули  в заалтарную часть абсиды и замерли в отгороженной от мира тишине. Возникло необыкновенное чувство  некой особой причастности. Как говорил Тютчев,  будто тебя "призвали всеблагие  как собеседника на пир". Удивительно, насколько это небольшое пространство заполнено творениями  великих мастеров прошлого. На оборотной стороны алтаря нашла себе место еще одна потемневшая от времени икона Богородицы. Возносящийся ввысь купол выполнен архитектором Браманте и украшен фресками Пинтуриккьо. Невольно ощущаешь себя зрителем на коронации Богородицы, окруженной Евангелистами и отцами церкви.  Стоящие у стены надгробия - творения  архитектора  Сансовино. Усопшие кардиналы не лежат на спине в объятиях вечного сна,  но, опершись головой на руку, размышляют в ожидании зова Всевышнего. Разноцветные витражи, этот своеобразный вид вечной и прозрачной живописи на стекле, появились здесь первыми и поначалу были единственными в Риме. Они выполнены по заказу папы Юлия II двумя приехавшими из Марселя братьями, оставшимися в истории под именем Марсилье. Понимаешь, что многие из мастеров работали не на заказчика и  не для публики, но единственно для Бога. Подчас им  было совсем неважно,  увидит ли кто-нибудь  плоды их трудов. Наследие мастеров  оказалось настолько обильным и щедрым, что даже по истечении долгих веков,  насыщенных бесконечными наводнениями, пожарами, землетрясениями и стихийными бедствиями, в Риме сохранилось  неимоверно много сокровищ.
- Не забывай о войнах и разграблениях Вечного города, - с грустью дополнила список  Лаура.
- А сколько их было?
- В учебниках обычно пишут: «За свою многовековую историю  Рим  семь  раз  подвергался захвату и разграблению». Для запоминания в школе даже придумали такую
 филастроку: «Галлы, готы, вандалы, вестготы, остготы, норманны  и ландскнехты Карла V».
    Продолжая прогулку по улицам Вечного города, мы вспоминали о начале упадка Римской империи. Оно  пришлось на эпоху  великого  переселения народов в IV - VII веках .  Причиной  тому были и вторжение гуннов с востока на окраины римской империи  и  резкое похолодание. Тогда-то и начались разбойные нападения на ослабевшую империю.
- Первое разграбление Рима  галлами случилось в 387 году. Возглавлял их Бренн, вождь одного  из кельтских племен, населявшего территорию современной Франции.
   Помню, как я путалась в определении: «Все галлы - кельты. Но не все  кельты – галлы», -  улыбнулась  Лаура.
- Кельтские и римские войска встретились и сразились в 10 км от Рима, где Бренн нанёс римлянам сокрушительное поражение. Оставшиеся в живых  римляне кинулись спасаться в город. Но Рим в ту пору был слабо укреплен и практически беззащитен. Ворвавшись в город, галлы разграбили, разорили и сожгли его. При этом они уничтожили хранилище с историческими записями и разбили  законы, записанные на 12 каменных таблицах.
   Спасение нашли только те, кто успел укрыться на Капитолийском холме. Скалистые склоны обращали холм в естественную неприступную крепость.  Дальнейшие события дошли до нас в виде легенды, пересказанной историком   Титом Ливием.
    Под покровом ночи ватага сноровистых гуннов решила вскарабкаться по скалистым склонам на Капитолий и захватить его. Однако,  то ли камешек сорвался, то ли кто-то из гуннов  оступился, но  они нарушили чуткий сон жертвенных гусей у храма Юноны. Гуси загоготали, почуяв приближение врага, и  разбудили римлян.
- Да. Это событие вошло в историю крылатой фразой: “Гуси спасли Рим”. Впрочем, от  той поры сохранилось много легенд и  немало  «крылатых  выражений».
    К примеру, Тит Ливий упоминает ещё одну занятную деталь. С той поры во время праздников на Капитолии гусей уже не приносили в жертву, а проводили по городу веселой шумной стаей. А вот нерадивых собак, не учуявших подступавшего врага, несли впереди распятыми! 
-  К истории тех дней обращается и Плутарх. который вкладывает в уста Бренна  ещё одно «крылатое выражение» - «право сильного». Предводитель галлов заключает мир с римлянами, зиждущийся на «праве сильного», которому, по его словам, «подчиняются все, начиная с богов и кончая диким зверем, и которому следуют сами римляне».   
   По этому «праву сильного»  Бренн  требует выплаты огромной контрибуции. При этом, взвешивая золото, кельты клали на весы свои гири, которые были гораздо тяжелее римских. В ответ на  отчаянную попытку римлян  воспротивиться явному обману,  заносчивый кельт положил на весы ещё и свой меч. Тогда-то и прозвучали сохранившиеся в веках горькие  и безотрадные слова: «горе побеждённым!»   
- Теперь же на месте легендарного храма Юноны на Капитолии высится церковь Санта Мария ин Арачели.
- Второе разграбление Рима случилось вскоре после первого. В 410 году до н.э.  вестготские  племена, жившие на территории  Фракии и современной северной  Болгарии, объединились под предводительством короля  Алариха I. Они приступили к Риму и трижды осаждали город, брали выкуп, снимали осаду, а через некоторое время снова  подступали к городу. В конце концов, Аларих все-таки захватил Рим и на два дня отдал Вечный город  на разграбление  своим солдатам.
- В третий раз Рим разграбило германское племя  вандалов  в июне 455 года до н.э. Под натиском надвигавшихся с востока орд  готов и гуннов, племена вандалов и аланов двинулись из занимаемой ими придунайской провинции  на запад и на юг.  В 429 году до н.э.  вандалы с аланами под началом короля  Гейзериха  даже переправились через  Гибралтар в северную Африку. Тут они вступили в войну с римским наместником и посланными ему на помощь византийскими войсками. Они  захватили Карфаген и сделали его  столицей своего королевства, которое вынуждены были  признать Рим и Византия.
    В Риме того времени сменяла друг друга  череда кратковременных и негодных императоров. Они оставили свой след  в истории только как наглядные примеры падения нравов, предательства, насилия и разврата, ведущие к развалу государства и падению огромной империи.
- Об одном из таких показательных примеров рассказывает Плутарх в истории Рима. Император Валентиниан III, играя в кости с сенатором Петронием  Максимом, получил от него в залог  фамильный перстень с гербом и печатью. Коварный и любострастный правитель решил воспользоваться добычей и послал к жене Максима гонца с этим перстнем, наказав ей явиться во дворец к своему мужу. Когда же послушная жена пришла во дворец,  Валентиниан  надругался над несчастной женщиной и  обесчестил её.
    Узнав об этом диком и наглом  поступке императора, оскорбленный сенатор Максим  повел себя не менее дико и нагло. Он устроил переворот и убил императора. Но поскольку  фактических прав на трон у него не было, то  он,  угрожая смертью только что овдовевшей супруге  Валентиниана III,  насильно взял её в жены. Униженная и опозоренная женщина тайком обратилась за помощью к королю вандалов Гейзериху. Воспользовавшись удобным предлогом, Гейзерих  с войском  двинулся из Карфагена  на кораблях к Риму.  По Тибру  они приблизились к городу, ворвались в него и в течение двух недель, со 2 по 16 июня 455 года до н.э.,  безжалостно разрушали и грабили Вечный город. Богатых и знатных горожан они брали в плен с целью получения выкупа, тысячи других отправляли на невольничьи рынки. Император Максим  попытался бежать из несчастной столицы, но погиб от рук возмущенных римских горожан.
-  С той поры в словаре мира появился  термин «вандализм».
- Четвертое разграбление Рима,  ослабленного распрями и сварой  у императорского трона,  произошло  в 472 году. После взаимного истребления противоборствующих императоров во главе государства оказался главнокомандующий Западной Римской империи варвар  Рицимер.  Набрав большое войско германских наёмников, он направился к Риму. После трёхмесячной осады Рицимер взял город и  отдал  его на разграбление германским наёмникам, которые убивали и грабили всё на своём пути.
   Впрочем, через несколько недель после  захвата и разграбления Вечного города и сам Рицимер, и провозглашенный им император  умерли от распространившейся в городе  чумы.
- Это наказание свыше за разбой и насилие  над Вечным  городом.
- Века не прошло, как случилось пятое  разграбление Рима королем остготов  Тотилой в ходе его войны с Византийской империей.  Причем разграбление Рима  повторялось  дважды, в 546 году  и в преддверии 550 года. Дело в том, что у  Тотилы была своя тактика. Его войска шли по Италии, не задерживаясь у крепостей и захватывая незащищенные  области. Впрочем, если какая-то  крепость сдавалась или её удавалось беспрепятственно взять, Тотила  разрушал всё до основания  и сравнивал с землёй. 
     Поэтому Тотила поначалу миновал огражденный стенами  Рим  и, отправившись за добычей и провиантом на юг,  дошёл до Неаполя и взял город.   Оттуда Тотила развернулся и направился к  Риму. Снова его войска грабили и разрушали Вечный  город.  Тотила хотел было, по обыкновению, срыть и уничтожить все  стены города, но что-то остановило его. Взяв в заложники нескольких  сенаторов и знатных горожан, Тотила снова отправился на сытый и богатый юг за добычей и припасами.
      Только тогда обеспокоенный ходом войны в Италии, византийский император Юстиниан I отправил для войны с готами  видного полководца   Велисария. Добравшись до Рима, Велисарий, в первую очередь, поспешил восстановить стены города и его укрепления. Но вскоре  обеспокоенный растущей славой и властью Велисария,    подозрительный Юстиниан отозвал его в Константинополь.
        Воспользовавшись этим,  Тотила снова осадил Рим. На этот  раз город был взят  из-за измены наемных солдат, которым византийский император  не заплатил жалованья.
- История с неоплаченными наемниками ещё повторится…
   А война с  Тотилой закончилась в конце  552 года.
-  Шестое, чудовищное  разграбление Рима произошло в мае 1084 года уже нашей христианской эры.  Как ни дико это покажется, но норманнские войска под предводительством Роберта Гвискара пришли  в  Рим по просьбе самого римского папы Григория VII с целью его вызволения.
   Этот папа всю жизнь яростно боролся за верховенство церкви. Это к нему на покаяние приходил босиком в Каноссу германский император Генрихом IV. Однако потом Генрих  снова восстал против власти папы и захватил Рим. Папа укрылся в замке  Святого Ангела и  в отчаянье призвал на помощь из Сицилии своего вечного защитника и союзника, нормана Роберта Гвискара. Тот явился с огромной армией, в которой были даже мусульманские отряды. За измену законному папе Гвискар отдал мятежный город на разграбление своим солдатам. После трёх дней непрестанных грабежей и насилия римляне восстали против норманнов. Спасая свои жизни, захватчики подожгли город. В губительном пожаре полностью выгорели Капитолийский и Палатинский холмы, на пространстве от Латерана до  Колизея  не осталось ни одного целого здания.
    Когда освобожденный Гвискаром папа увидел сожженный город, разрушенные храмы, разграбленные дворцы и дома,  улицы с неубранными телами убитых римлян и наемников-сарацин, которые угоняли в плен толпы связанных горожан, он ужаснулся и понял, что ему больше нет места в разграбленном и помертвевшем из-за него городе. Григорий VII покинул Рим вместе с нормандцами.      Сокрушенный духом  он  заболел и вскоре умер в Салерно. Ненадолго пережил его  и Роберт Гвискар, скончавшийся от эпидемии в очередном походе.
- Следующее седьмое разграбление Рима устроили в мае 1527 года наёмные войска императора Карла V, возвращавшиеся в ходе итальянских войн из Неаполя в Европу. Не получая в течение нескольких месяцев  оплаты, наемники-ландскнехты взбунтовались и  решили вознаградить себя разграблением Вечного города.  Они безжалостно жгли и разоряли дворцы и соборы,  устраивали конюшни в церквях, похищали и уничтожали великолепные произведения искусства. Именно тогда пропали из Рима  гобелены Рафаэля, были разбиты картины на стекле - витражи братьев Марсийя. Ландскнехты оскверняли драгоценные христианские реликвии: плат Вероники использовали как салфетку в таверне, не пощадили они и  катакомбы. Воины издевались, избивали и мучали известных художников (Бальдассарра Перуцци, Пармеджанино, Россо и др.), насиловали и убивали служителей культа, именитых и простых жителей города.
Европа содрогнулась от дикого варварского разорения столицы христианства  самими христианами. Вспоминали позорное разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году.
Сам же император в это время находился в Мадриде, празднуя появление на свет своего сына и наследника престола Филиппа  I.  Свое отсутствие Карл выставил как доказательство непричастности к  чудовищному разбою.
- Впрочем, как мы помним,  он тут же постарался использовать беспорядки в Риме себе на пользу.
- Меж тем обстановка в Риме оставалась чрезвычайно напряженной, и события разворачивались словно в античной драме.
Прикрываемый верными  швейцарскими   гвардейцами папа  Клемент VII с кардиналами и ближайшим окружением укрылись в замке Св. Ангела. Командующий войсками наемников запросил огромный выкуп. Папа собирает, занимает деньги, велит Бенвенуто Челлини организовать на террасе замка переплавку серебряных изделий и чеканку монет, но требуемая сумма никак не набирается.  Папа  посылает слезное послание Карлу V с просьбой освободить его и спасти Вечный Город. Но Карл не торопится. Через восемь долгих месяцев договор подписан. По нему папа выплачивает половину установленной ранее суммы, но процесс его освобождения затягивается.  Потерявший терпение папа решается бежать. По веревочной лестнице, принесенный слугой, папа выбирается из замка Святого Ангела и бежит из Рима. Он укрывается в хорошо укрепленном городе Орвьето. Вскоре состоялась долгожданная  встреча папы  с Карлом V. Но происходит она в Болонье, а не в Риме, который все еще не оправился от разграбления и разрухи.
   Сама встреча больше похожа на спектакль. Король и папа поселились в смежных домах, между их покоями была проделана дверь, так что они могли встречаться в любой момент без свидетелей. Вскоре все взаимные противоречия были разрешены, и  в феврале 1530 года папа Климент VII короновал Карла V сначала итальянским королем, а потом и императором Священной Римской империи.
- В этой обстановке Карл не преминул попросить у папы заступничества для своей племянницы, несчастной королевы английской  Катарины Арагонской. Её супруг Генрих VIII как раз тогда затеял бракоразводный процесс, чтобы жениться на Анне Болейн. Папе пришлось согласиться, и он отлучил английского короля от римской католической церкви. Однако  строптивый Генрих  не отступился. Он разорвал отношения с папским Римом и провозгласил себя главой английской церкви. Так родилась протестантская  англиканская церковь.
 - В борьбе с протестантами не устоял и  Карл  V.  В 1555 году он отрекся от престола  и уехал в Испанию.  В Эстремадуре  для него построили монастырь святого Юста, где  Карл прожил два года в полном уединении. Он ухаживал за своим садом,  что-то мастерил и любил изготавливать часы.
Рассказывают, что однажды Карл сделал двое часов и хотел заставить идти их синхронно. Однако, несмотря на все его усилия, часы постоянно показывали разное время. «Я не могу согласить даже двух часов, — воскликнул Карл, — как же я мог мечтать согласовать многие народы, живущие под разным небом и говорящие на разных языках?» В последние дни он впал в совершенное религиозное исступление, разум его помутился, и  он умер в сентябре 1558 года  в возрасте 58 лет.
- «Sic transit gloria mundi». Так проходит мирская слава, как говорят мудрецы, - вздохнула Лаура. - Кстати сказать,  кроме этих семи разграблений Рим пострадал ещё  и от наполеоновских и гитлеровских войск, и от бомбежек англо-американских союзников. Но это уже другая история.