К национальной идее 8

Виктор Аксючиц
Начало двутысячных
Верховной власти, правящим и культурным слоям, обществу необходимо мобилизовать основные ресурсы возрождения нации.
У России уникальное геополитическое положение, всё более востребованное историей. Россия – единственное место на земле, где органично соединены и переплавлены ценности Запада и Востока. Деструктивные тенденции глобализации разрушают многие опоры человеческой культуры и цивилизации, которые наиболее сохранены в России. Россия спасительна для человечества, ибо объективно является удерживающим началом для гибельных для человечества господствующих веяний.
В экономически отсталой России находятся основные биосферные ресурсы планеты. Обширные территории, не подвергшиеся воздействию человека. «Ни одна из стран мира не заселила столь обширных холодных пространств, как Россия, и ни одна не сохра-нила такого огромного пространства с неразрушенной ещё богатой природной средой. Почти половина российских пространств не отягощена антропогенной и техногенной нагрузкой… Наши деды и прадеды оставили нам великое достояние. Благодаря им каждый из нас по ресурсам примерно в шесть раз богаче американца и в 17 раз – европейца… Пространство – природный ресурс высочайшей дороговизны, вместилище всех других ре-сурсов и богатств» (Ю.Н. Голубчиков).
На долю России приходится 20% мировых запасов древесины, в том числе 50% мировых запасов древесины хвойных пород. «Сибирские леса дают до 40% мирового кисло-рода, а расположенные на территории нашей страны 60% болот Северного полушария связывают основную массу углерода, поддерживая углеродный баланс в биосфере» (А.Л. Андреев). Наш народ хранит ресурс выживания всего человечества, временно не имеющий рыночного эквивалента в искажённой системе ценностей потребительской цивилизации.
Стремление человечества к выживанию ведёт к изменению мировоззренческих приоритетов. Необходимо ускорить объективный процесс переоценки цивилизационных ценностей, чтобы «выстроить международно-правовые и экономические механизмы, вознаграждающие россиян за сохранение важнейших элементов мировой экосистемы» (А.Л. Андреев).
Сырьевые ресурсы, которые являются наиболее важными, уже при жизни нынешнего поколения потеряют своё значение. Через два-три десятка лет альтернативные источники энергии обесценят нефть и газ, которые будут перерабатываться по большей части в нефте- и газохимии. Но большие запасы углеводородного сырья в России предо-ставляют возможность прожить трудный переходный период. Вместе с тем в недалеком будущем другие сырьевые ресурсы России будут несравненно более ценными, чем сейчас: у нас крупнейшие в мире запасы пресной воды, которая приобретает решающее значение для сохранения человечества.
В экономике одна из основных задач власти – вернуть природные ресурсы страны в общенародное достояние и направить их в точки роста – возрождения нации. В хозяйственной сфере основные инвестиции национального капитала должны быть по преиму-ществу ориентированы на современные технологии, обновление инфраструктуры, строительство жилья и дорог, на современную энергетику.

В наше время сходятся уникальный опыт и мощный потенциал тысячелетней русской, российской и советской цивилизаций, неповторимые культурные, научные и государственные традиции, великий опыт страдания, долготерпения и вместе с тем невиданных свершений, к которым мы готовы и сегодня. (От советских достижений нам достались так называемые закрывающие технологии, которые в силу изоляции СССР оказались независимыми и нередко более эффективными, чем аналогичные технологии на Западе.)
Задача – не восстанавливать советскую или дореволюционную Россию, но строить обновлённую Россию на основе её сущности, с учётом достижений её истории, трагической судьбы, небесного призвания и земного предназначения.
Русский народ не способен органично вписаться в современную потребительскую цивилизацию и массовую культуру. Ибо русский человек не способен вдохновиться идеалами обогащения и потребления – движителем современной цивилизации. Русские приговорены суровыми условиями северо-востока Евразийского континента отставать в безумной потребительской гонке. Принцип аскетической достаточности и самоограничения действовал и в редкие периоды благополучия – во имя накопления сил в суровой борьбе за выживание и для более насущных духовных интересов. Традиционный русский аскетизм может ослаблять коммерческие стимулы у российских граждан, но он может и способствовать экономическому процветанию. Он будет сдерживать мотивацию обогащения, что затруднит формирование слоя богатых. Богатство среди русских никогда не будет безусловной ценностью, но будет вызывать подозрительное отношение со стороны народных масс. Это могут компенсировать свойственные русским людям творческая энергия и динамизм, а разумное самоограничение богатых может подвигнуть их к национальному и социальному служению.
Можно предприимчивость характеризовать как энергию и экспансию созидания; основной жизненный интерес предпринимателя – своё дело, в котором выражены его основные ценности и идеалы. В свою очередь, буржуазность можно характеризовать как экспансию захвата; основная мотивация буржуа – приращение собственного капитала, при этом выбор форм деятельности и методов бизнеса подчинен основной цели – деньги ради денег. Наши деловые люди в большинстве своём не способны мотивироваться исключительно накоплением капитала, и им нужны свобода самовыражения и некие идеалы, дающие оправдание их усилиям. Среди русских деловых людей предпринимателей гораздо больше, чем буржуа. В соответствии с национальными архетипами в России возможно формирование широкого динамичного слоя людей состоятельных, стремящихся к материальному достатку для самореализации. Круг же крупной буржуазии в России ограничен спецификой нашего общества, эффективность его деятельности будет впрямую зависеть от соответствия российским традициям.
Русские традиции и менталитет открыты формам экономики, альтернативным глобализму и цивилизации потребления, в том числе таким, как локальные гуманные эконо-мики, устойчивые локальные субэкономики.

Русская духовность – духовный потенциал страны, доминанта созидательного общества. Человек русской цивилизации ориентирован больше на духовные и нравственные идеалы, нежели на ценности господствующей потребительской цивилизации. Это человек сильных чувств, которые не способно нивелировать сверхупорядоченное суще-ствование современного технологического общества. В грядущем режиме самоспасения человечества эти свойства окажутся востребованными: или род людской прекратит своё существование, или он породит аскетическую цивилизацию духа.
Жизненно важны инвестиции в сферы национальной духовности – в образование, в научно-технические инновации, в культурное творчество, возрождающее русский культурный стиль, задающее новые мировоззренческие горизонты и созидающее новый облик эпохи. Необходимо использовать сырьевой потенциал страны для развития и мобилизации человеческого, духовного, интеллектуального ресурса.

Универсальное русское мировоззрение, а также независимость от инерции ограниченного рационалистического, технологического, алгоритмизированного подхода к жизни предоставляют возможности для русского духовного прорыва, раскрывающего новые, спасительные формы жизни человечества. Великие народы вносили вклад в ми-ровую цивилизацию в одной либо в нескольких сферах: религиозной, культурной, общественной, политической, хозяйственной. Русский народ имеет шанс добиться высочай-ших достижений во многих сферах.
Русский религиозный гений высказал своё слово в святости, в средневековой иконописи, в храмостроительстве, в религиозном жизненном укладе, в религиозной философии и богословии ХХ века – подлинной неопатристике. В настоящее время народ переживает религиозное обновление, стимулирующее возрождение во всех сферах.
Русская православная софийность, космизм, освящение твари воспитывают органичное отношение к живой природе, к космосу, что создаёт возможности для разрешения экологического кризиса, грозящего гибелью человечеству. Русский народ открывает в христианском Благовестии то, что прошло мимо других народов. Для русского православного человека «Нагорная проповедь есть собрание заповедей неагрессивного отношения к миру. То есть путь решения своих проблем не за счёт внешнего мира, а за счёт внутренних сил своей души. В то время как ресурсы внешнего мира ограниченны, силы души границ не имеют – это как раз тот источник неограниченной энергии, который западный мир всё время тщетно пытается найти: то в “вечном двигателе”, то в “термояде”» (И.Р. Шафаревич). На пороге глобальных техногенных катастроф и экологиче-ского самоубийства человечества православный космоцентризм и учение о ноосфере Вернадского задают мировоззренческие ориентиры для нового, благотворного отношения к природе. Не самоубийственное перемалывание природных ресурсов в потребительской гонке, не разрушение среды обитания во имя хищнических интересов, а гармоничное сотворчество человека и природы, сохранно-родственное отношение к окружающему миру.
Велики научные достижения русского гения. В современной рационалистической науке давно нет фундаментальных открытий, интерес ученых направлен на поиск инноваций и новых технологий. Грядущий научный прорыв востребует универсальный, нетривиальный, свободный русский ум, который способен не только осуществлять технические и технологические изобретения, но и открывать новые законы природы и бытия. Не случайно в условиях рухнувшей государственности русская цивилизация воспроизводит интеллектуальный потенциал, востребованный на мировых рынках, в чём состоит феномен утечки мозгов.
Общественная жизнь русского народа, основанная на соборном жизнеощущении, строилась таким образом, что позволяла выживать всем народам России в суровейших природных, географических и геополитических условиях, создавая при этом высокие формы цивилизации и культуры. Через пятьдесят лет на Земле будет двенадцать миллиардов людей. Если человечество не выстроит органичные социальные формы жизни, оно погибнет. Православная соборность и русская уживчивость, терпимость могут стать основой для решения мировых национальных и демографических проблем, для соцветья многонациональных культур.
«У нас есть древняя нравственная идея, которая, может быть, и восторжествует. Эта идея – ещё издревле понятие своё, что такое честь и долг и что такое настоящее равенство и братство между людьми. На Западе жажда равенства была иная, потому что и господство было иное» (Ф.М. Достоевский). Россия, сохранившая все народы, вошедшие в неё, на современном этапе способна породить новые формы общественной жизни, учитывающие и опыт катастроф ХХ столетия, и духовный опыт своей тысячелетней истории, единящий европейские и азиатские культурные формы. Творческое дело России может стать актуальным для всего человечества.
Русские люди обладали политическим даром, который позволил на протяжении тысячелетия сохранять политическую независимость, создав крупнейшее жизнеспособное государство. Пробуждающиеся политический опыт и политическая воля позволяют надеяться на преодоление эпохи государственных катастроф.
Хозяйственный динамизм русского народа проявился в колонизации за исторически короткий срок огромных суровейших пространств Евразии. И сегодня освоение огромного, богатейшего ресурсами евразийского пространства является жизненной задачей русского народа, задачей, которая имеет общемировой смысл.
Во всех этих измерениях проявляется всечеловечность русского характера, способного не потерять мужества перед грядущими мировыми катастрофами и не потеряться в возрастающем информационном потоке, отделяя зёрна от плевел и формируя мировые духовные приоритеты.