Спящие боги, глава 11. Медицинский будда

Владимир Пяцкий
МЕДИЦИНСКИЙ БУДДА
Общение с больными и немощными людьми тягостно для необученного ума. Обычный ум привязан к приятным ощущениям и боится столкновения с неприятным. Поэтому он чувствует себя уязвимым и пуглив. Для того, чтобы не бояться столкновения со страдающими людьми, необходимо особое воспитание характера. Наилучшим способом такого воспитания я считаю обучение себя общению с божествами – высшими благими качествами собственного ума. Когда практикующие познают эти качества, то они ощущают свою защищённость и становятся мягки и терпеливы в общении с теми, кто погружён в страдания. Общение с божествами становится углублённым благодаря освоению искусства их визуализации. Одной из наиболее удобных форм визуализации для людей, ухаживающих за больными, является представление своего собственного ума в форме Медицинского Будды, способного уменьшать страдания тела и чувств, даруя страдающим существам прикосновение к покою.
Страх является одним из главных препятствий для пребывания в глубоком покое, поэтому преодолению страха в визуализации Медицинского Будды стоит уделить особое внимание.
Все страхи так или иначе сводятся к страху смерти, однако этот страх проявляется, кроме своей естественной формы, в четырёх производных от неё: страхе старости, страхе болезни, страхе одиночества и страхе нищеты.
Ниже – пример того, как можно добиваться уменьшения пяти страхов при созерцании Медицинского будды.
Пример способа созерцания Медицинского будды
Медицинского Будду с телом синего цвета удобно визуализировать перед лбом, на расстоянии, приблизительно равном локтю созерцателей  или перед сердцем, на расстоянии приблизительно равном вытянутой руке. Образ будды можно визуализировать и на полу, напротив своих стоп, на расстоянии, приблизительно равном длине тела созерцателей.
Размер тела Медицинского Будды удобно представлять приближённо равным размеру большого пальца на руке созерцающих, если он созерцается перед лбом, размеру кисти руки, если он созерцается перед грудью и размеру тела практикующих, если он созерцается на полу. Синий цвет его тела символизирует беспредельное пространство. Нужно представлять Будду, сидящим со скрещенными на бёдрах ногами, с прямой спиной и руками, удерживающими в дхьяна-мудре дымчатую ваджру, состоящую из запахов целебных растений. Ваджру будда держит напротив низа живота. Основание ваджры находится над лобковым симфизом, а вершина – напротив пупка. (Возможны и другие позиции для удержания ваджры – перед солнечным сплетением или грудью, но тогда вид ваджры будет иной). Трон Будды состоит из двух дисков – жёлтой Луны, под ней – красного диска Солнца. Оба диска, в свою очередь, находятся на лепестках белого восьмилепесткового лотоса. Лицо Медицинского Будды выражает доброжелательный покой, внимательность и понимание. Вокруг его тела распространяется радужное сияние в форме сферы, состоящей из пяти цветов.
В сердечном центре пустого тела Медицинского будды находится благосклонно звучащая мантра ХРИМ. Эта мантра спокойной радости, будто волоском написанная краской небесно-голубого цвета, испускает чистые и мягкие лучи, наполняющие всё тело божества и просачивающиеся сквозь поры его тела.
Первое качество Медицинского Будды – это расслабление, подобное расслаблению во время глубокого сна без сновидений. Исцеляющие качества расслабления широко известны. При практике Медицинского будды глубокий сон рассматривается как полная поглощённость деятельности чувств пустотной светимостью ума. Скрещенные ноги будды, сидящего на троне лотоса, солнца и луны являются символом расслабленного ума, достигшего внутренней цели и прекратившего метания. Эти черты созерцаемого божества способствуют уменьшению страха смерти, поскольку в глубоком расслаблении ум перестаёт отождествляться с подверженным рождению и смерти телом.
Целостная поза медицинского будды и радужное сияние, исходящее от его синего тела, уменьшают страх перед старением и дряхлением. Грубое тело подвержено старению и обветшанию, но ум способен сохранить качества живости и силы, которыми наделена молодость. Молодость ума хранится в сердце подобно семени в плоде. Хотя плод тела с течением времени сморщивается и распадается, семя ума сохраняет в себе все силы изначального состояния. Синий цвет пространства (тела будды) – это семя. Радужное сияние вокруг тела  будды – движение пяти стихий, составляющих грубое тело (время, ветер, огонь, вода, земля).
Дымчатая ваджра в руках будды уменьшает страх перед болезненными состояниями. Запах целебных растений, из которых состоит дымчатая ваджра, это тонкое лекарство, которое может быть изготовлено и усвоено медитативным путём.
Внимательное и доброжелательное выражение лица медицинского будды уменьшает страх одиночества, поскольку будда делает пространство внутреннего диалога удобным и приятным.
Мантра ХРИМ в сердечном центре божества уменьшает страх нищеты, поскольку она выражает обладание высшим из богатств – радостным покоем, к которому стремятся все существа и ради которого они стремятся ко всем материальным достижениям.
В практике визуализации памятование размышлений о божестве удобно закреплять краткими молитвами.
Пример молитвенного обращения к Медицинскому будде
Всеблагой, дарующий убежище покровитель сознания! Я склоняюсь к твоим стопам и нахожусь под твоим милостивым взглядом. Сливаясь мыслью с тобой, пусть я исцелю свой ум от пяти страхов! Пусть три сферы моего сознания – прошлое, настоящее и будущее проявят свою чистую иллюзорную природу, став твоим троном, состоящим из Луны, Солнца и Белоснежного Лотоса. Пусть, видя в тебе весь мир, я принесу благо всем чувствующим существам!