Екатерина Барятинская - 2

Виктор Хохлов 2
Виктор ХОХЛОВ






Екатерина Барятинская-2

Трагикомедия  в двух действиях.













Рязань - 2021.
 





Д е й с т в у ю щ и е    л и ц а.
Е к а т е р и н а   В л а д и м и р о в н а   Б а р я т и н с к а я   -   супруга графа Себастьяна  Штаремберга

  Действие происходит в 1684-1685  годах в Вене, Мюнхене.
  Екатерина Барятинская , оставшись вдовой, в 1682 году выходит замуж за австрийского графа Себастьяна Штаремберга  -  крупного дипломата в правительстве Императора Священной Римской империи Эрц -  Герцога Леопольда  Первого.  При этом,  волею случая,  Екатерина Барятинская становится временно  и резидентом русской разведки в Европе.
Д е й с т в и е   п е р в о е.
                Картина 1.

         Утро.  Дворец  Штарембергов в Вене. Библиотека графа. Входит   Б а р я т и н с к а я , останавливается перед большим зеркалом.
 
    Б а р я т и н с к а я.   Плохо спалось. Благо турки кофе в Вену завезли  во время осады и сделали обычаем пить этот удивительный напиток по утрам.  И почему турки до сих пор до Переяславля Рязанского не дошли хоть один раз...Как вспомню эти осенние холодные дни на   Трубеже  да еще с комарами -  дрожь пробирает.   Хотя Кирилл Полуэктович Нарышкин всегда так гостеприимно встречал нас  с Князем Григорием  Григорьевичем Ромодановским.
    Вечером Себастьян был сосредоточен и только лишний бокал вина за ужином вывел его из невеселого состояния. Посмотрел на меня и говорит задумчиво  -  " превосходно,  что  у тебя проблем нет".  И начал рассказывать о крупном совещании европейских контрразведчиков.
    Так было интересно!! Но ведь мне записывать ничего нельзя!  Пока кое-что помню надо разложить по полочкам информацию здесь - в тишине. Только сейчас оценила как правильно делали  папенька и маменька  - заставляли меня учить  латынь!! И все эти европейские тарабарские языки понимаю и память хорошая.   
    Оказывается,  европейцы знали, что Федор Алексеевич Головин был резидентом.
Я спрашиваю Себастьяна - кто такой резидент? Должность при дворе?  Он говорит да, при нескольких,  причем сразу!! И это должен быть умный мужчина, неприметный по внешности, семьянин. И проблема в том, что Головин уехал, а поток секретной информации в Москву не прекратился. А это значит, что новый резидент эффективно работает, а они не знают кто он...
     Я теперь поняла, почему Софья Алексеевна подарила мне деревеньку под Курском  - двадцать пять дворов!  Жалко, что вместо меня крестьянам куклу подсунули и они кланяются ей!! А меня вот здесь за дурочку держат... хотя я такая красивая! Плакать хочется!!  Ну ладно, слезы еще будет повод выплакать...
   А что, в принципе мне нравится резидентом подрабатывать.. Все сводится к тому, что если кто обращается ко мне с вопросом, то надо правильно либо кивнуть головой - типа да.. или покачать головой - типа  - нет!!
   Вернемся к существу. Самым интересным было то, что Франция собирается в новом 1685 году  послать иезуитов-переводчиков в Китай. Они узнали, что Головин поедет в Поднебесную вести переговоры с Императором Канси.  Иезуиты составляют  международные договора  для Империи  на латинском языке. Франция. а значит и вся Европа раньше времени будут знать о чем договариваются русские с китайцами.  И,  кроме того, туда будут вплетены не только наши интересы, но и европейские, а без нашего ведома это не есть хорошо. 
    Я думаю из Москвы придет инструкция сделать так.  чтобы хоть один иезуит был наш человек.  Здесь без Олимпии Манчини не обойтись...Кардинал Мазарини - был ее родной дядя.  И тем более, что в последнее время она стала любить захаживать к нам с Себастьяном в гости!!  Она одна осталась в Вене - сыночек ее - принц Евгений Савойский очень продвинулся по военной службе и постоянно где-то воюет...А король Людовик  запретил ей появляться в Париже. Даже не понимаю, как ее могли застать  с ядами при дворе. Такая умная женщина! Мы с ней разговаривали по поводу судьбы царя Федора Алексеевича. У нее своя интересная версия.

       Звучит музыка из оперы Кармен. "Торреодор..."
               
                Занавес.
                Картина 2

         Солнечный полдень.  Большой балкон дворца  Штарембергов в Вене. Второй этаж.  Великолепный вид на Хофбург.  Б а р я т и н с к а я   сидит в плетеном кресле, подставляя лицо солнцу.  Звучит музыка "Сказки Венского леса".

    Б а р я т и н с к а я.  Так хотела поехать с Себастьяном в Баварию...но он меня не взял с собой. А до этого случилась одна история, которая не выходит у меня из головы. Неделю назад был бал в императорском  дворце Хофбург.  Олимпия Манчини уговорила меня пойти туда, чтобы составить ей компанию.  Ее сыночек  Евгений приехал ненадолго в Вену и после солдатского быта рвался в свет. А ей так хотелось посмотреть что за подружка у него появилась.
    На балу я танцевала с Леопольдом Первым. И взгляд у него был какой-то пристальный, без привычного обожания. И он совсем не следил за движением пар.  Во время вальса я не помогла императору  уступать дорогу  паре  Евгения Савойского  и дочки генерала Рюдигера. Мы столкнулись.  Леопольд рассыпался в извинениях и молча проводил меня до кружка дам.  Его супруга меня просто уничтожила своим взглядом.  А она особа непростая - императрица.  Покойная  жена  Леопольда Первого смогла даже  убедить императора выселить евреев из Вены.
    Манчини это все отследила. Подошла ко мне и прикрывая веером лицо тихо сказала, что я сошла с ума. Я пожаловалась, что в последнее время растеряна и хотела бы попасть на исповедь к какому-нибудь видному иезуиту.  Олимпия расцвела. Она давно подбивала меня войти в католическую веру.  И сказала мне, что есть один иезуит, очень ученый и приятный в рассуждениях. Как раз собирается ехать куда-то в дальнюю командировку и с охотой  напоследок общается с прихожанками в кафедральном соборе Святого Стефана.  И она обещает все устроить.
    Я все-таки перед этим решила съездить провести эти великолепные солнечные дни в Граце и в одиночестве  отдохнуть от суеты.. Но Себастьян попросил меня остаться в Вене и проследить как трубочисты перед зимой выполнят свою работу.  Тем более камин в кабинете  стал плохо гореть, а посторонним без присмотра там делать нечего.  И вот я сижу одна и  жду вечера - тогда можно будет выпить вина... красота... только вот шум какой-то на крыше...О Боже!!
   
      Не удержавшись  на карнизе,  с высоты четвертого этажа на  балкон  падает трубочист.  Барятинская  наклоняется над  беднягой.    

    Б а р я т и н с к а я.  Это же надо как упал неудачно - лицом вниз. Тяжело его переворачивать. Ого!! Чувствую в меня сверху  целятся. Да, мишень я хорошая, особенно со спины!! Ужасное состояние,  когда на тебя смотрят через прицел... и глазки не построишь... Похоже,  этот второй засмотрелся на прелести красивой женщины!! Главное двигаться в этой ситуации.  Наконец-то перевернула! Ой, так у него еще и пистолет за поясом - вот это кстати. Тем более что это дорогой, но надежный трехствольный Лоренциони.

     Барятинская хватает  пистолет,  взводит курок и резко вскидывает руку и стреляет вверх в сторону карниза.  На балкон падает еще один "трубочист".

    Б а р я т и н с к а я.  Точно говорят, что красота спасает мир... уж жизнь красивой   женщины - точно!!  Этим орлам  непривычно бегать по крышам с пистолетами в руках. И очень вероятно, что они явились  по мою душу.  Настоящие трубочисты должны были прийти завтра.  Пистолеты заберу себе - отличный бой! Точно  еще  пригодятся!  -  А так  вызову полицию - вот они грабители!!
    Четыре превосходных пистолета!  Удача! Один подарю начальнику полиции, другой Себастьяну. Два оставлю себе - на всякий случай!
    Ой, он шепчет... "Наташа, Москва..."  Дружок!! В Москве Софья, Наташа в Преображенском!!
    Теперь посмотрим, что у них в карманах.... Протоколы заседаний Тайного Совета Священной Римской Империи ... ого!! Так,  похоже  и сам Себастьян работает на какую-то разведку!! А что удивляться - столько лет в профессии!! И кому же он их собирался передать или, по крайней мере  показать?
     Интересно, сами эти трубочисты знали, что они прихватили из кабинета хозяина дворца? Или их привлекли великолепно оформленные бумаги с золотым тиснением? Понадеялись продать их задорого на блошином рынке.  Хорошие  копии очень трудно будет сделать. Придется  мне  раскошелиться. Я копии положу на место - мужа нельзя подставлять.  а  оригиналы мне самой  пригодятся.

Занавес.
Д е й с т в и е   в т о р о е.
                Картина 1.

         Утро.  Дворец  Штарембергов в Вене. Спальня. Б а р я т и н с к а я    с  трудом поднимается с постели.

     Б а р я т и н с к а я.  Тяжело даются мне стрессы.  Эти беседы с полицией не добавляют хорошего веселого настроения. Но с другой стороны, если уж за меня взялась турецкая разведка, то лучше отсидеться во дворце. Тем более, что Себастьян усилил охрану.
     Исповедование пришлось отложить... Олимпия расстроилась, но ничего не поделать.  Такое впечатление, что Олимпия нуждается в средствах.  Может быть на чистоту поговорить с Олимпией - я имею ввиду вербовку одного из иезуитов.  В качестве гонорара передам ей Протоколы... она придумает как из такой ситуации сделать немалые деньги.  Да что там думать.  Луиза де Керуаль легко передаст их Людовику... за деньги конечно... а французы сейчас очень нуждаются в информации о намерениях Священной Римской империи... борьба за наследство Испанкой Короны начинается!!  Но после этого Луиза, если догадается тоже сделать копии, легко сможет их и Карлу Второму продать.    При этом Себастьян останется вне подозрений!!  Ради любимого мужа я готова на все!!
    Но я думаю, что и Себастьян любит меня такую красивую! Как-то поделикатней надо ему намекнуть, что я бы не возражала переехать в Баварию.  Мне кажется ресурс моих хороших отношений при дворе Леопольда Первого  исчерпан.  Да и в Баварии я буду лучше защищена от людей Султана Мехмета Четвертого... Может быть Себастьяну удастся получить пост Посланника  в Баварии?  Тут опять без Манчини не обойтись.  Придется замешивать  коктейль с тремя ингредиентами.  Уж рубить руку так  сразу, а не по пальчикам!!
    Надо изложить все в записке и переправить в Посольский приказ к Украинцеву... да при этом еще и обосновать сумму, которая потребуется на всю эту затею.  Так что,  пожалуй,  еще недельку посижу на больничном здесь во дворце,   да в спокойной атмосфере займусь эпистолярным жанром!! 
    Еще надо обдумать вариант переезда в Пруссию. Хотя там дождливо... скучно...Балтика... Да и  Фридрих Вильгельм грубоват. В тоже время как красивая женщина и утонченная натура я люблю его грубоватые шутки. Если Себастьян не согласится переехать в Пруссию, значит он работает на них. Ведь он там тогда не нужен.

               
                Занавес.
               
                Картина 2.

         Гостинная во дворце Шарембергов.  Около камина, за столиком, накрытом для кофе, сидит                Б а р я т и н с к а я   в раздумье.
   
     Б а р я т и н с к а я.   Олимпия молодец, что приходила навестить меня.  Правда,  мне этот разговор еще тяжело дался.  Я ей начистоту выложила все соображения по "иезуитскому" делу. С ее опытом дворцовых европейских интриг иначе нельзя.  Она сразу поинтересовалась,  в чем необходимость такой сложной дипломатической операции.  Европейцы без надобности  мало интересуются событиями в Московии.
    Пришлось ей рассказывать причины неудачи  посольства Николая Гариловича Спафария в Китай в 1675 - 1678  годах,  частично еще при царе Алексее Михайловиче. При посольстве Спафария в ходе экспедиции  в Китай было допущено две ошибки - малое сопровождение вооруженными отрядами боеспособных опытных  бойцов ... и предательство своего собственного переводчика...
    Олимпия прекрасно помнит Николая Гавриловича Спафария.  Правда,  при дворе Людовика Четырнадцатого его там знали как Николай Милеску и был он фантастический красавец! Он уже тогда служил  послом Оттоманской Порты в Париже.
    Наверно не случайно после службы Спафария на дипломатическом поприще  во Франции, Алексей Михайлович  пригласил его в Москву. Видимо этим снова замкнулся  европейский важнейший  треугольник "Москва- Константинополь - Париж" . И Европа погрузилась в спокойствие и тишину.  Все три важнейших центра занялись решением своих внутренних проблем и не мешали друг другу - лишь небольшие разборки с соседями... Но многое надо было согласовывать, чтобы не нарушить баланс интересов.
    Алексей Михайлович очень рисковал с таким предложением Спафарию.  Последний был замешан в государственном перевороте в Валахии...Чуть не лишился жизни...но как опытный интриган - выкрутился... правда на последок ему прижгли нос... Случайным это не назовешь...
 
Звучит Марсельеза.   
                Занавес.
               
                Картина 3.

    1685 год.   Мюнхен. Утро. Особняк Посланника Штаремберга  .  Гостинная.  На спинке диване накинуто лиловое платье .    Б а р я т и н с к а я  в пеньюаре из китайского шелка поливает роскошные  комнатные цветы.

    Б а р я т и н с к а я.   Курфюрст Баварский Максимилиан Эммануил  очень расположен к Себастьяну, а значит и ко мне..   Мы прекрасно себя чувствуем в Мюнхене.  Да и как иначе - во время осады Вены Себастьян и Максимилиан вместе переносили тяготы реальной жестокой войны и должны были полностью доверять друг другу. 
    Головин Федор Алексеевич отбыл в Китай.  Перед отбытием он очень сокрушался, что ему назначили вдвое меньшее, чем он просил  воинское сопровождение - всего три тысячи человек вооруженных  лишь легкими огнестрелами казаков.  Даже в пушечках  отказали.  Я думаю на Урале Строганов укомплектует походной артиллерией  Головина.
     Вспоминал  Головин Федор Алексеевич  и покойного  Князя Григория Григорьевича Ромодановского - вот кто ему был бы  нужен в напарниках. А что удивительного?  - экспедицию поручили готовить к отправке Шакловитому - вояка еще тот!!
    Незадолго до этого мне передали, что я освобождаюсь от обязанностей резидента.  Еще одну деревеньку подарили, правда.
   Ой . кто-то в дверь стучит..... Подождите, подождите.. По какому вопросу?  От посла России  в Париже?  Пусть подождет... мне надо переодеться тогда...
    
       Барятинская меняет пеньюар на роскошное лиловое платье. Густые рыжеватые волосы делают ее неотразимой.  Она открывает дверь ... и ей протягивают пакет...

     Б а р я т и н с к а я.   И это все? А где подарок? Вот мужланы!! Как всегда из Москвы! Начинается - "по прочтении - сжечь!!".  Детский сад!!  Опять дьяк Лесков в своей улыбчивой манере!
   Читаем..."Всемилостливейшая Екатерина Владимировна! Царица Софья Алексеевна премного довольна Вашим тщанием на службе Царства Российского!  Вам надлежит продолжить Ваши труды в следующем направлении: Князь Василий Васильевич Голицын начинает подготовку военной экспедиции в сторону Крымского Ханства.  Такое крупное мероприятие невозможно удерживать в полной тайне. По мере проникновения  информации о сим событии в дипломатические круги близких Вам европейских стран ,  предписываем Вам незамедлительно сообщать в Москву эти сведения..." 
    Красиво пишет, старается... я даже думаю вот это маленькое пятнышко - это капля пота с его носа...Знающие люди говорят, что без бумажки часто пургу несет..
    Все понятно... дальше можно  не читать... Князь Василий  Васильевич  в своем репертуаре... осторожничать начал уже в самом начале... Я помню на балу как-то начал меня обжимать.. я понятно посопротивлялась, а когда сдалась - он сам и свинтился... Вот вояка!!
    Ладно, пробегу быстро глазами что тут еще пишется интересного...
    А вот кузен  Василия Васильевича  - Князь Борис Алексеевич Голицын - по-настоящему осторожный и тонкий политик...  ведь до сих пор еще не замечен  ни в одной политической неудаче!!
    Так из интересно и серьезного -  просят меня обратить внимание на валахов - их интересы и позиция в этой ситуации представляется весьма важной!   Ну что ж! Мне этого легко... многих знаю и вообще симпатизирую им. 
   Письмо прочитано, брошу я это письмо в камин... жалко,  что оно маленькое и никакого тепла от него нет... 
      Но вот мысли оно пробудило! Как-то вечером мы с Себастьяном опять стали обсуждать тему Руси в его жизни.  Оказывается, он был совсем юн, когда можно было в посольстве Мейерберга  отправиться в Москву. Но его мама, очень властная женщина,  по своей недальновидности  запретила ему это делать.  Ничего не объясняя. А приемом посольства в Русском Царстве  руководил Ордин-Нащокин - крупнейший русский дипломат того времени.  В результате Себастьян не тот уровень занял по работе позднее  - ниже, чем мог.
    Это я к тому, что Лескову надо отписать мою просьбу - сыновей моих отправить в миссию Головина в Китай, а ни  в коем разе к Голицыну. Единственное послабление - быть им все время по службе вместе!
.
     Все!  Пока!!
Звучит китайская музыка.
                Занавес.