Инстинкт и рефлекс

Лариса Викторовна Светличная
Наблюдения показали, что инстинкты людей и животных работают в содружестве с аналитической деятельностью мозга (или его аналога). Инстинкты вида «человек разумный» (и других видов млекопитающих) - это наследственные программы поведения, каждая из которых состоит из влечения, направляющего произвольное поведение, стимулирующих эмоций, и исполнительной программы, включающейся в ситуации, аналогичной зафиксированной в генетической памяти, по которой работают рефлексы (в виде комплексов и цепочек), необходимые для реализации этого влечения.
Опыт Ж. Фабра с роющей осой, показал, что инстинкт продолжения рода этой осы состоял из нескольких комплексов, содержащих рефлексы. Окончание каждого предыдущего комплекса по типу рефлекса, по цепочке, включало новый комплекс. Внутри заключительного комплекса один из рефлексов осы включался не на предыдущий завершённый рефлекс, а на эталонный образ парализованного ею насекомого, ибо при изменении этого образа (Ж. Фабр отрезал усики у насекомого), рефлекс не включился, оса не стала затаскивать насекомое в норку, и инстинктивные действия начались сначала. Это означает, что внутри комплексов между рефлексами есть перерывы, во время которых оса ведёт поиск эталонного стимула для следующего рефлекса; или (как показал Н. Тинберген) головной ганглий осы (аналог мозга) запоминает особенности ландшафта вокруг норки (которые не могут иметь эталона), чтобы найти вырытую норку, когда она вернётся с парализованным насекомым.
У людей издавна известны основные влечения: к власти, к собственности, к противоположному полу, к познанию. Они есть у каждого, но в разной степени выраженности. Каждое влечение обеспечивается соответствующей инстинктивной исполнительной программой для его осуществления. Иногда такую программу называют "талантом". Например, сильное влечение к власти обеспечивается сильной лидерской программой, способной объединить большое количество людей. Люди с выраженным влечением к собственности способны её приумножать, и дело не в степени развитости их ума, а в инстинктивной исполнительной программе, связанной с этим влечением, так как известно, что ограниченные люди часто становились богатыми, а среди гениев редко встречались богатые люди, ибо их поведением руководил иной интерес. У гениальных учёных влечение к познанию - на уровне страсти, и они имеют возможность находить ответы на свои гениальные вопросы, ибо их мозг устроен иначе чем у других людей [4; 5]. Переходы с рассудочного управления на инстинктивное (или на индивидуальное автоматическое), - динамичные, в соответствии с ситуацией, которую постоянно оценивает мозг, используя всю информацию, включая, не доступную сознанию. А КОНКРЕТНЫЕ действия по воплощению инстинктивных программ МОЗГ РАССЧИТЫВАЕТ в соответствии с конкретными условиями.  Люди осознают свои влечения (ибо они направляют их сознательное поведение), и могут их контролировать. Основные рефлексы общения действуют путём излучения мозга, которое не ощутимо и не осознаётся, но его эффекты можно наблюдать со стороны; эти рефлексы работают в содружестве с мысленным общением через взгляд (МОВ), передающем только конкретные мысли в виде понятий [6; 7]. Общественный инстинкт представляет собой множество инстинктов общения, которые отличаются от рассудочного общения единообразием действий, мнений и чувств — в однотипных ситуациях. В общественном инстинкте каждого человека есть влечения к лидерству и к подчинению, и исполнительные программы для их осуществления: одна из двух лидерских программ, древнего или современного типа (разной силы, что обусловливает иерархию и замену лидера при его уходе), и соответствующие им две программы подчинения. В. А. Вагнер писал: «случаи нецелесообразности рефлексов... один из важнейших признаков, по которым рефлекс принципиально отличается от инстинкта» [1; с. 117]. Наблюдения (и самонаблюдения) показали, что рефлексы, ИЗОЛИРОВАННЫЕ от инстинктивной исполнительной программы, под действием сильного влечения или эмоционального состояния могут включаться на определённый сигнал В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ, и потому не соответствуют заложенному в них смыслу. В составе исполнительной программы инстинкта, которая включается в СТРОГО ОПРЕДЕЛЁННОЙ СИТУАЦИИ (аналогичной зафиксированной в генетической памяти), те же рефлексы работают по этой программе, и становятся целесообразными [2]. Например, у людей ЖЕЛАНИЕ психической агрессии во время агрессивного настроения может быть рефлекторной реакцией на беззащитность, но находится под контролем разума, допускающего или запрещающего агрессию, и реализуется только у наиболее агрессивных, путём несправедливых обвинений в оскорбительной форме (конкретное содержание обвинения вычисляет мозг) с намерением унизить, которое непроизвольно сопровождается потоком агрессивной энергии; например, в очереди не все нападают на беззащитного, а один человек, наиболее агрессивный; очень редко к нему присоединяются ещё 1-2 человека. У побеждённого появляется чувство унижения (страдание бессилия), физическая слабость разной степени (из-за ранения потоком агрессивной энергии его защитной энергетической оболочки) и неприязнь к обидчику; у агрессора — в ответ на унижение у побеждённого - появляется ликующая рефлекторная радость победы, которая длится около одной минуты (более 100 наблюдений) [3]. Это — случай нецелесообразности рефлексов агрессии, изолированных от инстинктов, они не несут в себе смысла, ибо в этой ситуации агрессия не является борьбой за выживание или продолжение рода, или охотой, и необходимости в нападении на наиболее беззащитного — нет. В социальной группе, т. е. - под действием социального инстинкта, точно так же, путём несправедливых обвинений в оскорбительной форме с намерением унизить, рефлекторно психически нападали (у детей возможно физическое нападение), но не на «беззащитных», (беззащитным может быть каждый член группы, включая лидера, после болезни, переутомления, психического стресса), а на нижестоящих в групповой иерархии (более 100 наблюдений). Побеждённый ощущал короткое редуцированное унижение (без страдания), а затем — уважение, почтительность, покорность и преданность, а победитель ощущал короткую редуцированную рефлекторную радость победы (без ликования), а затем — признавал побеждённого своим подчинённым. Если вышестоящий — это инстинктивный лидер группы, то у него - следующий рефлекс в этой цепочке: в ответ на реакцию подчинения у нижестоящего лидер рефлекторно признавал его членом своей группы (молча, путём мысленного общения взглядом); следующий рефлекс - у нижестоящего: в ответ на признание его членом группы он ощущал рефлекторную радость, восхищение и любовь к лидеру. В этой ситуации рефлекторная агрессия становилась целесообразной, так как агрессия вышестоящего (с более сильной лидерской программой) рефлекторно вызывала у нижестоящего (с менее сильной лидерской программой), - РЕАКЦИИ ПОДЧИНЕНИЯ [3]. В этих примерах один и тот же рефлекс психической агрессии, изолированный от инстинкта и в составе общественного инстинкта, включался в ответ на разные сигнальные раздражители - слабую на данный момент энергетическую защиту или сравнительно менее сильную лидерскую программу. Так как сигнальные раздражители были разные, можно предположить, что это были разные рефлексы. Но в социальной группе и вне группы психическая агрессия была одинаковой по смыслу и рефлекторно вызывала те же самые эмоциональные реакции, только вне социальной группы рефлекторные эмоциональные реакции побеждённого и победителя были яркими, а в группе те же эмоциональные реакции были редуцированными и по цепочке вызывали рефлексы общественного инстинкта. Поскольку в обоих случаях рефлексы психической агрессии проявлялись одинаково и вызывали похожие эмоциональные реакции, а сигнальные раздражители так же были похожими (сравнительно МЕНЕЕ СИЛЬНАЯ психическая защита и сравнительно МЕНЕЕ СИЛЬНАЯ лидерская программа) можно думать, что это был один и тот же рефлекс. Есть и другие примеры разных, но похожих сигнальных раздражителей с почти одинаковыми эффектами. Очевидно, что ни слабость энергетической защиты, ни силу лидерской программы, сознание через пять органов чувств ощутить не может, это определяет мозг путём энергетического общения с последующим анализом без участия сознания.




ЛИТЕРАТУРА
1.  Вагнер В. А. Биологические основания психологии. Цит. по: Сравнительная психология / Под ред. Г. В. Калягиной. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «ОДЭК, 2003.
2.  Светличная Л. В. Инстинктивное поведение. URL: http://proza.ru/2011/08/06/639
3.  Светличная Л.В. Рефлекторная радость победы. URL: http://www.proza.ru/2008/12/17/416.
4.   Светличная Л.В. Как мозг управляет поведением? Сложный инстинкт. URL: http://www.proza.ru/2009/06/21/543
5.  Светличная Л.В. Сложные инстинкты, дополнение. URL: http://www.proza.ru/2012/10/23/517.
6. Светличная Л. В. Невербальное общение.URL:   http://proza.ru/2009/01/30/697
7. Светличная Л.В. Частично осознанное невербальное общение. URL:  http://proza.ru/2015/10/31/1175