Как снимать любительское кино 2 часть

Серж Миронов
Часть вторая

Я не профи, я только любитель и фильмы мои любительские

Привет, видеолюбитель!

Это только конкретно мой опыт, он может быть со временем и твоим с твоими наработками и приёмами, потому что каждый художник всё видит по-своему.

Как я пришёл в любительское кино

Первые шаги

Снимая пусть даже незначительный материал, видео оператор учится применять новые для себя приёмы съёмки и изобретая что-то своё. Первый кто предложил мне заняться этим делом, был начинающий делать рост в бизнесе директор фирмы "ВЕК" Евгений Корбут. Значительно позже его контора переросла в торгово-производственную компанию "ВЕК" с розничной сетью "Экипировочный центр ВЕК".

Он-то мне и сказал, когда я занимался фотографированием туристкой братии на дне Туриста на пороге Ревун что на реке Исети у деревни Бекленищева и его самого за гитарой.

- Это надо снимать на видеокамеру!

- Зачем мне и так хорошо, — ответил я.

- Да ты не понял, видеокамера это, - Женя поднял глаза, в небо, показывая, что это нечто фундаментальное. - Понял?

Это сейчас он солидный бородатый дядька, а в то время (2004 год) это был гибкий худой молодой мужик с азартом в глазах перевернуть весь мир и установить свой продукт «ВЕК» на вершине туристической экипировки. Тогда мы запросто встречались на Ревуне, пили коньяк, водку, ну словом вели себя как все нормальные туристы. Женя играл на гитаре ну, а как он пел, это было что-то. Жаль, что в то время мне никак не удавалось поснимать его за исполнением песен. Осталась одна запись, и то я её испортил огромными титрами, не умея в то время правильно рассчитать их величину на монтажном столе. Никто ничего мне не подсказывал, учился на ходу методом проб и ошибок.

Поначалу делая снимки, я даже не придал значение сказанному — подумаешь видеокамера! У меня фотоаппарат полуавтомат Эликон-35С и так отлично снимает. Правда, до него было много разных моделей фотоаппаратов, но этот был незаменим в моих туристических походах. Но зато, какие я начал снимать цветные снимки на новые цветные плёнки заморских фирм «Kodak» и «Konica». Первые цветные фотографии в 1995 году я получил в салоне «Мир Фото». Выпучив от удивления глаза, я с нескрываемым восхищением рассматривал фотографии цветных снимков сделанных на Конжаковском камне. Вот это был цвет! Для того времени для меня это был фурор, бомба!

На первые увиденные мной видеокамеры я стал обращать, случайно видя как уже не советские граждане, носят в руках небольшие коробки и прикладывают их к лицу. Попросив посмотреть эти вещицы, я поначалу не придал этому значения и продолжил делать снимки на свой любимый фотоаппарат Эликон-35С.

Потом мне один мой товарищ продемонстрировал съёмку видеокамеры посредством видеомагнитофона через телевизор. Всё было замечательно — но денег на дорогую вещь пока не было.

— Это же не фотоаппарат! — сказал мне мой друг Владимир Глухов.

Поначалу я сначала не понял, зачем мне эта штука, но потом, познакомившись с этим новым для меня прибором по ближе, я решил, что оно мне надо и я купил её купил.

Первой для меня видеокамерой стала крутая на тот 2004 г. любительская цифровая камера японской фирмы SONI Digital 8 Handicam DCR-TRV355E с кассетой, фото флешкой и дистанционным пультом, формат DV. Но самое крутое в этой камеру было то, чего сейчас нет в новом любительском поколении камер поднимающийся обрезиненный цветной видоискатель, что ну очень удобно. Но это несколько служит попаданием пыли внутрь трущегося механизма, отчего там бывало, всё свистело. Но это касалось тех камер, у кого хозяин был безрукий и хранил свою аппаратуру как попало. Я же старался относиться, к ней как некому сокровищу — пылинки сдувал. Укладывал в пакеты, чтобы не дай Бог, что-то попало на неё.

Своя ноша не тянет

Скоро я дошёл до профессионального штатива фирмы SONI МСТ — 870 RM весом 2 кг, что было мало, на его ручке была устроена кнопочная панель управления, что даже лучше. Такой штатив свободно умещался в мною же специально пошитый рюкзак. В котором умещался сам штатив и в отдельности завёрнутые в пакет его голова, термос и бутеры. Во внешних карманах лежали вспомогательные части: дополнительные аккумуляторы, кассеты, шнурки и собственно сама драгоценность - видеокамера.

Потом я купил штатив Velbon Sherpa 250 1675 мм весом 4 кг, у которого голова оказалась низкого качества и постоянно тёрлась, затрудняя вращение. Я стал смазывать её специальной смазкой и дело пошло в гору.

Друзья смотрели на всю мою экипировку с сомнением типа и нужно тебе всё это таскать на себе? Но ведь не дрожащая камера это несколько лучше, чем держать её на руках пусть даже в ней есть стабилизатор.

Потом ещё было пара штативов которые у меня благополучно развалились. Сделаны большинство таких подставок под видеокамеры из тонкого железа и пластика. Ну, ноги ещё более менее надёжные, но вот что касается «скреплялова» — три элемента (планки) что удерживают ноги от разъезжания в разные стороны почти всегда низкого качества. А этот штатив Velbon Sherpa 250 у меня прожил недолго — улетел со скалы в реку вместе с видеокамерой.

Невезуха!

Вторая камера, которую я купил, была Mini DV Panasonic NV-GS180 3ССD трёхматричное мыло, но с отличной цветопередачей не хуже чем у первой камеры. Правда, насчёт фото там было в ней слабовато всего 2.3 MEGA PIXEL формат DV.

В отличие от своих более крупных собратьев по линейке с ней было удобно ходить в походы. Причём включал я её с ДУ через объектив с края левого угла, чтобы не было видно сам пульт. Если нажимать в ручную на кнопку ВКЛ/ВЫКЛ, камера дёргалась и картинка ломалась, а с пультом всё было круче.

С этой камерой у меня связано многочисленные ныряния в реки. То влетаю на байдарке «Таймень» на пороге в камень со следующим оверкилем, то переходя реку вязну в глубоком иле и теряя равновесие падаю так что невозможно удержать камеру над собой на вытянутой руке. Пытаюсь как-то спасти камеру, но от большой глубины камера тонет со мной, хорошо рядом оказываются друзья и спасают. Но камере приходит полный кирдык и никакая просушка её не возвращает в рабочее состояние и надо срочно нести к мастерам. Если плата окислится, то её сразу можно «выбрасывать» хотя она ещё может послужить даже отремонтированная в качестве перезаписывающего устройства. И просто экспонатом прошедшей эпохи.
 
Большая беда у кассетных видеокамер это то, что внутри их постоянно раскручиваются болтики и слышно по звуку как они «летают» внутри пока не попадут на плату, вызывая замыкание в электронике. Хотя можно было бы идти в мастерскую чтобы болтики приклеили, но в любом случае ремонт обходится примерно в 3000 тысячи рублей, правда, смотря какая камера. Разницы никакой нет. Никто эти болтики не приклеивает на хотя бы слабый клей, чтобы не отвинчивались, но вот в этом то и счастье мастерских по ремонту видеокамер. Как у автомобилистов — День жестянщика!

После пяти ныряний с байдарки объектив устроил бессрочную забастовку и накрылся медным тазом. Мой друг директор мастерской «М-сервис» Саша сказал, что дальше ремонтировать бесполезно линзы в полном нокауте, покупай новую камеру.

Предчувствие не обмануло

Следующая видеокамера — SONI Handicam HDR-HC5E 4 MEGA PIXEL цифровая уже с разрешением 1080i, но всё ещё Mini DV. С этой камерой послужной список фильмов самый короткий — упала со скалы вместе с видео штативом в бушующий поток реки. А я ведь её брать не хотел на съёмку не хотел, как знал… Но не внял я голосу разума и поехал на реку. Там всё и случилось.

Спустившись вниз, я увидел торчащие ножки штатива в воде меж двух огромных глыб. Зайти в реку означало бы, что меня попросту унесёт потоком, пришлось привязываться верёвкой на поводок. Камера и видео привод на штативе были включёнными на момент падения и естественно кроме замыкания получили порции грязной мутной воды. Ремонт камеры не получился, там было всё в песке и осадках. Только на почётное хранение на полке — за 30 т.р.

Высокое разрешение

С этой камерой у меня связано много всяких приключений, но с 2013 года, но тьфу-тьфу пока (постучал по доске) экстремальных ситуаций, что бы она убилась, не было. Хорошая надёжная камера, с которой я летал с велосипеда, разбиваясь в драбаган. У меня переломы, «асфальтовая болезнь, а камере хоть бы что! Но слетав на больничную орбиту пару-тройку раз, стал вести себя осмотрительней, болеть в разгар сезона это как-то накладно и обидно.

Первый фильм который я снял этой камерой «HD 27 минут «В августе на Чусовой» 2013 г.» Но в этом походе меня постигла первая серьёзная неудача. На новых камерах перед объективом стали применять автоматические шторки. И надо же так случится, что после съёмки достаточного большого материала в конце похода как раз на самом интересном месте какая-то соринка попала меж шторок и зажала их на полураскрытии. А я хотел ещё снять каменную арку на камне Новиков.

Оставшихся планов съёмки на реке Чусовой было громадьё но не сложилось и первый фильм, снятый этой камерой получился таким какой он был снят до аварии с камерой. С тех пор я применяю специально защитное стекло, которое накручивается на объектив.

Последний штатив JIE YANG JY509A я купил на «AliExpress» (8 т.р.) но и этот в некотором развале хотя качество у него намного выше предыдущих всё таже (пошлая) поломка «скреплялова» — три элемента (планки). Но я будучи умельцем и из этого положения выкрутился с честью заколхозив свою систему супер «скреплялова».

Сначала мне фильмы помогал собирать мой друг врач Владимир Лясик но меня многое не устраивало в его монтаже я и решил попробовать это делать сам. Но как, мне был нужен тот, кто это умеет, чтобы не мотаться к Лясику в Первоуральск. И вскоре я узнал, что фильмы снимает и монтирует мой друг Юра Еликов, вот он-то и стал моим видео гуру.

Он показал, как вообще происходит монтаж фильма сначала в ноутбуке, потом компьютере хотя разницы никакой нет. Пришлось купить достаточно мощный для этого компьютер, который бы отвечал всем условиям для монтажа. Побродив по своим друзьям меня, перенаправили к одному компьютерному гению. Оказывается он работал на небольшом секретном заводике и всё время был занят так что дозвонится, а тем более достучаться до него было делом тухлым. Ну, я используя свой природный талант напустить дыму прошёл к нему минуя три поста охраны в корпус «N» поднялся на четвёртый этаж и постучался в кабинет 9.

Зайдя в кабинет компьютерного гения я представился. Гений сидя за кучей электронной начинки какого-то ящика открыв было удивлённо рот посмотрел на того кто меня к нему послал — на Юру Римлянина.

— А как он сюда прошёл?

— Так Проходимец же.

— Что тот самый? — гений посмотрел на меня и протянул руку поздороваться. — Но там же охрана!

— На первом посту я представился новым главным инженером про пропуск даже не спросили, на втором мастером калибровочного цеха, а на третьем так вообще вашим близким родственником — кузеном… В это можно верить или не верить, а я ещё не в такие места проходил. Меня так друзья и называют — Проходимец! Была бы охрана, а то старушки с вязальными спицами...

Я в кратце рассказал, что мне нужно, и он посоветовал один известный магазин "Трилайн". Сказав, что пусть мне сначала насчитают цену всех компонентов, а потом я должен приехать к нему и показать всю будущую начинку на листочке.

— Так что мне снова сюда к вам? — спросил я.

— Ну, как-то вы сюда прошли, так что давайте заходите, чаю не обещаю, а коньячку нальём!

В магазине мне накрутили цену до 65 тысяч, от чего я как-то приуныл и с этим поехал к гению. На проходной старушка встретила меня как родного. Я показал бумажку с компонентами гению, он посмотрел , что мне предложили в качестве начинки, посмеялся и написал то, что на его взгляд было бы для меня лучше.

— А может вы позвоните? — спросил я.

— Отсюда нельзя, а с моей трубы тем более, шифруюсь. Скажите там мой позывной «Байкал 61». Идите, время — деньги!

Я вернулся снова к менеджеру магазина и показал бумажку, тот сразу озаботился и тихо от посетителей спросил от кого я прибыл. Получив ответ, он чуть ли не расшаркался ножкой и доверительно сказал, что мой друг - большой человек в мире компьютеров и всегда закупается именно у них, (ну, как в кино) и они очень его ценят.

Резко умерив свои аппетиты, мне снизили цену до 27 тысяч рублей, что меня, конечно, устроило, и я решил, что надо брать пока дают. В видеоигры я не играю, считая их бесполезным для себя делом. Монтаж фильмов для меня стал как сладкая творожная запеканка, запечённая в сметане с узорами вилочкой на поверхности.

Сначала я Юрика Еликова ругал, что он якобы специально мне подсунул трудную программу для освоения монтажа, но он сказал, что эта программа вообще школьная для начинающих. Учение было трудным, что даже подумал, что я настолько тупой, что не могу освоить программу для школьников. Поначалу я даже хотел выбросить компьютер из окна. Юрик меня успокаивал и лечил, что программа легче лёгкого, короче фигня. Конспектируя наставления своего учителя в тетради, я с ним ругался до полного разрыва в дружбе. Когда учёба в программе Adobe Premiere Pro было закончено Юра сказал мне.
- Ну, вот, а теперь от сложного к лёгкому, теперь ты будешь понимать все другие программы.
Тут я и сел. Оказывается, он мне всё время показывал самое сложное уверяя что это школьно-пенсионерская программа! А потом я и сам когда въехал поняв что ничего трудного в этой программе нет и сам всё могу объяснить на пальцах любому новичку. Правда Юра показывал мне не в последовательности, а в нырянии то туда, то сюда, почему я и путался всё время. Это если бы начать первокласснику показывать высшую математику, а потом резко перейти на 1 + 2.
- Объясняю как умею, я же не учитель, самого вот так же научили, - сказал мне Юра.

Но я понял одно что объяснять нужно от лёгкого к сложному и тогда всё пойдёт как по маслу, а не наоборот.

Мой друг Юрий носит с собой на съёмки более дорогую камеру чем моя которую он купил со свои другом Сашей Турчаниновым в складчину именно для съёмок разного рода мероприятий. Но эта камера не для походов где с ней может случится всё что угодно и ремонт может влететь в хорошую копеечку. И это уже бывало.

Так что я обхожусь своим «мылом» которое мне приносит огромное удовольствие и некоторую денежку. Есть те кто считает, сидя за клавой на различных форумах, что моё кино убойное хавно! Спорить не буду, но хавно не пахнет и всегда у любого кинА есть и будут свои критики, что в принципе приятно, что хоть кто-то его смотрит!

Но когда говорят что хавно всё — то понятно что это утверждение голословное, просто просмотреть видеотеку в 150 фильмов это убить немало ценного времени. Так что когда ругают без причин и указаний, значит кино удалось и надо продолжать дальше. Я сам к примеру если мне какое-то кино не нравится всегда стараюсь подсказать, бывает что меня посылают лесом, ну и хрен на таких авторов, им же хуже.

А вообще я заметил что оказывается можно отслеживать количество просмотров и тем самым понимать что те кто отзывается о всех фильмах негативно, их попросту не смотрят.

А я и не утверждаю что абсолютно все мои фильмы в шоколаде, да, есть откровенное хавно но в большинстве это касается формата DV где качества ноль.

Это зависит и от «убитых» носителей с которых всё писалось и от сайтов на которых всё смотрится. Если с записанных дисков (не инет) то качество подрастает.

Абсолютно всё снятое любительское кино это откровенное "мыло" которое тянется к профессиональному уровню, но это не те технические возможности и не те финансовые вливания. Но вот снять своё кино на уровне профи вполне можно. Если пользоваться видеокамерой с умом, а не кукольным Петрушкой.

Все мы не Моцарты но тянуться к высокому видеоискусству нам вполне по силам!

В теме "Как снимать любительское кино" будет уделено внимание тому без чего обойтись никак нельзя но и лишнюю "воду" заливать в свой компот не будем.

Примечание.

У многих туристов на руках множество разной видео техники, если есть что куплено постарайтесь выжать всё полезное на что она способна. Мы же покупаем технику по деньгам и то что было вчера устаревает в техническом прогрессе но всё-таки работает. И кичится тем что у меня крутая камера, а у тебя отстой не надо, вы лучше покажите на что вы сами способны с вашей техникой и что вы можете показать своему зрителю.