Этот фантастический светлый Мир. Окончание

Егор Убаров
         Клиническое литературоведение.
         В канун  удивительных перемен в нашем Мире...

         "Усталые, но довольные, мы вернулись домой"

    Американский читатель всё-таки любит хэппи-энд, он ждёт его и, как правило, всегда обретает! Так случилось и в повести Саймака. Судя по тексту, отважным мутантам удалась их гуманитарная "операция по спасению человечества". Автор повести живописует картины первозданной природы в новом Мире. Он показывает нам параллельный Мир: новый мир Америки и конкретно — район Манхэттена, весь в зелени лесов и со стадами непуганых бизонов. Единственное, что позабыл сделать, второпях заканчивая повествование, автор повести Саймак, это — описать многочисленные дымки хижин индейцев, коренного населения тех мест. Про эти вигвамы на землях Манхэттена у Саймака ни слова! Такое бывает от спешки, наверное…
    Итак, удалось сделать главное — спасти гибнущее от самих себя жадное и глупое человечество! Земля смогла, наконец, вздохнуть свободной грудью, освободившись навсегда от угольных разрезов и нефтеперегонных заводов, от вредных химических производств, танков, тяжёлых бомбардировщиков, атомных подлодок и ощетинившихся ракетами, крейсеров; и не нужных никому уродливых труб ТЭЦ и громадных электростанций, убивающих природу рек.
     Судя по иллюстрациям и тексту романа, воздух над планетами под общим именем Земля заполнили весёлые, похожие на бабочек и стрекоз, летающие тарелочки, а их фюзеляжи бодро подсвечивали яркие одуванчики, одевшие землю причудливым  жёлтым нарядом…
    Однако не стоит забывать об одном важном уточнении - об обронённой персонажем фразе о том, что все-все эти Новые Земли, - они...умозрительные, внушённые...иллюзорные! И порождены они лишь только нашим человеческим мозгом, не способным устоять против телепатического воздействия..."мутантов", болеющих душой за будущность нашего Мира.
       Наверное, этими словами можно было бы и закончить наш сегодняшний специфический литературный обзор романа Саймака "Кольцо вокруг Солнца". Конечно, автор поднял много философских острых вечных вопросов человечества: кому предначертано решать на Земле основные проблемы общества, экономики, какой должна быть демократия или даже диктатура во имя счастья народного. Как распорядиться  возможностью достижения вечной жизни гомо сапиенс или очередных поколений мутантов, но тоже — гомо сапиенс, только высшего уровня. Что есть Элита общества и к чему могут  привести прорывные достижения в науке и технике. Что есть разум и духовность, и как по-разному они могут восприниматься и трактоваться людьми.
    Автор произведения назвал его романом, вкладывая в это понятие определённый собственный смысл и понимание его масштабов для самого себя. Роман был написан спустя каких-то восемь лет после окончания Второй Мировой, и ужасы прошедшей небывало жестокой войны ещё отзывались не пережитым горем в сердцах людей. Мечталось ли Автору о том, чтобы на Земле навсегда прекратились кровопролития? Конечно, да! И, наверное, в память о жертвах, мысли писателя будоражили мечты о Бессмертии? Тоже, да!
    После написания романа Автор прожил ещё долгие годы. Сумел ли он найти подтверждение своим теориям в жизни. Увидел ли зачатки величайшей гуманности на Земле? Может быть, события реальной жизни прошли мимо писателя,— затворника своей творческой кельи? Судя по наградам, которые были ему вручены, писатель и его романы были очень востребованы временем и обществом, их печатали большими тиражами, создавая для автора прочный  пьедестал большого философа и гуманиста.
    И всё же...


            Подозрения Сергеича.

     "Правда из уст Лжеца — есть Ложь."
            (Народная мудрость)


    Конечно, остаются вопросы и даже некоторые... подозрения в том, что по какой-то одному ему понятной причине, немолодой человек написавший роман в 1953-м году, не озаботился прочтением произведений классики и в том числе — Карела Чапека "Средство Макропулоса". Один из персонажей пьесы высказал мысль о том, что Бессмертие — есть прерогатива только лишь сильных мира сего — Элиты! А в романе "Кольцо вокруг Солнца"  это бессмертие было щедро уготовано для всех живущих на Земле? А ещё, наверное, мистер Саймак никогда не слышал о различных Элитных Сообществах, которые прямо излагали свои амбициозные планы на судьбы Мира. И место в их Мирах было также — только для "избранных"! Так, неужели всё это и относится только к так называемым Мутантам-гуманистам? А может, автор фантаст был действительно настолько наивен? Мало верится, коллеги!
    Думается, что все войны, которые были спровоцированы транснациональными монополиями ещё при жизни писателя, также были нацелены на достижение высших "гуманистических" задач одних лишь мутантов — Людей Будущего. Простите за невольный сарказм, друзья мои.
     Браво, писатель! Все Ваши литературные выстрелы прошли мимо цели, судя по исторической практике человечества! А может в этом и заключалась Ваша задача? Приободрить, лишённый большой идеологической задачи-мечты, Мир людей в канун решительной схватки с этим Миром? Неужели всё так? Да, мне порой и самому кажется, что я не смог до конца излечиться от навязчивых идей! И вообще, может мне всё это привиделось, и я как в кривом зеркале вижу не то, что написано, а лишь то, что рисует мой воспалённый мозг, и как на призрачном нереальном мозаичном поле он  выстраивает свой ложный рисунок…
    Нет, ничего не увязывается логически: где высшая мораль — и где сомнительные  средства достижения задач такими "гуманистами"? События 20-го века ясно показали направления, по которым были отправлены навсегда в последний "вояж" многие миллионы людей на Планете. Ведь они и впрямь оказались лишними для Вершителей Судеб Земли.
   Так что… простите, господин Саймак! Не больно-то верится в Ваши "Удивительные Миры". Ведь именно так и названа серия книг, посвящённая творчеству писателя и большого "фантаста", Клиффорда Саймака.
   Наверное, сам писатель немного слукавил, описывая процесс возможного переселения большинства населения на другие виртуальные Земли? Может быть, он просто утаил от читателя то, что эти места обетованные — это, в лучшем случае Миры Покоя… вечного Покоя для людей, то есть для большинства — для нас, не "мутировавших".
   Неужели популярный гуманист-писатель с мировым именем и обладатель большого количества литературных премий Саймак — тайно, но амбициозно примерял на себя камзол Воланда-Мефистофеля? И возможно серия книг писателя на самом деле могла бы называться… "Фальшивые миры Клиффорда Саймака"?!
    И всё же, господин Журналист, Егор Алексеевич и Вы, Ваня, — вы обязательно прочитайте этот удивительный роман! Может, я что-то упустил или неверно понял суть написанного господином Саймаком?
    Ведь это, наверное, так некрасиво — до конца не разобравшись, подозревать гуманиста-фантаста во лжи…
 


               Эпилог

   "Там...- вечное, вечное Лето.
   Там...- Вольная Жизнь!"
   (Сергей Трофимов)


     Александр Сергеевич аккуратно снял с лица и бережно положил очки со сломанными дужками на прикроватную тумбочку. Затем тяжело поднялся со скрипучей койки и медленно приблизился к полуоткрытому окну палаты. Уперевшись ладонями в край подоконника, он  высоко вскинул голову вверх, и опасливо сощурив веки глаз, попытался взглянуть на безоблачное синее и чистое небо над Москвой. Был конец марта — в общем-то, лишь начало весны, но солнце уже успело высоко подняться над горизонтом и светило по-летнему жарко. Александру Сергеевичу внезапно захотелось пережить те давние ощущения, когда давным-давно он вот так же стоял у открытого весеннего окна своей старой московской квартиры и пытался сквозь опущенные веки запечатлеть в памяти необычные солнечные образы: рисунки, лучи, круги…
    Он несколько раз взглянул на палящий небесный диск и затем быстро закрыл глаза. Он ждал. И вот, кажется, ему удалось что-то разглядеть…
    На соломенного цвета обратном экране сомкнутых век, яркая и расплывчатая солнечная плазма сжалась в бледно фиолетовое пятно, чем-то напоминающее крест! А вокруг, на некотором расстоянии от фиолетового пламени-креста кружились… золотые мелкие блёстки-звёздочки! Они, как нимб или круг окаймляли необычное фиолетовое Светило праздничным весёлым фейерверком. То — сужая, то… раскрывая шире свои объятья. И кружили так, как будто кто-то там наверху заставил их вращаться против часовой стрелки!?
    "Что бы всё это значило, — подумал Сергеич.— Неужели это и есть… кольцо? То самое… "Кольцо Вокруг Солнца"?! Но если это так, то может быть, уже сейчас, где-то далеко-далеко, а может даже совсем рядом с нами, существуют эти невидимые нам удивительные миры! Особые участки земли — с зелёной травой, чистой водой и волшебным целительным воздухом под Всевидящим Оком летающих светлячков, — похожих на детскую юлу, зависших над этими райскими  мирами, стражей покоя и справедливости на нашей возрождающейся Планете?

***

Лист чист, он — бел!
И он пока невинен…
Но Замысел уже рождён.
Рожденье требует…
Прописки в этом Мире!

Терпенья миг один!
Из лабиринтов памяти, из Времени Реки
Неясным контуром очерченное Слово…
Находит своё место в нужный срок.
И снова…
Бежит Поток в старательский лоток,
Песок и Мысли Суть навечно разделяя…

О, удивительный итог Великого Деянья!
Сам  изумлённый Автор, в руки взяв
Значками испещрённый лист,
Находит   скрытый,  потаённый Смысл!
Слова, сплетясь и отдаляясь, являют Миру новое,
Нежданное Звучанье…
Как та, древнейшая Артель,
Что всё же дождалась заветного Улова,
В который раз, вновь повторю, воскликну я:
В Начале, точно знаю,— было Слово!
И Авторский Проект и… Замысел, друзья!

(Ваня Бессонов "В начале было…")