Чтобы помнили...

Галина Заковряшина
 Ой ты, полюшко,
         светом залито
 Светом залито,
         омыто росой.
 Сколько кровушки
         было пролито
 Да на том поле
         войной-грозой...
 А как белым днём
         тишь стоит над ним
 Тишь стоит над ним
         печальная.
 А приходит ночь,
         стонет Мать-Земля,
 Колыбель качая прощальную:
- Ой, да не рада,
         люди-матери,
 Что детей ваших
         во себя взяла.
 Мне бы хлеб родить,
         мне б цветы ласкать,
 А стерегу покой
         ваших детушек.
 Во чужой стороне,
         на чужом поле
 Были скошены
         млады головы...
 Ой, я бы крикнула:
         "Люди-людушки!
 Что ж вы делаете
          со детьми своми?!
 Нет, не крикнуть мне,
 Ночь стонать
          не спать...
 Только к утру лишь
          забываюся.
 А придёт рассвет,
         спрячу крик-тоску,
 Лишь росой-слезой
          умываюся...
        -------

       Вдовий плач
 Ох, бабья доля, вдовьи года,
 А ведь была, когда-то, и я молода.
 Гуляла с миленьким при луне,
 Но давно соловьи поют не мне.

 Проводила мужа я, аккурат
 На второй день свадьбы, в военкомат.
 Не пришлось нам свить своего гнезда,
 Не вскормила птенчиков никогда.

 Всё ждала, всё верила - минет гроза.
 На молву людскую закрывала глаза.
 Одинокой вербою цвела в стороне.
 Прилетали мелкие птахи ко мне...

 Ни одной из них любви не дала,
 Я ждала всю жизнь своего Орла!
 Ох, бабья доля, вдовьи года,
 А ведь была, когда-то, и я молода...
         -----
 
 За окошком заря загоралася,
 Обещая хороший денёк.
 Видно, доля такая досталася
 Мне - смотреть на чужой огонёк.

 Вдовий плач ни кому не в диковину,
 Плачем мужа назад не вернёшь.
 Вот, закрыла себя на запоры я,
 Что не жить мне: поёшь и поёшь...

 Всю работу вокруг переделаю,
 Насмеюсь вдоволь, песню спою.
 Ну какое вам дело, соседушки,
 Как я ночь коротаю свою?!

 Всё я выстою, вытерплю, вынесу.
 Зря ругаете, бабы, меня.
 Я- то знаю навеки, что сердце мне,
 Не согреть у чужого огня...
        ------

 Что покажет зеркало,
 Мне уж всё равно.
 Зажилась на свете я
 Давным-давно.

 Нашу встречу, милый мой,
 Не долго ждать.
 Отдала долги свои
 Бабушка и мать.
 
 Жалко, что женою мне
 мало быть пришлось.
 От войны проклятой
 Вся жизнь моя вкось.

 Голубок, мой сизый,
 Лучше тебя нет!
 По земле хожу я
 Уж не мало лет:

 Сын совсем состарился,
 Внук уж стал седой.
 Только ты останешься
 Вечно молодой!
      -----

  Люди видели — это не сказка,
  Сына мать на войну провожала.
  Посадила в вагон, сама руки
  Крепко-крепко к груди прижала.

  Не видала Земля такого,
  Не дай, Бог, никому увидать:
  На перроне, с сердцем в руках своих,
  Стояла МАТЬ!

  Замелькали вагоны мимо.
  Бьётся мысль, что, мол, надо спешить,
  Бросить сердце в догонку за сыном...
  Всё. Ей не за чем больше жить.

  Опустела душа, опустились руки,
  Ничего от надежд не осталось.
  Что такое война? -
                Материнские муки,
                опустевшие души,
                одинокая вечная старость...