Этот фантастический светлый Мир. Начало

Егор Убаров
     Клиническое литературоведение

     Моим читателям, от Автора с любовью...

Лекция Профессора Сергеича на собрании А.М. Лиги Горпсихбольницы

—Да, Егорша. Простым наивным  "деревянным человечкам" уготована вечная участь: вырваться из одного Театра-Храма, и моментально оказаться в другом, внешне прекрасном и новом… поначалу.  И так — до скончания времён!
—Коллеги, но ведь в тоже время "прозорливый ум"  и чудное "провидение" в течение многих веков ведут человечество по широкой дороге… образования, культуры и искусства к…
—Это ты самую точку! Ведут прямиком к "Храму S"! Всё ясно, как божий день!
                ("Проект Буратино")

  Пролог

     Солнце в марте имеет обыкновение заканчивать  движение на Запад и медленно, но верно с каждым днём возвращается на своё обычное место. Восход привычным образом перемещается всё дальше и левее… на Восток.
    Удержаться, чтобы не распахнуть высокие окна и не впустить весенние солнечные лучи в хмурые, не отошедшие от  зимней спячки стены и объятия московской квартиры, — невероятно трудно, практически невозможно. Сколько ещё их будет впереди, этих ярких весёлых дней — а ну, попробуй, угадай! В любой момент облака могут скрыть это желанное тепло своими непроницаемыми кучными стадами. Откуда не возьмись, поднимется ветер, и завоет, запоёт в сквозняках приоткрытых дверей. А лёгкие небесные снежные пылинки вначале поднимутся вверх, подпираемые легкомысленным лёгким ветерком, а потом… собравшись в плотную снежную завесу устремятся на восток. Ветер окрепнет, почувствует свою силу и погонит тонны отяжелевшего белого ледяного пуха вперёд и вперёд…
    Человек очнулся от своих мыслей, подошёл к огромному высокому окну кухни, распахнул створки, и разумно решив подпереть их толстым полотенцем снизу, чтобы не закрылись, расположился напротив окна. Лицо и шею обожгло жаром. Кожа давно отвыкла от прикосновений солнца. Он зажмурил глаза. Вначале под закрытыми веками он видел ярко оранжевые пятна. Затем, когда первый ожог прошёл и зрачки успокоились, спрятавшись за тонкой бронёй век, человек увидел…
    Он подумал, что непривычные к солнечному свету глаза, играют с ним свои странные болезненные игры. Он наблюдал меняющие свой свет шары огня, сферы цвета пурпура и расплавленной стали. Затем перед ним возник… рисунок! Человек приготовился к тому, что непонятный сюжет скоро сменится шарами и радужными сферами, но он ошибся. Рисунок был чётким…
   Справа и сверху внутреннего взора возник небольшой ярко-жёлтый шар. Затем, шар стал менять свою форму. Шар как будто обрёл узкий рукав-шланг и направил его вниз!
Чем был наполнен шар, человек так и не понял, но небесный фломастер или волшебная солнечная ртуть нарисовали в пространстве прикрытых век… нарисовали букву S!? Неужели… С — это Солнце? Но при чём тут латинская S?
   Мысль работала сумбурно, но сомнений быть не могло: это была буква!
   Человек открыл на мгновение глаза и снова закрыл их. И теперь он увидел, как наяву…
летающую тарелку, ту самую,— полуреальную-полумифическую. Такие тарелки он видел раньше только в фантастических фильмах или на рисунках в сомнительных псевдонаучных материалах "самиздата". А ещё он видел такие, похожие на игрушечный волчок, объекты на обложках книг писателей фантастов. Корпус НЛО плотно удерживала дополнительная деталь — пояс-обечайка с несколькими ярко светящимися, как окна трюма, кругами или отверстиями. Сквозь эти былые от света окна космического корабля, вниз струились мириады лучей. Сюжет показался человеку знакомым. Он поймал себя на мысли, что видел уже всё это когда-то. И может даже совсем-совсем недавно…


          Часть первая

     Фантастика, да и только!

    Здравая логика размышлений обязательно приводит, уж если не к Истине, то хотя бы к Холсту, за которым скрывается потайная дверца истинного хода-лабиринта Истории. Но тот самый, наивный "деревянный человечек", который живёт в каждом из нас, не решается даже заглянуть за внешний образ или маску сути вещей!
(Из архива А.М. Лиги горпсихбольницы)

    Да, мои коллеги, хоть и с опозданием, но всё же приходится со стыдом признаться в том, что такой литературный жанр, как фантастика, никогда не привлекал к себе моего особого внимания и даже малейшего интереса. Классические фантастические сюжеты: космические корабли или пришельцы, полёты в будущее или прошлое — также не нашли особого отклика в душе. Ну, и что это? Бурная фантазия? Сказки для взрослых, которым просто больше нечего делать или не чем другим озаботиться в жизни! Короче — всё легковесно и не имеет никакого отношения к нашей реальной жизни. Ну, разве что — не плохая база для целой отрасли под названием научная или даже псевдонаучная фантастика-небывальщина! Да, наверное, такое представление о художественной фантастике присуще многим…
    Разумеется, и в этом жанре порой привлекали к себе внимание произведения отдельных писателей. Например, рассказы Рэя Бредбери. А почему так? Да, дело в том, что его "фантастика" как раз и не казалась таковой! Это скорее выглядело, как… описание реальности, но под каким-то удивительным необычным углом зрения.
    Да, есть такие писатели, это факт! С одной стороны — вымысел, а стоит задуматься — так нет, не бред и не сказка! Кажется, что чуть-чуть сдвинь грани такого литературного "кубика-рубика", и вымысел станет… правдой нашей жизни, реальным отголоском наших глубоко запрятанных в лабиринтах памяти сомнений, догадок, страхов и неоформленных логикой мыслей. Сегодня мы с вами на нашем собрании "А.М. Лиги" познакомимся с одним из таких фантастов! Милости просим, — Клиффорд Саймак и его повесть 1953-го года "Кольцо вокруг Солнца"!
    Повесть начинается с рассказа о нескольких днях из жизни необычного человека, мистера Виккерса. Простого американца, талантливого и популярного писателя, но — какого-то странного и по сути… одинокого по жизни. Это ощущение непохожести на всех остальных, окружавших его людей и сыграло с персонажем удивительные игры в итоге.
    В один из дней, писатель впервые для себя обращает внимание на возникновение в городе сети по продаже удивительного нового продукта: автомобилей, которые работали вечно — "вечмобилей", не затупляющихся бритв, синтетических углеводов — заменяющих растительные и животные продукты питания и даже новые, прочные и светлые дома из новых строительных материалов! И что самое удивительное — всё это высочайшего качества и ничтожно дёшево! А если прибавить к этому магазины первоклассной дизайнерской одежды по смехотворным ценам и ещё массу всего-всего на свете? "Ух, ты — голова кругом", — как любит выражаться наш сопалатник Егор Алексеевич. Люди в городе ошеломлены, не знают радоваться им или огорчаться, все в недоумении и… подозрении: а с чего бы это всё?
   Умные головы понимают, что такая разнузданная "благодать" не может привести ни к чему хорошему! Ведь тогда рано или поздно закроются заводы, возникнет массовая безработица, и в итоге: благо обратится горем для обывателя. Люди в городе собираются в отряды и выступают против Новых Компаний Новаторов! Люди крушат магазины и офисы по продаже вечмобилей, квартир и прочей другой новой продукции.
    Небольшой американский городок наполняется слухами о… неких Мутантах! Газеты пестрят громкими заголовками и возмущёнными статьями о появлении "новой расы людей, называемых мутантами, которые пытаются захватить власть над Миром"! При этом сведущие специалисты даже прямо заявили, что под мутантами надо понимать тех людей, чья генетика претерпела резкие изменения "наследственных форм", не отразившись на внешнем облике самих мутированных. Разумеется, что в этом случае отличить мутанта от обычного человека не представляется возможным! Земляне начинают своеобразную "охоту на ведьм". А вам, друзья это не напоминает времена Инквизиции?
    Герой повести, писатель Виккерс, делает свои выводы, несколько отличные от тех, которые начали публиковаться в прессе городка. Ему даже пришла в голову мысль о том, что "маленькое содружество мутантов могло бы содействовать развитию человеческой расы", а вот открыто заявить о себе такие "особенные люди" не могли! "Мир нормальных людей восстал бы против них и разорвал только за то, что они не такие, как все". Да, по-видимому, этот Виккерс был невысокого мнения о своих соседях по планете…?
    И он начинает серьёзно анализировать создавшееся положение и задумывается...                "о несовершенстве обычных людей и их комплексах". Клиффорд Саймак описывает это так:
"Он (Виккерс) испытывал жалость к этим взрослым людям… их движение стало бегством от действительности, но от чего именно?
     Может, от неуверенности в себе? Они жили в повседневном напряжении, которое не оставляло их в покое ни на минуту, хотя и не перерастало в страх. Возможно, их мучило постоянное неосознанное сомнение, а такое состояние духа не могли компенсировать никакие ухищрения технологической эпохи."
   Эх, — думает наш Виккерс, — с кем бы обсудить все эти непонятные события! Писатель Саймак приходит на помощь своему протеже и дарит ему беседы с соседом, странным стариком Фландерсом. Вот их разговор, в котором собеседники обнаруживают…
    А впрочем, коллеги, судите сами! Простите, но придётся зачитать этот текст почти полностью.

             Новый фактор влияния на дела Земные

     "—Какие новости?
     —Ничего нового. Все те же разговоры о войне.
     —Они не прекращаются уже добрых тридцать лет, …правда, мировая война могла вспыхнуть, по меньшей мере, раз двенадцать.
     —Я как-то никогда об этом не задумывался, мистер Фландерс,— сказал Виккерс.
     —…Сколько раз великие державы оказывались перед выбором — начать войну или уступить. И они всегда уступали. Однако так происходит лишь последние тридцать лет. Вам не кажется, мистер Виккерс, что появился какой-то новый фактор?
     —Вы полагаете, существует некий психологический фактор?
     —Не исключено, — ответил Фландерс, — как не исключено и вмешательство.
     —Вмешательство? Чьё?
     —....Столетие назад с нашим миром что-то произошло. До тех пор наблюдался медленный прогресс… И вдруг, до сих пор мелко семенившее человечество, двинулось вперёд семимильными шагами. Люди изобрели автомобиль, телефон, кино, летательные аппараты. Появились радио, телевидение... И четверти века не понадобилось, чтобы классическая физика уступила место новой форме мышления. ...Появились такие науки, как атомная физика, квантовая электроника.
     —Вы хотите сказать, — прервал его Виккерс, — произошло нечто, что сбило человека с его пути? Но так случается не впервые. Был Ренессанс, и была промышленная революция.
     —Я не утверждаю, что это произошло впервые, — ответил Фландерс. — Я только сказал, что это имеет место. Значит, мы являемся свидетелями какого-то явления. Но кто пришпорил выдохшуюся лошадь цивилизации и заставил её галопом рвануться вперёд, да так, что она, не выказывая усталости, не снижает скорости уже добрую сотню лет?
     —Вы говорите о вмешательстве, — сказал Виккерс. — И дали волю своей фантазии. Может, вы думаете, что это какие-нибудь марсиане?
     Фландерс отрицательно покачал головой:
     —Нет, не марсиане. У меня возникла более общая идея.
     Он указал сигаретой на усеянное звёздами ночное небо.
     —Там должны находиться неисчерпаемые источники знания. Повсюду в этом пространстве, окружающем нашу Землю, должны жить разумные существа, об уровне развития их науки мы можем только догадываться. Какая-то часть знаний, которыми они располагают, может оказаться полезной людям Земли.
     —Вы имеете в виду пришельцев?
     —Нет, — ответил Фландерс.
     —Но звезды слишком далеко...
     —Не исключено, что нам не понадобятся ракеты. Нам не придётся летать, а мы сможем попасть туда с помощью разума...
     —Телепатия?
     —Возможно, что это ближе к действительности. Разум, который исследует и ищет; разум, который пытается вступить в контакт с другим разумом. Если телепатия существует, то расстояния роли не играют — полмили или световой год, какая разница? Разум не подчиняется физическим законам, а следовательно, может путешествовать со сверхсветовой скоростью."
    Друзья мои, господин Журналист, Ваня и Вы,— Егор Алексеевич! Ничего, что я позволил себе зачитать вслух чересчур обширные места из книги? Мне казалось, что если вам раньше не удалось прочитать это произведение, то такое цитирование оригинала будет для вас весьма интересно. Если я прав в своих рассуждениях, то продолжим далее...
    Итак, судя по разговору, собеседники пришли к выводу о том, что Конструкция Истории народов Земли уже не раз претерпевала  сильнейшие изменения. Они упомянули даже эпоху Ренессанса! Удивительно, как эти высокообразованные соседи позабыли о цели Ренессанса — о Реформации, первопричине многих важнейших грандиозных изменений в мире! Может быть, в этом случае, они точнее бы представляли себе суть исторических перемен? Однако эта формула не пришла им в голову; но они всё же здраво подметили нарастание скорости темпов изменений на Планете. И задались поиском причин этого. Ну, а единожды поселившись в мозгу человека с высокими умственными способностями, мысль всё равно найдёт нужный ответ! Всё начинается с сомнений и вопросов — типичный путь великих открытий! Герой книги погрузился в раздумья о самом себе: неужели в нём самом было что-то… не как у остальных людей? Следует признать, что в романе существует ещё одна сюжетная линия, напоминающая… "любовную". Эта линия обозначена довольно слабо и мало узнаваемо для нас, обычных читателей. Может мутанты переживают любовные страсти также по-своему, не так, как мы? Как бы там ни было, но наш герой впервые обратил внимание на то, что сторонился общества, не мог завязать дружеских отношений, обычного человеческого знакомства. И, по-видимому, и сами люди сторонились его, Виккерса! Догадка ошеломила его…
    Ну, конечно же, талантливый и не похожий на остальных людей писатель Виккерс, всё понял и обо всём догадался! Он — и есть представитель этих… мутантов! А как иначе? Вот в чём кроется его непохожесть с остальными. А раз так, то наверняка должна быть причина и цели таких изменений в человеке, в тех, кто уже…мутант!
    Между тем, пружина накала событий в романе начинает раскручиваться с особой силой! Писатель получает приглашение на встречу с неким Крофордом, влиятельным общественным деятелем, который предлагает известному популярному в стране писателю активно встать на сторону Землян в конфликте с новой Сектой мутантов, полулюдей.
    "Крофорд: Отчаявшиеся люди… те кто добился успеха,— промышленники, банкиры, бизнесмены — те, кто достиг безопасного существования… положения в обществе,— представляющие вершину нашей культуры, — они утратят своё положение, если к власти придут такие, как Вы (Виккерс и ему подобные. А.С.) Они превратятся в неандертальцев, изгнанных кроманьонцами. Будет разрушена шкала ценностей, созданная с таким трудом.
    Виккерс покачал головой.
Крофорд: Мне кажется, Вы ещё не стали полным мутантом, Вы — куколка в теле обыкновенного человека. Сегодня Вы больший мутант, чем вчера, а завтра — Вы станете им больше, чем сегодня!"
    Эх, ведал  бы этот представитель промышленной и банковской элиты землян о том, как он ошибался, давая свои лестные характеристики представителям этой самой элиты?! В своё время Виккерс ещё успеет проинформировать "наивного" Крофорда и на сей счёт…
    Но, почему? Почему Крофорд предложил эту работу именно ему — писателю Виккерсу? И как он догадался о том, что писатель — мутант?  Что ж, "примитивные" Земляне оказались не так просты, как о них судили эти полу-пришельцы! Отгадка оказалась простой и логичной.
    "Крофорд хихикнул.
—Виной всему Ваши книги! В них было что-то особенное. Наш отдел психологии отметил это. Мы и других обнаружили тем же способом. Не спрашивайте меня, как наши психологи это делают. Вы и не подозреваете, какую работу мы проделали!"
    Представляю себе, как сжалось сердце перепугавшегося мутанта Виккерса! Господин Журналист и Вы, Егор Алексеевич, вы только вдумайтесь в слова этого всесильного Крофорда и представьте себе на минуту, что если некие психологи-аналитики задумают проанализировать содержание всех наших лекций и дискуссий об истории и литературе, то их конечные выводы могут действительно полностью походить на  анамнез в наших картах болезни! И это в лучшем случае, мои коллеги! А не дай бог, кому-то из этих "умников" придёт мысль о том, что все мы в нашей Лиге — мутанты?! Конечно, господин Журналист, Вас они объявят только "куколкой или личинкой"! А мы с Вами, дорогой Егор Алексеевич будем проходить в их особой  картотеке, как окончательные мутанты! Что Вы говорите?— "Не мутанты, а просто…М…"? Очень, очень хотелось бы надеяться хотя бы и на такой исход дела, наш правдоруб и правдорез, Егор Алексеевич. Однако, по моему мнению, термин для этого был Вами выбран крайне неудачно! Но, продолжим далее, если вам ещё не наскучили все эти около-фантастические разборки.

      Продолжение следует...