Капища по-черному и залог чистоты

Сергей Шевалдин
Тема как бы не совсем богоугодная - но кто из нас не без греха? Особенно во времена агонии большевизма. Поэтому сразу и начистоту - речь идет не просто о классической и позабытой ныне баньке по-черному, а той баньке по- черному, которая до сих пор служит культовым объектом для целого рода последних язычников Европы. Марийцы баньку по-черному для исполнения своих обрядов предназначают.

Не буду говорить о марийцах из Марийской АССР, напомню лишь, на Урале живут восточные мари или черемисы. В основном в Башкирии и Свердловской области. На Урал попали они (согласно легендам, естественно) довольно незамысловатым путем - бежали от царского гнева.

Дело было как так: в прежние суровые и героические времена (а других наша держава и не знает!) у московских царей было принято воевать Казань. И понятно - ежели ты Казань не брал, то какой-же ты царь? Рюрикович какой-нибудь и не более того. Поэтому кто-то из царей (тогда они сплошь Иванами были) в очередной раз делегировал войско на взятие Казани.

Войско двигалось по Волге подобно нынешним туристам-сплавщикам - тут рыбку половят, там водки попьют и плывут дальше, распевая удалые русско-народные песни. Но тут из прибрежных лесов выскочили черемисы и посекли отважных воинов стрелами. Некоторый урон нанесли. Оттого воины решили Казань не брать, а свернуть экспедицию. Но, чтоб произвести царю правильный доклад, слега погоняли марийцев по окрестным лесам. Следовательно - вернулись с победой. Чего еще царю надо?

Но царю все же была нужна Казань - чисто для престижу. Поэтому на следующее половодье сформировали карательный отряд, чтобы зачистить берега от смутьянов, мешающих взятию Казани. Отряд прошелся по волжским окоемам и окрестностям, поистреблял черемис по мере возможности и освободил путь на Казань для очередного ее взятия.

В попавшие под зачистку черемисы переселились на Урал, от царского гнева подальше - даже в 16-ом веке пассионарии, осваивавшие новые территории, любили держаться в стороне от столичной власти. Сохранили свои посконные языческие обычаи и культурный слой.

Понятно, что в 17-ом веке до Урала рука Москвы все же добралась, отчего началась усиленная христианизация марийцев. Однако восточные и небольшие группы луговых мари христианства не приняли, у них до сих пор сохранялись дохристианские верования, особенно культ предков. Кстати, в ходу и двоебожие - икона Николая-угодника может служить еще портретом Большого Белого Бога. От себя замечу, что культ марийцев очень сходен культом североамериканских индейцев лакота, с которыми я активно дружу - так уж получилось. И это не удивительно - все они угро-финны, однако. Родство душ и тела, следовательно и духа.

Но вернемся к баньке по-черному. Мне в юности довелось переночевать в лесу в такой замечательной баньке, полуизбушке-полуземлянке. Осталась она на месте стертой с лица земли деревушки у реки Уфы. А походных условиях лучше ночевать не обязательно у костра, а имея над головой крышу, пусть и примитивную лубяную, травой заросшую. Для начала мы разожгли в печи-очаге огонь, потом сразу выскочили из хатки чисто из-за дыма: дымохода в печи не было, приток воздуха только через узенькое оконце в стене и приоткрытую дверь.

Печь-очаг - это изрядная куча крупных речных каменюг-галек, заботливо уложенных явно умелой рукой, укреплено это сооружение глиной. Правильная глина, когда хорошо и неспешно подсохнет, держится очень крепко и стойко - не зря в деревнях фундаменты домов делали на лине да песчаннике. Но дымохода в привычном для нас исполнении не было явно принципиально, дым бодро валил из окна и дверей.

Печку отважно протопили, на это ушло часа три. Собственно, весь вечер. Попутно ловили рыбку в реке, между делом подкидывали дровишки. Старались выбирать насквозь просушенные на солнце сучья, которых на берегу после половодья было немало. Печь раскалилась чуть ли не до красна, жар в землянке случился неимоверный, отчего даже спать было некомфортно. Но жар костей не ломит. Боялись, конечно, угарного газа - крайне опасная штука. Потому хатенку основательно проветрили. Короче, жизнь удалась.

По сути, банька по-черному - это невзыскательная такая инфракрасная камера, где температура яростно культивируется. Эстетика в насквозь прокопченных стенах, наглухо пропахших дымом, тоже присутствует - эстетика есть во всем, особенно когда она жить помогает. Спали в этой избушке две ночи, на тяготы особо не жаловались. Даже как-то здоровьем окрепли.

И как раз про здоровье. Залог здоровья - это чистота, как известно.Побывав в баньке по-черному (веничком попариться в ней мне не довелось), да после этого основательно в речке ополоснувшись, другим человеком себя чувствуешь. Душе хочется петь, выпить самогону и потанцевать какую-нибудь ирландскую джигу. Душа становится нараспашку. И это очень задорно. Когда в человеке есть душа и она радуется - это невероятно хорошо. Но в юности я не понимал толку в душевных радостях, в чем ныне и каюсь.

Банька по-черному и нехитрое ее обустройство явно переходила поколениями как благая память и родовая гордость. Символ чистоты помыслов. Пару лет назад одна старенькая марийка спросила меня насчет пользования баньки по-черному. Скажу честно - все старенькие деревенские марийки поголовно травницы, колдуньи и ведуньи, знахарки и лекарки. Уж в этом точно не сомневайтесь. Сообщил ей, слегка кривя душой, что в баньке по-черному бывал и очень понравилось. Ну не объяснять же ей, что баня, оборудованная дымоходом, как-то значительно удобней. Старушка, услышав мой ответ, была довольна.

Не уверен, что точно значит для марийцев посещение культовой баньки, но, вероятно, как минимум очищение от шайтана. Дело в том, что множество рецептов исцеления и прочего ведического шаманства у луговых мари завязано как раз на этой самой бане. Культовое сооружение народной медицины и твердыня родовых устоев языческой веры, если кратко.

Но не буду вдаваться в подробности - это занятие специально оплачиваемых этнографов, историков и археологов. Хотя навряд ли сейчас им за культ баньки по-черному кто-то платить будет. Сейчас исторические заботы совсем иные. Не до чистых помыслов.

Одно скажу наверняка - всякие древние персиянские бытописатели, которые по шпионским своим заботам шастали вокруг степняков, невероятно врали, когда сообщали, что марийцы и башкиры пожизненно не мылись, ходили в неимоверно грязных рубищах и ели вшей, которые будто бы обитали на их телесах в огромном количестве. Вполне вероятно, у кочевников-степняков нечто подобное и практиковалось, даже Великая Яса такое не исключает (мыться в реках запрещено жестко и намертво), но чтоб башкиры и марийцы... Одним своим существованием банька по-черному это напрочь опровергает.