Интервью бас-гитариста группы Ария Виталия Дубинин

Татьяна Бадалова
ВИТАЛИЙ ДУБИНИН О ВОЗРОЖДЕНИИ ТЯЖЕЛОЙ МУЗЫКИ: МОЛОДЕЖЬ ДОЛЖНА ДАТЬ ПИНКА СТАРИКАМ

Бас-гитарист группы «Ария» рассказал как идет подготовка его первого сольного альбома, чем ему помогают занятия музыкой и нужны ли сегодня обществу песни-символы


Готовится к выходу первый сольный альбом одного из основателей и бас-гитариста группы «Ария» Виталия Дубинина. Второй сингл с диска «Бес в твоих глазах» и клип на него музыкант презентовал еще 15 апреля, А сейчас идет период окончательного сведения всего материала. О том, как создавался клип, какие песни войдут в альбом, особенностях творческого процесса и мироощущения, Виталий Алексеевич рассказал в интервью «КП».
      
«ЛЕТ 30 НАЗАД ЭТА ПЕСНЯ В МОЕМ ИСПОЛНЕНИИ ЗВУЧАЛА БЫ ОРГАНИЧНЕЕ»

- Виталий, многие поклонники сразу же окрестили вашего «Беса» как «Искушение» 30 лет спустя». Что скажете о такой трактовке?

- Я думаю, что любая наша песня – «арийская» или моя, если она не об умирающем лебеде, в смысле не об ушедшей любви, а о существующей, то так или иначе будет восприниматься как некое продолжение «Искушения» или какой-то другой песни на эту тему. Пусть так и будет.

- Знаю, что, когда рождалась песня «Ужас и страх», вы всячески пытались избавиться от слова экстаз. А Маргарита Пушкина этому сопротивлялась. Для вас это какое-то табу?

- Да, было такое, но дело не в том, что считаю это слово неподобающим. Сочиняя песню, мы должны, прежде всего, четко следовать «рыбе» – тому, что придумано и что мы отдали поэту. И фраза там была такая: «Боже мой, боже мой, боже мой, это экстаз». Мне казалось, что это будет слушаться неправдоподобно. Поэтому я и спорил с Ритой. Хотел вообще убрать эту строчку и поменять на что-то другое. Но в итоге меня все-таки убедили, что нужно оставить экстаз. Уж не знаю, насколько это органично слушается.

- А вообще есть для вас какие-то слова, которые вы не приемлете в тексте песни?

- Все зависит от контекста. Одно и то же слово может в какой-то песне звучать вполне органично, а в другой выбиваться из общей канвы. Вот даже сейчас я записывал вокал на  альбом и были такие моменты: когда читаешь текст на бумаге – все звучит вполне себе логично и правильно, а начинаешь петь, и бывает порой смешно, порой непонятно. Но нет такого слова, о котором я бы сказал, что я его ненавижу и не хочу видеть в тексте.

- А в тексте этой песни вас ничего не смущало?

- Все началось с того, что для текста я придумал строчки «Хитрый бес в твоих глазах» и «Я выпью этот сладкий яд». И дальше мы начали думать. Припев Рита сочинила быстро, а вот само наполнение обсуждали долго. Рита хотела написать: «Я, как раб или как пес, ползу к тебе на коленях». Но я сразу сказал, что так не пойдет. Мы все время крутились вокруг этой темы, другую даже не брали. Я отбраковывал то, что мне не нравится, и оставлял то, что считал удачным.
 
- То, как песня звучит сейчас, вас полностью устраивает?

- Я бы сказал, что этот текст полностью соответствует музыке, духу 90-х, этакий глэм-рок, отсылка к Элису Куперу. Немножко, конечно, неуместно, что мне уже седьмой десяток, а я пою про «этот сладкий яд». Если бы спеть это лет тридцать назад, думаю, что выглядело бы лучше. Но поскольку текст написали только сейчас, то никуда не денешься. Но в целом можно сказать, что я получил от этой песни все, что хотел.

«ВРЯД ЛИ КТО-ТО ВЫДЕРЖИТ ТАКОЙ НАКАЛ СТРАСТЕЙ С ЮНЫХ ЛЕТ И ДО СТАРОСТИ»

- А вообще такая женщина в жизни мужчины – это дар или наказание? Потому что героиней песни, конечно, интереснее видеть загадочную, огненную особу, которая рвет сердце и терзает душу, а в жизни…

- Мне кажется, здесь описывается состояние влюбленности. Каждый мужчина в определенные временные отрезки своей жизни испытывает именно такое состояние, когда непонятно – дар это или проклятье и за что мне все это? Ситуация довольно обыденная, такое случается с каждым: увидел и заболел, страдаешь, мечтаешь. Если это длится всю жизнь, то это, конечно, мазохизм. И вряд ли кто-то выдержит такой накал страстей с юных лет и до старости.

- Виталий, а вам в жизни приходилось испытывать такие же сильные противоречивые чувства, как у героя песни?

- Конечно, приходилось. Я скажу, что мне это очень близко. У нас много песен об этом, когда герой не может разобраться в своих чувствах. «Та, что в мире лишь одна, В наказанье мне дана» - да, и со мной такое было.

- Вы сняли клип, не выходя из студии. Время «игровых» клипов ушло или это просто режим экономии?

- Я не собирался делать какой-то серьезный клип, да и песня, на мой взгляд, не заслуживает таких расходов. Если бы у нас был вагон денег, можно было снимать клипы на каждую песню с альбома. Изначально я хотел сделать лирик-видео. Когда у тебя выходит первый сольный альбом, то песни лучше визуализировать, а не презентовать одной аудиодорожкой. Я позвонил Сергею Шубину, режиссеру, который снимал «Русский сон», и спросил, сделает ли он мне лирик-видео. А он предложил попробовать снять в студии некое бюджетное видео и показать музыкантов.

- А участие в съемках вашего сына Александра и невестки Анастасии – решение тоже из соображений экономии?

- Это было вообще придумано на коленке. Мы с Сергеем приехали на съемки в студию. Он обратил внимание, что мы стоим в одном помещении, а в другом через стекло есть пульт. И он сначала предложил: «Давай здесь будет сидеть звукорежиссер», а потом подумал и говорит: «Может, лучше девушку какую-нибудь пригласим, песня же про девушку». Я говорю: «Какую же девушку мы пригласим, если кроме нас тут никого нет? На улицу что ли пойдем кого-то останавливать?» И тут входит Настя. Они с Сашей собирались поснимать рабочие моменты и приехали вслед за нами. Сергей обрадовался: «А вот и девушка!» Я слегка сомневался насчет этой идеи, думал, вот сейчас скажут, что это выглядит неоднозначно, мол, Дубинин поет жене своего сына. А режиссер посмотрел на моего Сашу и говорит: «Он же - копия ты в молодости. Получится, что ты как будто вспоминаешь, что было много лет назад». Он так складно все это предоставил, что я согласился. Но, честно говоря, так до конца и не понял, что у него было в голове.

- Но идея интересная…

- Да, и реализовано хорошо. Когда мы еще снимали, я сомневался, как же это все будет выглядеть. Он говорил: «Подойди, посмотри сюда, потом сними футболку, пусть Саша наденет ее. Саша, встань на его место, посмотри на меня». Сделали пару кадров, Настя все время стояла и смотрела на нас через стекло. А когда я увидел конечный результат, мне показалось, что картинка выглядит вполне органично. Если кому-то сюжет клипа покажется провокационным, то это, наверное, даже хорошо.

- А Саша и Настя согласились сразу?

- Сначала, конечно, заартачились. Но Сергей обладает даром убеждения. Он сказал Насте: «Тебе ничего не надо делать. Будешь стоять, какая ты есть, и смотреть в камеру». Настя даже не переодевалась – снималась в том, в чем приехала.

- Во время песни у вас на лице сменяется целый ряд эмоций. Это ваша личная инициатива или тоже задумка режиссера?

- Это была моя личная инициатива. Я спрашивал, нужно ли мне смотреть в камеру. Он сказал: «Делай что хочешь, старайся не смотреть в камеру». Мы сделали несколько дублей – снимали не кусочками, а целиком песню. Вначале я вел себя серьезно, а в конце уже начался дурачиться, глазами играть, более отвязно себя вести. В итоге эти кадры он и взял в монтаж.

«Я НЕ РАССЧИТЫВАЛ НА ТАКУЮ МОЩНУЮ ПОДДЕРЖКУ ПОКЛОННИКОВ»

- Музыка к песне была написана много лет назад. А сейчас, когда она наконец пригодилась, вы, может быть, делали какие-то аранжировки, чтобы она звучала более современно?

- Песню я придумал году в 97-99-м. Записал на акустике с голосом и забросил. В таком же виде, кажется, и «арийцам» показывал. А потом, когда задумался над альбомом, сделал уже демо в компьютере, с барабанами, гитарой и отдал Мише Бугаеву. Он наполнил ее своими гитарами, и сыграл это гораздо круче. Но мы ничего особо не осовременивали.

- В предыдущем интервью вы мне говорили, что на альбоме будет 10 песен. Все в силе?

- Да, песен будет десять. Сейчас у нас начался процесс сведения. Для меня это всегда самый волнительный, самый сложный и ответственный период в работе над альбомом. Но думаю, что всё будет хорошо.

- По какому принципу будут выстроены песни в альбоме? По тональности, по развитию сюжета?

- Если бы это бы какой-то концептуальный альбом, то можно было бы выстраивать по развитию сюжета. Но здесь все песни достаточно разные, хотелось бы, конечно, чтобы слушатели увидели между ними что-то общее. Как мне кажется, общее направление там присутствует. И все же выстраиваем по темпоритму, по тональностям, настроению, чтобы композиции звучали интересно. По крайне мере, я так привык. Это сейчас молодежь может тыкнуть на любую песню в альбоме – первую, восьмую, третью. А когда мы в детстве песни слушали, то было так: на первой включил и на последней выключил. А потом по новой начинаешь слушать. Мы даже оценивали, какие паузы между песнями, как одна песня перетекает в другую – органично или происходит неожиданный переход. Мы уже выстроили песни с Мишей – по-моему, получилось хорошо, осталось только свести.

- А клипы еще будете снимать?

- Мне бы хотелось на каждую песню сделать визуализацию, может, хотя бы лирик-видео. Все будет зависеть от того, насколько мне позволит финансовая ситуация. Затраты большие, а я вообще не уверен, что все они отобьются. Поэтому и на «Планете» это все замутил. Если все сложится хорошо, то в планах у меня есть снять игровой, не малобюджетный клип на одну из песен. Мы с режиссером это уже обсудили.

- Вы могли себе представить, что за три дня соберете миллион?

- Я даже не ожидал, что будет такой отклик, не рассчитывал на такую мощную поддержку поклонников. Альбом у меня состоится в любом случае, независимо от того, сколько будет денег. Я изначально понимал, что это не коммерческий проект, а самореализация. И для меня сейчас самое главное, чтобы эта музыка дошла до слушателя. Неважно, будет ли она скачана или кто-то захочет купить на диске дорогое издание – пусть каждый выбирает сам.

«ХОРОШАЯ ПЕСНЯ ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПОЛЕТА ДУШИ»

- При создании сольного альбома вы чувствуете бОльшую свободу, чем в «Арии»? Там решения принимаются впятером, а здесь, в этом проекте, вы все решаете самостоятельно.
 
- Здесь подход другой, мне проще. Разумеется, я все равно советуюсь с Мишей. Мы с ним вместе делали аранжировки, записывали песни, поэтому его мнение мне не безразлично.  Да, это мой проект, и это накладывает определенный отпечаток на работу и на то, как принимаются решения. В «Арии» это было бы гораздо дольше, приходилось бы кого-то убеждать и с чем-то не соглашаться. Работа в группе – это всегда сложно. Но, с другой стороны, здесь и вся ответственность за принятые решения и результат на мне.

- В вашем альбоме собраны не только песни, которые были написаны давно и по тем или иным причинам не подошли «Арии», но и совершенно новые композиции, написанные в сотрудничестве с Михаилом Бугаевым.

- Так и есть. «Русский сон» написан в 2010 году, «Бес в твоих глазах» – почти 30 лет назад. Есть еще пара песен, которым уже лет десять. Остальные появились позже. А несколько мы с Мишей Бугаевым написали совсем недавно. Мы работали над аранжировками к моим уже готовым песням, и как-то получилось, что Миша предложил разработку под одну из песен. Я послушал и сказал, что это тянет на самостоятельный припев к отдельной песне, и даже напел ему. Миша согласился, а через пару недель уже и куплет сочинил. Так у нас сочинялись песни. Кто-то придумывал куплет, кто-то – припев – вот такое коллективное сочинительство.

- А у вас лично как организован творческий процесс? Мелодии сами приходят или это всегда результат часов занятий?

- Всегда по-разному. Например, песню «Штиль» я придумал сразу, просто сел с гитарой и с первого раза сочинил куплет-припев. А этот проигрыш на бас-гитаре только через полгода написал. А бывает наоборот: придумаешь куплет и думаешь, а что же делать в припеве.
 
- Время суток имеет значение?
 
- Нет. Зависит от того, когда взял гитару в руки. Раньше можно было и ночью что-то сочинить. С годами запоминать труднее. Раньше мог и через неделю вспомнить, что ночью в голову пришло. А сейчас если не записал сразу все на диктофон, на следующий день вспомнить не могу. Поэтому теперь очень важно, чтобы под рукой был диктофон или какое-то записывающее устройство. Хорошая песня должна создавать впечатление легкости, полета души, а не чего-то вымученного.

«МУЗЫКА ПОМОГАЕТ СОХРАНИТЬ ТО МИРООЩУЩЕНИЕ, КОТОРОЕ У МЕНЯ БЫЛО В МОЛОДОСТИ»

- Как вы думаете, может ли творчество в сегодняшнем агрессивном и прагматичном мире влиять на общественные процессы, вразумлять людей? Раньше были песни-символы, песни, которые людей объединяли, а сейчас возможно такое?

- Думаю, что если такие песни будут, то они точно не навредят, а сыграют в плюс. Многие же стараются в своем творчестве даже на сегодняшний день создать что-то значимое. Искусство помогает в любом случае. Да, мир стал более эгоистичным и менее сентиментальным, но настоящее искусство всегда найдет правильную дорогу к сердцу.

- Стив Харрис однажды сказал, что панк-рок «дал металлу пинка, которого тот заслуживал». Они имел в виду что популярность панка привела в итоге к появлению новой волны британского хэви. Что сейчас может стать таким «пинком» для тяжелой музыки? Или, может, уже нет смысла ее пинать?

- Молодые должны давать пинка старикам, как это было всегда. И это ведет к обновлению. А уж в каком виде это произойдет, я не знаю. Но тем не менее, думаю, все не остановится.

- А кто, на ваш взгляд, самый сильный мелодист в тяжелой музыке?

- Их очень много. С точки зрения лирической мелодии, наверное, Оззи Осборн, замечательные лирические песни у Dio и Judas Priest. Несмотря на жесткость последних, любая их лирическая песня, как мы раньше говорили, слезовыжималка.

- Виталий, сегодня от занятий музыкой вы получаете такое же удовольствие, как в молодости?

- Если бы мне это не нравилось, я бы вряд ли этим занимался, просто сидел бы дома. Я понимаю, что, если скажу «все, хватит, поиграли», мне будет очень сильно не хватать ощущения сцены или просто даже возможности прийти на репетицию и поиграть на гитаре. Мне кажется, я так очень быстро закончусь, состарюсь, стану немощным. Мне это помогает сейчас сохранить то мироощущение, которое у меня было в молодости, и оставаться тем, какой я есть. Вот так напишешь песню такую «Хитрый бес в твоих глазах», а потом подумаешь: «Ох ты, как же это воспримут».
- Смотрите, сейчас поклонницы на вас начнут смотреть под новым углом...

- Ну это все мы уже проходили и не боимся (смеется).


ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

О том, каково сниматься в клипе легендарного рок-музыканта без подготовки, мы спросили у Александра и Анастасии Дубининых.

 - Саша, Настя, как ребятам удалось уговорить вас на такую авантюру? Вы же приехали на студию с совершенно другими целями. Сомнений не было?

Настя: - Меня не нужно уговаривать, я готова поддержать любые идеи Виталия и команды, а также с радостью делюсь своими.

Саша: - Сомнений не было, наоборот, хотелось помочь реализовать все задумки Сергея Шубина! Уговаривать меня не пришлось, наоборот вся команда во главе с Виталием была погружена в творческий процесс.

- Настя, о чем вы думали, стоя за пультом в роли роковой женщины?

- Переживала, что ребятам не понравится, как я стою, конечно!

- Результат вам обоим понравился?

Настя: - Результат превзошел мои ожидания! Безумно приятно видеть положительные отзывы на творчество сольного проекта Виталия, и я благодарна всем, кто его поддерживает.

Саша: - Доволен на 100%. И я не ожидал, что из задумки сделать репетиционное видео в итоге получится сюжетный клип!

- Настя, если после дебюта вас снова позовут сняться в клипе, согласитесь?

- Если Виталий и команда пригласят меня сняться в их клипе снова, то я уже за!

- Саша, а вы отца в свои проекты приглашаете?

- У папы хватает времени и на «арийские» проекты, и на сольное творчество, и на то, чтобы давать обратную связь моим и Лешиным творческим начинаниям. Музыка в нашем доме играет всегда.

- А вообще такое внешнее сходство с папой в жизни больше помогает или мешает? Может, вас часто узнают или, напротив, чувствуете больший груз ответственности?

- Я очень благодарен родителям за такую внешность. Это и круто, и пугающе одновременно! Я осознаю ответственность, но тут дело не только во внешности. Нужно стремиться к тому, чтобы просто быть хорошим человеком.