Железный ошейник

Сёстры Рудик
   Жил-был на свете грубый мальчик Кузьма. И была у него очень скверная реакция на замечания. Кто бы какое замечание ему не делал, он злобно бросал:
- Не гавкай!
   После такой реплики естественно в доме разгорался бурный скандал. Бабушка обижалась, мама оскорблялась, а папа даже грозился проучить сына ремнём. Кузьма так же грубил и в школе всем учителям и ученикам. Мало кто с ним хотел дружить. А по поведению в дневнике стояли двойки и замечания.
   Пошёл однажды Кузьма на базар. Купил кулёк семечек, идёт по прилавкам глазеет. Видит старый цыган продаёт цепи и ошейники для собак. Подошёл мальчишка, наступил ногой на железный ошейник и с усмешкой спрашивает:
- Дядька, а вот этот ошейник для кого?
- Для тебя, - не задумываясь отвечает цыган.
- Хха! Для меня! Ты дурак что ли?! Сам его надень и не гавкай! – пнул Кузьма ошейник, плюнул в цыгана шелухой и пошёл прочь.
   Загорелись чёрные цыганские глаза злым огнём. Собрал старик товар в мешок и тихонько пошёл за хулиганом. Подстерёг его за углом и наехал:
- А ну-ка извиняйся за грубость!
- А я сказал не гавкай и катись мимо! – рявкнул мальчишка и хотел было с испугу задать стрекача.
   А цыган схватил его за загривок и прошипел:
- Будь же собакой и гавкай, пока луна не растает! 
   И с этими словами защёлкнул на шее мальчишки железный тяжёлый ошейник. В миг Кузьма превратился в дворняжку!
- Пшёл прочь! – больно пнул Кузьму цыган в бок и направился в сторону степи, где раскинулся цыганский табор.
- Дядька! Дядя, подожди! Что ты сделал со мной?! – в ужасе побежал за ним мальчишка. Но изо рта у него вместо слов полетел собачий визгливый лай.
- Не гавкай! – развернувшись, злобно ощерился старик.
- Вау, вау, вау!!! – завизжал от испуга Кузьма и бросился бежать.
   Прибежал домой, да вспомнил, что собакой стал. Двери не может открыть. Сел под окно и жалобно гавкать начал. А собаки уличные услышали лай, прибежали, увидели незнакомца и как накинулись на него, чуть не загрызли! Едва ноги Кузьма унёс с собственного двора!
   Приплёлся на окраину леса, влез под густой куст боярышника, наплакался, наскулился и уснул. Так и проспал весь день. А как наступил вечер, проснулся мальчишка. Вспомнил, что с ним произошло и думает:
«Не был бы я грубияном, не стал бы собакой. Сидел бы дома сейчас, пироги бабушкины ел. А потом бы спать лёг в чистую кровать. А теперь сижу в грязной собачей шкуре… Ох, плохо я себя вёл…»
   Тут взошла на небо луна, и завыл тоскливо Кузьма, как воют настоящие собаки. Выл, выл, утомился и опять залез под куст спать. Голову то на лапы положит, то на траву. А всё неудобно. Мешает тяжёлый железный ошейник. Так и промучился почти всю ночь. Под утро наконец уснул.
   Утром луна исчезла, засветило солнце. Пробудился светлый день, всё вокруг защебетало, запело, застрекотало.
   Решил Кузьма в школу пойти. Чтобы собаки не напали, прокрался по улицам к школьному забору. Стоят на школьном дворе товарищи и разговаривают:
- И куда наш Кузя делся? Ни дома его нет, ни в городе. Родители уже в розыск на него подали. Жалко, если не найдут. Дай Бог чтобы нашёлся.
   Опустил нос Кузьма, стыдно стало. Ведь он в школе тоже всем грубил своим «не гавкай!» А товарищи жалеют его, переживают.
   Прокрался Кузьма к дому, спрятался под скамьёй. Видит, вышли из дома мама с бабушкой. Сели на скамью и плачут:
- Где наш бедный мальчик? Куда он ушёл?
- Да вот он я! – радостно крикнул Кузьма и, выскочив из-под скамьи, завилял хвостом. Но вместо радостного крика раздался резкий лай: - Гав! Гав!! Гав!!!
- Ой! Иди вон, окаянный, не гавкай тут! Без тебя тошно! – подскочили женщины и ушли в дом.
   Побрёл Кузьма прочь, понурив голову. Тут видит – идёт по дороге папа.
- Папа! – радостно гавкнул Кузьма, подбежал и запрыгал, виляя хвостом: - Папа! Ну узнай же меня, пожалуйста! Узнай! Сделай что-нибудь, чтобы я снова стал мальчиком!
- Вай! – дрыгнул ногами папа и шикнул: - Пошёл прочь!
- Папа! Не бросай меня! – отчаянно гавкая, побежал следом Кузьма.
- Я вот тебе! – кинул папа камень в собаку и топнул: - Пошёл вон!
   Остался Кузьма на дороге один. Понял, что ничем отец ему не поможет. Ведь он не волшебник и не колдун. Поплёлся Кузьма опять к лесу. Влез под куст и затих весь в печальных думах о своём плачевном положении.
   И вновь в наступившей ночи раздавался у леса лай и тоскливый протяжный вой.  То Кузьма, глядя на луну, уговаривал её:
- Исчезни! Пропади! Я никогда не буду никому грубить! Я всё понял! Я всё осознал!
   А круглая большая луна, заливая округу серебряным светом, молча слушала собачий плач. Из ночи в ночь Кузьма наблюдал, как тает луна. Изо дня в день он тайком прибегал к школе и к своему дому. В школе дети уже привыкли к дворняге в тяжёлом железном ошейнике, стали её жалеть, кормить и играть с ней.
- И кто только тебе такую тяжесть навешал на шею?! Ни ума, ни сердца у этого человека нет! – сокрушались товарищи, в попытке снять ошейник с собаки.
   А вскоре и папа привык к бездомной дворняжке, которая бегала за ним всюду. Больше он не прогонял её и не кидал камни.
- Потерялся? – с участием как-то спросил папа, погладил пса по голове и печально произнёс: - Вот и мой сын потерялся…
- Не потерялся я. Здесь я, с тобой рядом, - тихо проскулил Кузя и лизнул папину руку. Он ведь знал, что папа этих слов не слышит.
   Наконец наступили ночи, когда начала убывать луна. Кузьма прекратил вой и скулёж, терпеливо глядя в небо на ночное светило. И однажды, когда под утро луна растаяла, щёлкнул ошейник и упал с шеи в траву! А Кузьма тут же превратился в мальчика! Он сразу отправился домой в своём прежнем образе. Дома и в школе все несказанно обрадовались возвращению пропавшего мальчика! Кузьма никогда с тех пор никому не грубил. Он теперь знал, как его любят родители и какие верные и добрые школьные товарищи.
   Дети, никому никогда не грубите. У того цыгана для грубиянов в мешке много железных тяжёлых ошейников.

(г.Суздаль 2022)