Мой друг Аквик. Глава 6. В термах Каракаллы

Сергей Диковинный
          Каждый вечер перед сном папа находил в интернете какие-нибудь интересные истории и читал их нам с мамой. Он говорил, что раз мы отдыхаем на море, то для нашего полного погружения пусть и истории будут «морскими».
Недавно мы читали о кругосветных путешествиях и великих мореплавателях, потом о затонувших сокровищах и морских пиратах.
Рассказы о пиратах мне больше всего понравились: вот у кого были настоящие приключения! В этот раз папа нашел для нас в интернете интересные случаи из «жизни» морской «бутылочной почты». Вот дела! Оказывается, и такая почта есть!
          «Бутылка с запиской, брошенная в море, кажется странным средством связи, но этим способом часто пользовались в разные времена и с разными целями. Например, изучались морские течения. Так, американский дипломат и изобретатель Бенджамин Франклин, будучи главным почтмейстером североамериканских колоний, обратил внимание, что путь почтовых пакетботов из Англии в Америку занимает на две недели меньше времени, чем в обратном направлении. С помощью пущенных по воде бутылок в 1700 году им было обнаружено и нанесено на карты мощное течение – Гольфстрим».
– Пап, а закупоренная бутылка не тонет?
– Конечно, нет, она плавает на поверхности, как поплавок, и морские течения её могут унести, куда угодно.
«Одним из самых длинных плаваний считают дрейф бутылки, которая была выброшена в конце 1948 года недалеко от Мельбурна в Австралии. В июне 1952 года ее обнаружили на южном побережье Англии. За 3,5 года своих морских скитаний бутылка проплыла целых 13 тысяч морских миль (24076 км).
Существует и самая старая бутылка, которая дрейфовала в соленых водах целых 132 года».
– Интересно, о чём пишут в этих письмах?
– О самом разном. Попавшие в кораблекрушения просят о помощи или прощаются с близкими. Шпионы передают секретные донесения…
– Так уж и шпионы.
– Ах, ты не веришь?! Тогда слушай дальше.
«В 1560 году королева Англии Елизавета I даже учредила специальную должность – откупорщик океанских бутылок. Произошло это после того, как английский рыбак выловил в свои сети в проливе Ла-Манш послание в бутылке и прочитал его. Письмо было адресовано английской королеве. Автором оказался специальный агент, который следил за голландской экспедицией, отправившейся искать путь к берегам Индии и Китая через Северный Ледовитый океан. К сожалению, за свое любопытство рыбак был приговорен к казни, ведь письмо оказалось сверхсекретным.
После чего Елизавета I выдала указ о том, что все найденные бутылки впредь должны доставляться во дворец в целости и сохранности. А тех, кто решит прочесть послания, будет ожидать смертная казнь. На почетную должность откупорщика бутылок был выбран лорд Томас Тонфилд. Только за первый год своей службы ему удалось вскрыть целых 52 морских послания. Эта должность и указ о смертной казни просуществовали в Англии целых 250 лет».
          Когда папа ещё только дочитывал историю про секретного агента, любопытного рыбака и лорда – «откупорщика океанских бутылок», у меня уже появился план, как помирить Аквика с его дедом Посейдоном. Нужно просто написать ему письмо и отправить его с помощью «бутылочной почты»! От такой гениальной идеи аж голова закружилась, и я долго возился, обдумывая свой план, прежде чем мне удалось заснуть.
Письмо я напишу сам, подходящую бутылку с пробкой где-нибудь найдём, а Мишка, он лучше плавает, доставит её подальше от берега за оранжевые буйки и выбросит в море. Аквику ничего не скажем, я боялся, что он будет против.
          На следующее утро на пляже на берегу сидел один Мишка.
– Привет! Где Аквик?
– Привет! Плавает. Говорит, что, когда он плавает, ему лучше думается.
– А я знаю, о чём он думает.
– О чём? Расскажи!
          Я рассказал Мишке обо всем: о том, как Аквик поссорился со своим дедом, о том, как после этого сбежал от него, о том, что в нашем последнем путешествии шторм в море не просто так поднялся, а потому что Посейдон нашёл Аквика, и, конечно, рассказал о своем плане – как их помирить. Мишка внимательно слушал, хмурился и молчал.
– Как тебе мой план? Поможешь подальше бутылку закинуть?
– Бутылку-то я закину… Но как-то неправильно всё это.
– Что неправильно?! Ты не хочешь, чтобы они помирились?
– Хочу, конечно! Но он должен извиниться перед дедом. Разве можно перечить родителям, а тем более своему деду! Он опытнее и мудрее, и знает, что делает.
          Чувствовалось, что Мишка прав.
 – Не будет извиняться, – почему-то я был в этом уверен.
 – Меня «упрямым бараном» называл, а сам-то?
 – Да-а-а…  Только о нашем плане ему не рассказывай.
 – Само собой… Ладно, пиши записку, Ник, закинем бутылку в море. Кстати, отличное изобретение – бутылочная почта! Так можно любой сосуд закупорить и отправить в плавание. Глиняный кувшин, например! Надо отцу рассказать, можно будет наладить сообщение с другими городами Египта вдоль великой реки.
          В это время из набегавшей волны на берег выскочил наш друг.
 – Привет отдыхающим! А мы тут тебя заждались, Ник, – настроение у Аквика было отличным. – Я придумал, куда мы сегодня отправимся!
 – Куда??? – в Мишкиных глазах загорелась жажда приключений.
           Заметив, что я сомневаюсь насчет новых путешествий, Аквик меня успокоил.
 – Не переживай, Ник, сегодня мой дедуля нас точно не разыщет! Мы продолжим изучать историю плавания, а плавают не только в море.
 – А где ещё? В озере, реке…
 – Мимо. Ещё плавают в бассейне!
 – Неужели в древние времена были бассейны?!
 – Ещё какие!!! Хватит болтать, ныряем!
          Мишка подскочил и побежал за Аквиком, мне ничего не оставалось делать, как их догонять. Немного отплыв от берега, мы взялись за руки и опустились под воду.
 Почему всегда чихаю, когда ныряю за Аквиком? В этот раз было то же самое! В носу защекотало, чихнув и выпустив в воду пузыри, я вынырнул, действительно, в бассейне, но в каком!
          Это был огромный зал, окруженный высоченными колоннами. Они были такого диаметра, что одну из них не смогли бы обхватить несколько человек, взявшись за руки. Колонны поддерживали балкон, на котором стояли мраморные скульптуры. Сверху над залом высился купол с большим круглым отверстием, через которое выходил пар, и через него же спускался свет от солнца. Стены были облицованы мрамором, бронзой и цветной мозаикой.
 – Ух ты! Это не бассейн, а дворец! Куда мы попали?
 – В Римские бани – термы. В начале нашей эры при них стали строить бассейны для плавания с подогревом воды.
 – Ничего себе бани!
 – Римляне очень серьёзно относились к плаванию и использовали его, как одно из средств врачевания. А для римской знати не уметь плавать было позором. Они говорили: «Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу». А крайнюю степень человеческого бескультурья выражала фраза: «Он не умеет ни плавать, ни читать».
 – Правильно говорили! – Мишка оттолкнулся от мраморного бортика и поплыл вдоль бассейна, демонстрируя свое умение в плавании. На него с одобрением смотрели мужчины, прогуливающиеся между колонн, завёрнутые в белые накидки.
 – А нас отсюда не выгонят?
 – Нет. Здесь свободный вход для всех римлян.
 – Но мы-то…
 – А что мы-то? Сейчас мы и есть римляне! Поплыли!
          В бассейне, кроме нас, находилось несколько человек. Один мужчина неутомимо плавал от бортика к бортику, меняя стили. В одну сторону он плыл брассом, в другую кролем. Проплывая мимо нас, он похвалил Аквика, а обо мне сказал, что нужно больше тренироваться. Потом улыбнулся и поплыл дальше.
 – Кто это?
 – Император Каракалла.
 – Настоящий император?!
 – Да, вот такой император! О нем говорят, что он ведет себя, как простой воин: первым копает, если нужно копать рвы, и вообще первым берётся за всякое дело, требующее рук и физической силы. В походах чаще всего идет пешком, и выносливость его вызывает восхищение.
 – Наверное, он стал таким, потому что много плавает. Расскажи ещё про Каракаллу.
 – Что рассказать-то? Император Каракалла требовал, чтобы каждый воин в совершенстве овладел искусством плавания, как без одежды, так и в доспехах.
 – В доспехах?! Они же тяжелые!
 – Но так воины, а не просто погулять вышли! Они должны были уметь передвигаться и сражаться в воде, нырять, вести абордажные схватки, атаковать корабли и переправляться вплавь в полном вооружении.
 – Вот это да! – Мишка подплыл к нам и, раскрыв рот, с восхищением слушал про римских воинов.
 – Ещё Каракалла построил эти термы. Потом о них скажут, что это «восьмое чудо света». Пошли, погуляем и осмотрим их!
          Мы вышли из бассейна по мраморным ступеням и, чтобы не отличаться от отдыхающих вокруг римлян, завернулись в белые полотна материи, которые лежали аккуратно свернутыми на широких скамьях. Как только вышли из зала бассейна в другой зал, то чуть не столкнулись с двухметровой горой мышц, завернутой не в белую, а в оранжевую накидку. Грозная «гора мышц» перегородила нам дорогу и стала внимательно осматривать нас.
 – Кто такие и почему одни здесь гуляете? Где родители?
          Мы с Мишкой проглотили языки и глядели по сторонам, куда бы дать дёру, а Аквик шагнул вперёд и гордо поднял голову.
 – Я Акакайос Вазилис – внук повелителя морей Посейдона, рядом со мной мои друзья: фараон Аменхотеп, сын царя Египта Тутмоса и Великий Никас, испепеляющий взглядом. Наши родители сейчас плавают в бассейне вместе с императором Каракаллой. А кто ты такой и как смеешь мешать нашей прогулке по термам?
          «Гора мышц» нахмурила лоб и озадаченно уставилась на нас. Было видно, что сейчас она размышляет над тем, чем ей грозит встреча с нами. Наконец, она приняла решение.
 – Я центурион Петрониус, слежу здесь за порядком. Прошу меня извинить за то, что помешал вашей прогулке. Чтобы искупить свою неучтивость, я готов сопроводить вас и показать, как здесь все устроено. Лучше меня здесь об этом никто не знает.
          Против такого экскурсовода мы не возражали, а Петрониус, несмотря на свой грозный вид, оказался приветливым и весёлым малым. Он три часа водил нас по залам и садам этого грандиозного сооружения, которое раскинулось на площади 12 гектаров. 
          Термы снабжались чистейшей водой из горных источников, поступавших в них при помощи специально построенного акведука. В основном помещении было несколько бассейнов с водой разной температуры: теплой, средней теплоты и прохладной. В отдельных залах можно было насладиться массажем, спортивными играми, публичными представлениями и общением между собой. Отдельный зал был отведён под библиотеку. Полы и стены всех залов были отапливаемые.
          Когда наша «экскурсия» завершилась, Петрониус проводил нас к бассейну, в котором плавал император, и распрощался с нами. Мишка был в восторге от увиденного, а я вспоминал, как зимой мы вместе с родителями ходили в аквапарк. Если все современные аквапарки сложить вместе, то все равно не получится такой красоты, которую здесь увидели.
          Мы вынырнули рядом с пляжем в Геленджикской бухте, на котором отдыхающие радовались морю, солнцу и жизни. Нашего отсутствия никто не заметил.
 – Аквик, спасибо тебе, что показал, как плавали в Древнем Риме! Мне очень понравилось!
          Мишка слегка толкнул меня локтем в бок и захихикал.
 – Великий Никас, покажешь, как испепеляешь взглядом?
 – Прямо сейчас на тебе и покажу!
 – Нет, завтра. Сейчас мне домой пора, – Мишка снова захихикал, помахал мне рукой, и они вместе с Аквиком нырнули в море.
          Я знал, как отблагодарить моего друга! Вечером я достал цветные карандаши и свой альбом для рисования. Вырвав из него листок, красным карандашом я начал писать письмо.
«ЗДРАСТВУЙ ПАСЕЙДОН.
МЫ ДРУЗЬЯ АКВИКА НИКИТА И МИШКА.
АКВИК ХОРОШИЙ И ВАС ЛЮБИТ.
ПОМИРИТЕСЬ С НИМ ПАЖАЛУСТА.
МЫ ВАС ТОЖЕ ЛЮБИМ И НЕ БАИМСЯ».